Урок чтения в 4-м классе по произведению Л.Н. Толстого "Булька"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить осмысленному, выразительному чтению.
  2. Развивать связную речь через пересказ текста и ответы на вопросы, развивать процессы логического мышления (умение анализировать и обобщать), корригировать внимание через точное выполнение инструкций урока.
  3. Прививать интерес, любовь к животным.
  4. Уделять внимание охране здоровья детей, через массаж биологически активных зон, гимнастику для глаз и использование разноуровневых заданий.

Ход урока:

I .Организационный момент.

Вот звонок сигнал нам дал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II . «Гимнастика ума»

Растираем «грабельками» лоб – все посторонние мысли уходят.

Растираем ушки – голова будет лучше думать.

«Вилочкой» массируем точки перед ушами и за ними – чтобы нам все хорошо видеть и слышать, быть внимательными.

III . Цель – девиз.

Сегодня на уроке учимся слушать и слышать – понимать себя, учителя и одноклассников.

Оценивать себя будем как всегда с помощью жетонов разного цвета.

VI .Проверка домашнего задания.

- Произведение, какого писателя мы изучаем?

- Какую басню вы читали дома?

Дифференцированная работа.

- Кто готовил пересказ? /ученик пересказывает басню/

- Кто работал над пословицами?/учащиеся поднимают руки/

- Нужно прочесть все пословицы.

1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что испек, то и кушай.

3) Стар на совет, молод на брань.

4) Стар годами, да молод умом.

Какая из пословиц подходит к басне? Прочитайте её и объясните свой выбор.

- О чем заставила вас задуматься эта басня? Помоги старому, сам стар будешь. Надо помогать старшим .

V . Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся еще с одним из рассказов Л.Н.Толстого. А о ком будет рассказ узнаете , если разгадаете загадку, составленную ученицей из слогов.

1 3 4 2 5 8 9 6 7 10 12 11 14 15 13
В чу жо дом го щу без не пу хо и зя гру щу на

«В дом чужого не пущу, без хозяина грущу». /собака/

VI . Беседа.

С давних пор живет рядом с человеком собака, охраняет его дом, защищает, помогает пасти стадо, охотиться на зверя. Каких только собак не бывает – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные, и все они, верно служат человеку. Ведь не даром говорят, что собака – друг человека.

- Какие породы собак вы знаете? / Учащиеся называют породы собак и немного рассказывают о них./

Пока шла беседа один из учеников составляет четверостишие, используя данные слова:

Есть — счесть, Чернашка – Мордашка. После окончания беседы заслушивается четверостишие.

У меня собачка есть,
Волосков ее не счесть.
Черненька Чернашка,
А зовут Мордашка.

Вывешивается изображение собаки. «Мордашка – старинное название собак породы бульдог».

А сейчас выясним название рассказа. Разгадайте грамматическую задачу: «Бульон – он + ка ».

/ «Булька»/

VII . Физминутка .

VIII . Работа с книгой.

1. Словарная работа.

В рассказе встретятся вот такие слова:

Мордашка – старинное название собак породы бульдог.

Пиявка – это кровососущие черви, которые живут в болоте и используются в медицине.

Перекладная – раньше передвигались на лошадях, лошади менялись на каждой станции, поэтому назывались перекладными.

Арап – чернокожий человек, в старину называли негров.

Клещук – клещ – вредитель животных и человека, переносчик возбудителей инфекционных заболеваний.

2. Чтение рассказа учителем.

- Почему Л.Н.Толстой написал рассказ об этой собаке?

3. Упражнение на внимание и развитие артикуляционного аппарата.

- Чтобы ваше чтение было правильным, четким, давайте немного разомнемся./ Произносим слова и выполняем соответствующие движения./ .

Жил на свете пес собачий.
У него был нос собачий,
Хвост собачий,
Рост собачий,
Нюх собачий,
слух собачий.

4. Чтение рассказа учащимися .

I , II части – чтение вслух по цепочке.

III часть – чтение «про себя» под тихую, спокойную музыку.

- Мысленно нарисуйте картину, как Булька бежит за хозяином. Докажи, был ли Булька предан хозяину.

5.Гимнастика для глаз .

- Ответы на следующие вопросы мы будем искать в тексте. Дадим глазам отдохнуть.

•  Глаза вправо, влаво . Язык вправо, влево.

•  Глаза вправо – язык влево.

•  Глаза влево – язык вправо.

6.Выборочное чтение.

I группа: Прочитать самостоятельно текст на карточке, найти лишнее предложение.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис как пиявка. Собака помнит, кто ее кормит .

II группа: Из слов данных на карточке выбрать те, которые встречались в тексте, подчеркните их.

Нижняя челюсть, лицо, молоко, глаза, скатерть, зубы и клыки, похож на арапа.

Проверка:

- Назови слова, которые встретились в тексте.

- О чем эти слова?

-Какой была внешность Бульки , прочитайте в тексте.

Проверка II группы:

- Какое предложение лишнее? Докажите словами учебника.

7. Целостное восприятие картины.

Посмотрите на картину. Она соответствует прочитанным строчкам. К сожалению, у нее отсутствуют некоторые части. Эти части у вас на партах. Давайте картинку приведем в порядок.

/Учащиеся прикрепляют вырезанные части/.

- Как вцепился Булька в медведя?

- Прочитайте еще раз лишнее предложение. Это, ребята, пословица. Подумайте, по смыслу подходит ли она к нашему рассказу?

- Почему вы так считаете?

- Как бежал Булька за своим хозяином?

- Как он вел себя, когда догнал хозяина? Покажите это мимикой, жестами.

IX .Вывод.

-Мы в ответе за тех, кого приручили, за ласку – они отвечают лаской, за заботу – заботой. Собака помнит, кто ее кормит. Мы должны заботиться о братьях наших меньших.

X . Домашнее задание.

У вас на партах карточки с домашним заданием.

  • Приготовить пересказ произведения Л.Н. Толстого «Булька».
  • Разделить текст на части и озаглавить их.

Прочитайте задания. Возьмите то с которым вы, как считаете, справитесь. Выберите каждый для себя.

XI . Итог. Учащиеся оценивают свою работу по количеству жетонов разного цвета.