Организация самостоятельной творческой работы учащихся начальных классов на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тематическое планирование уроков развития речи во 2 классе.

1. Что такое речь? Речь устная и письменная.
2. Составление предложений из отдельных слов.
3. Текст. Тема текста.
4. Признаки текста. Главная мысль.
5. Признаки текста. Опорные слова.
6. Заголовок текста.
7. Ознакомление с понятием “изложение”.
8. Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.
9. Ознакомление с понятием “сочинение”.
10. Деление сплошного текста на предложения.
11. Устное составление текста по данной теме и опорным словам.
12. Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.
13. Обучающее изложение по вопросам и опорным словам.
14. Восстановление деформированного текста.
15. Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.
16. Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.
17. Редактирование текста.
18. Сочинение по личным впечатлениям.
19. Изложения текста по вопросам.
20. Редактирование текста.
21. Восстановление деформированного текста с помощью сюжетных картинок.
22. Обучающее изложение.
23. Восстановление деформированного текста.
24. Обучающее сочинение по серии картинок.
25. Редактирование текста.
26. Работа над деформированным текстом.
27. Изложение текста по плану (вопросам).
28. Обучающее сочинение.
29. Самостоятельное восстановление деформированного текста.
30. Контрольное изложение текста по вопросам и опорным словам.
31. Редактирование текста.
32. Сочинение рассказа по вопросам на основе наблюдений.
33. Сочинение по плану (вопросам).
34. Подведение итогов. Выставка лучших детских работ.

Тематическое планирование уроков развития речи в 3 классе.

1. Речь, предложение, текст. Признаки текста.
2. Изложение текста по плану – вопросам.
3. Текст-повествование. План.
4. Сочинение текста-повествования.
5. Деление сплошного текста на предложения.
6. Изложение текста-повествования по готовому плану.
7. Анализ образца детского сочинения.
8. Сочинение текста-повествования.
9. Восстановление деформированного текста.
10. Редактирование текста.
12. Изложение текста-повествования по коллективно составленному плану.
13. Текст-описание. Признаки текста-описания.
14. Сочинение-описание животного.
15. Обучающее изложение по готовому плану на основе зрительно воспринятого текста.
16. Редактирование текста.
17. Деление текста на части по готовому плану.
18. Обучающее изложение по коллективно-составленному плану на основе слухового восприятия текста.
19. Сочинение-описание растения.
20. Сочинение-описание человека.
21. Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.
22. Сочинение по материалам наблюдений в природе.
23. Восстановление деформированного текста.
24. Редактирование текста.
25. Контрольное изложение-повествование.
26. Анализ образца детского изложения.
27. Сочинение-повествование с элементами описания по личным впечатлениям.
28. Деление сплошного текста на предложения.
29. Изложение текста-описания.
30. Сочинение по серии картинок и коллективно - составленному плану.
31. Изложение по самостоятельно составленному плану.
32. Обучающее изложение.
33. Редактирование текста.
34. Подведение итогов. Анализ образцов детских изложений и сочинений.

Тематическое планирование уроков развития речи в 4 классе.

1. Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.
2. Сочинение по картине.
3. Редактирование текста.
4. Изложение текста по готовому плану.
5. Сочинение-описание погоды на основе собранного материала.
6. Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.
7. Работа над планом.
8. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
9. Работа над порядком слов при составлении предложений, объединенных темой.
10. Изложение текста-повествования с элементами рассуждения.
11. Отбор словаря по теме.
12. Обучение сочинению загадок.
13. Выборочное изложение текста по самостоятельно составленному плану.
14. Сочинение сказок о животных.
15. Контрольное изложение.
16. Редактирование текста.
17. Работа над деформированным текстом.
18. Подробное изложение по измененному плану.
19. Самостоятельное деление текста на части и составление плана.
20. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
21. Работа над сокращением текста.
22. Изложение текста-повествования с элементами описания.
23. Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование) по данному началу.
24. Сочинение волшебных сказок.
25. Сочинение бытовых сказок.
26. Свободный диктант.
27. Обучение сочинению стихов.
28. Изложение текста по самостоятельно составленному плану.
29. Редактирование текста.
30. Сжатое изложение по готовому плану.
31. Изложение с элементами описания и рассуждения.
32. Контрольное изложение.
33. Сочинение на тему летнего отдыха.
34. Подведение итогов. Чтение и оформление выставки лучших детских сочинений.

Урок развития речи в 3 классе.

Тема урока: “Изложение текста-повествования по готовому плану”.

Цели урока:

  • Продолжить работу над развитием умения писать изложения по готовому плану;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать орфографическую зоркость;
  • Воспитывать внимательность, прививать интерес к родному языку;
  • Воспитывать любовь к родной природе;
  • Осуществлять связь с жизненным опытом детей.

ХОД УРОКА

I. Речевая разминка

Отредактируй текст. Убери ненужные повторы.

