Обобщение и систематизация знаний по теме: "Атомы химических элементов"

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Повторить и обобщить знания учащихся по изученной теме.
  2. Подготовить учащихся к контрольной работе.

Плакаты:

  1. Девиз: “Обобщение устанавливает закономерность, открытую среди всех возможных наблюдений”.
  2. Помните! В обобщении нужно выделять наиболее существенные признаки предмета и явления.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Повторение и закрепление знаний по теме.

Первый этап урока.
Строение атома.

Два ученика получают карточки-задания с последующей проверкой у доски после фронтального опроса учащихся.

Карточка-задание №1.

В следующих предложениях вставьте пропущенные слова.

Атом углерода содержит в ядре __________протонов и __________. Число электронов, находящихся вокруг ядра, как число протонов, равно__________ элемента. Число энергетических уровней определяется номером ________ периода и равно ________. Число внешних электронов определяется номером ________, и равно _______.”

Карточка-задание №2.

Определите число протонов, нейтронов и электронов для изотопов:

  1. Калия 39К, 40К
  2. Фосфора 30P, 31P

Вопросы для фронтальной проверки учащихся.

  1. Из чего состоят ядра атомов?
  2. Что такое массовое число?
  3. Какая существует связь между порядковым номером элемента, составом его ядра и относительной атомной массой?
  4. Что такое изотопы?
  5. Чем отличаются по составу атомы изотопов и что общего в строении их атомов?
  6. Дайте современное определение химического элемента.

Второй этап урока.
Свойства атомов химических элементов.

Четыре ученика получают карточки-задания с последующей проверкой у доски после фронтального опроса учащихся.

Карточка-задание №1.

Сравните строение и свойства атомов химических элементов: Li, Na.

Карточка-задание №2.

Сравните строение и свойства амомов химических элементов: Mg, Cl.

Карточка-задание №3

Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: Li, F, C, N, O.

Карточка-задание №4

Расположите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: Ba, Sr, Mg, Ca, Be.

Вопросы для фронтальной проверки учащихся.

  1. Каковы особенности электронного строения атомов металлов и неметаллов?
  2. Почему в периодах с ростом порядкового номера химических элементов усиливаются неметаллические свойства, а в группах – металлические свойства?

Третий этап урока.
Виды химической связи.

Четыре ученика получают карточки-задания с последующей проверкой у доски после фронтального опроса учащихся.

Задание-карточка №1.

Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой CaF2.

Задание-карточка №2.

Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой O2.

Задание-карточка №3.

Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой H2S.

Задание-карточка №4.

Определите тип химической связи и запишите схему её образования для вещества с формулой Ba.

Вопросы для фронтальной проверки учащихся.

  1. Какая связь называется ионной?
  2. Какая связь называется ковалентной? Какие виды ковалентной связи вам известны? Чем они отличаются?
  3. Что называется электроотрицательностью элемента? Как она изменяется с ростом порядкового номера элемента в периоде и в группе?
  4. Какая связь называется металлической?

Четвёртый этап урока.
Заключительный.

  1. Делаю выводы по основным этапам урока 1-3.
  2. Подвожу итог – ставлю оценки и комментирую их.
  3. Рассказываю о предстоящей контрольной работе.
  4. Задаю домашнее задание.