Проект открытого урока русского языка в 6-м классе по теме: "Повторение об имени прилагательном"

Разделы: Русский язык


Тема: Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5-м классе.

Цели:

  • создать условия воспроизведения опорных знаний и умений; стимулировать поисковую деятельность;
  • формировать умения использовать прилагательные в речи;
  • воспитывать через упражнения любовь к красоте природы, внутренней красоте человека; интерес к предмету.

Оборудование:

  • таблица,
  • перфокарты,
  • тесты,
  • учебник литературы,
  • дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Игра “Ответил и сел”.

Вставить пропущенную букву.

Хорош…го, красн… (дугу), свеж… (колечком), пуш…стая, бел…нькая, ж…лтенькая, ро…кий, бли…кий, счас…ливые, уд…вительное, в…рховые.

II. Сообщение темы и цели урока

На доске написано: “Повторение … ”

Учитель: Ребята, помогите мне сформулировать тему урока. (Дети отвечают). Правильно, а как вы догадались?

Дети: В игре использовались имена прилагательные, значит, будем повторять об имени прилагательном. А так как мы ещё не изучали эту тему, то будем повторять материал 5 класса.

– Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке? (Дети отвечают). Как вам нужно работать, чтобы я вас похвалила и поставила хорошие оценки?

III. Актуализация учебных знаний

– Выполним тест.

1. Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.

2. На какие вопросы отвечает?

а) что делать?
б) когда? где?
в) какой?

Каким членом предложения является?

а) подлежащим;
б) сказуемым;
в) определением.

Совместно выводится правило, о том, что называется именем прилагательным.

– А помните ли вы, какова начальная форма прилагательного? (Именительный п., муж. род, ед. число.)

– Какие морфологические признаки прилагательного вам известны? (Род, число, падеж.)

IV. Тренировочные упражнения

1. Работа по учебнику

– Откроем учебник на странице 106 и проверим, всё ли мы вспомнили. Что мы упустили? (Прилагательные бывают полные и краткие.)

2. Упражнение на образование краткой формы прилагательного

Один из учащихся выполняет работу на оборотной стороне доски. Выполнив, учащиеся меняются с соседом по парте и проверяют.

Могучий, дремучий, дорогой, вкусный, плохой, огромный, белый, чистый, свежий, светлый.

– Какие признаки полных прилагательных сохраняются у кратких? (Род, число.)

– Каким членом предложения являются краткие прилагательные? (Сказуемым.)

3. Заполнение перфокарты

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

Большого, хорошего, чужого, колючем, прыгучего, свежего, дремучего, горячего.

    О Х   Х          
    Е   Х   Х Х Х Х Х

Самопроверка по оборотной стороне доски. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".

4. Работа со стихотворением

Чёрное и серое

Чёрное тихонько
Дремало на полу.
Серое тихонько
Пряталось в углу.

Чёрное тихонько
Лапой шевельнуло,
Серое проворно
Хвостиком вильнуло.

– Найдите прилагательные. Что с ними произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих вечных спутников существительных? (Они превратились в существительные.)

– Как называется этот способ словообразования? (Переход одной части речи в другую.)

V. Творческий диктант

– Мир без покладистых и дружелюбных прилагательных был бы серым и скучным.

Задание дифференцированное: одни учащиеся пишут диктуемый текст, другие вставляют, где возможно, имена прилагательные.

Было (прекрасное) утро. (Недалёкое) озеро чуть рябило от (лёгкой) зыби. Глаза невольно сжимались от (ослепительного) блеска (солнечных) лучей, которые сверкали (алмазными) искрами в воде. (Плакучие) берёзы купали в воде свои ветви, и кое-где берега поросли (густой) осокой, в которой прятались (большие, жёлтые) цветы.

– Сравним два текста. Какой из них вам понравился больше и почему? За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?

VI. Работа со стихотворением А.С. Пушкина “Зимнее утро”

– Какую роль играют прилагательные в поэтическом тексте? (Чтобы нарисовать образную картину.)

– Как эти выразительные средства называются? (Эпитеты.)

Задание: выписать из стихотворения эпитеты.

  • 1-я группа – из первой строфы. (Чудесный, прелестный.)
  • 2-я группа – из второй строфы. (Мутном, бледное, мрачные, печальная.)
  • 3 группа – из третьей строфы. (Голубыми, великолепными, прозрачный.)

– Что помогли выразить эти эпитеты? (Настроение грусти и радости.)

– Какую картину помогли нарисовать? (Картину чудесной природы.)

VII. Творческая работа

– Прилагательные очень гибкие слова, они могут приспособиться к любому существительному. Попытаемся нарисовать портрет человека

VIII. Работа в парах

– Подберём к данным существительным прилагательные для описания:

  • лица – бледное, узкое, широкое, смуглое, красивое, приветливое, … .
  • глаз – голубые, серые, выразительные, хитрые, задумчивые, … .
  • улыбки – радостная, приветливая, грустная, счастливая, … .
  • носа – с горбинкой, прямой, картошкой, … .
  • взгляда – открытый, спокойный, ясный, робкий, строгий, задумчивый, … .

– Мы с вами описали внешнюю красоту человека. А какая бывает у человека ещё красота ? (Внутренняя)

– Какие прилагательные подберём для описания внутренней красоты человека? (Добрый, ласковый, отзывчивый, бережливый, …)

IX. Работа в группах (задание для работы с одарёнными детьми)

– Бывают случаи, что не все прилагательные можно согласовать с существительными.

Задание: согласовать прилагательные с существительными.

  • 1-я группа. Дождевой – дождливый (вода, капля, облака, осень, погода, сезон).
  • 2-я группа. Особенный – особый (внимание, голос, доверие, значение, интерес, красота).
  • 3-я группа. Короткий – краткий (ответ, день, платье, прилагательное, разговор, рассказ).

Х. Подведение итогов

Учащиеся сами выставляют себе оценки.

– Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Каждый выступает.)

ХI. Домашнее задание