  • Вася хорошо играет в шахматы. Он сумел выиграть партию у Серёжи. А у Серёжи по шахматам – первый разряд. Но Вася смог у него выиграть.

Отредактируй предложения. Убери ненужные слова.

  • Наша страна – она самая большая в мире.
  • Яблоня – она цветёт в конце весны.

Подбери подходящее слово.

  • Учитель достал классовый журнал.
  • У полковника на руке надеты командировочные часы.
  • Мы посмотрели комедиантский фильм.

Замени повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.

  • На полу лежит ковёр. Ковёр очень красивый и пушистый. Мы не ходим по ковру в уличной обуви. Уличную обувь мы меняем на домашнюю обувь.

II. Чтение текста учителем

– Внимательно послушайте текст. После прочтения будут вопросы по содержанию. Я посмотрю, кто из вас лучше и полнее на них ответит.

Кормушка

Галя и Саша жили в сторожке. Зимой дети подвесили к ёлке кормушку и насыпали корм. Однажды около кормушки появилась белочка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Малышка стала есть семечки. Ребята сделали для белочки столик. Они угощали её ягодами, сухими грибочками. Иногда дети зарывали корм в снег. У белки хорошее чутьё. Она лапками разгребала рыхлый снег и брала съестное. Всю зиму белочка прибегала к кормушке.

III. Беседа. Вопросы по тексту

– Для кого ребята сделали кормушку?
– Кто пришёл к ним за угощением?
– Как ребята кормили белочку?
– В какое время года надо подкармливать зверей и птиц?
– Какими детьми были Галя и Саша?

IV. Чтение текста учениками

Читает вслух один ученик. Класс “следит глазами” за читаемым текстом.

V. Деление текста на абзацы

– Ознакомьтесь с планом, который составлен к данному тексту (на партах у детей лежат карточки с планом).

  1. Кормушка у сторожки.
  2. Неожиданная гостья.
  3. Столовая для белочки.
  4. Беличье чутьё.

– Перечитайте текст ещё раз и попробуйте разделить его на смысловые части (абзацы), согласно данному плану.

VI. Орфографическая подготовка

На партах у детей лежат карточки с заданиями.

1. Подбери проверочные слова, вставь буквы.

Л...сной –  _____________
К..рму..ка – _____________
По..вилась – ____________
М..лы..ка – _____________
Разгр..бала – ___________
Съ..стное – ____________
ст..ро..ке – ______________
прил..тали – _____________
ост..рожно – ______________
уг..щали – _______________
бр..ла – _________________
приб..гала – ______________

2. Раскрой скобки.

(в)лесной______________
(на)сыпали_____________
(на)кормушку___________
(в)снег________________
(при)бегала_____________
(к)ёлке_________________
(в)неё _________________
(для)белочки____________
(у)белки________________

3. Спиши. Выдели орфограмму разделительные ъ и ь.

Чутьё, съестное_____________________

4. Спиши. Выдели орфограмму чк.

Белочка, птички____________________

5. Спиши. Выдели орфограммы жи и ща.

Жили, угощали_____________________

6. Выпиши из текста имена собственные_______________________________

7. Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.

подвесили, однажды, разгребала, съестное

VII. Лексическая подготовка

На партах у детей лежат карточки с заданиями.

1. Подбери синонимы.

    Корм – _____________________ .
    Чутьё – _____________________ .
    Подвесить – ________________ .

2. Подбери антонимы.

    Сухой – ____________________ .
    Появиться – _________________ .

3. Объясни значение слова.

    Сторожка – ___________________ .

4. Перифраз. Скажи по-другому.

    Однажды около кормушки появилась белочка.

VIII. Пунктуационная подготовка

– Прочитайте предложение. Обратите внимание на знаки препинания. Как вы думаете, почему здесь должна стоять запятая?

Они угощали её ягодами, сухими грибами.

IX. Устный рассказ

– Прочитайте текст ещё раз и перескажите его, пользуясь планом и опорными словами.

Опорные слова:

  • Подвесили, насыпали.
  • Появилась, прыгнула, семечки.
  • Столик, угощали.
  • Зарывали, разгребала, всю зиму.

(Рассказывают сначала по частям, а затем весь текст целиком.)

X. Повторное чтение учителем

– Теперь – полное внимание. Текст закрывается. Перед детьми остаются карточки с планом и опорными словами. Даётся возможность в последний раз услышать текст. Дети сверяют то, что они слышат, с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

XI. Самостоятельная работа учащихся.

В ходе написания изложения детям оказывается индивидуальная помощь.

XII. Самопроверка (по памятке)

Памятка

1. Ясно ли передал мысль?
2. Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?
3. Все ли слова употреблены удачно?
4. Орфография.
5. Пунктуация.

XIII. Итог урока

Прочтение нескольких работ учащихся.