Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога

Разделы: Социальная педагогика


В последние годы пришло сознание того, что школа должна давать не только образование, но и формировать личность, легко адаптирующуюся к окружающей среде, и удовлетворенную настоящим и устремленную в будущее.

В работе сделана попытка познакомиться с современными научными взглядами на социализацию и в частности на социализацию выпускников школы, выявить основные направления деятельности социального педагога в этом процессе. Если значение детства, юности в социализации разработаны давно подробно во многих монографиях, то о направлениях работы социального педагога по социализации приходится додумывать самостоятельно, исходя из опыта работы.

Л.В. Мардакаев в “Словаре по социальной педагогике” дает такое определение: социализация – это процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, групп, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация рассматривается и как процесс и как результат”.

Другой подход к определению этого понятия у А.И. Кравченко – автора пособия “Введения в социологию”, который социализацией называет “продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей”. Он подчеркивает, что значение социализации нельзя ограничивать только обучением детей, подготовкой к взрослой жизни, усвоением элементарных правил общественной жизни. Он считает, что это лишь узкое значение данного термина. Процесс социализации, по его мнению, начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. Им рассматриваются значения детства, юности, зрелого возраста и старости в этом процессе.

А.В. Мудрик в книге “Социальная педагогика” рассматривает, прежде всего, социализацию, социализированность, как результат социального становления человека, усвоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стации развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом.

П.А. Шептенко, Г.А. Воронина в пособии “Методика и технология работы социального педагога” называет факторы десоциализации: антисоциальная семья, нищета семьи, пьянство, наркомания, проституция, ранняя беременность, вовлечение в преступные и тоталитарные группы, изнасилование, физические травмы и дефекты, потеря жизненной перспективы, непонимание окружающих, одиночество, травля со стороны сверстников, романтические неудачи, суицидальные устремления, расхождения, противоречия между идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью.

Эти опасности подстерегают, прежде всего, молодого человека, юношу в возрасте от 13 до 19 лет. В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические изменения: возникает влечение к противоположному полу, усиливается склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Подростковый период называют “трудным возрастом”, “переломным периодом”. Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому неповиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается с позицией родителей, а частично со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраивается ее верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего “Я” происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Это утверждение А.И. Кравченко подтверждают и результаты анкеты [8] “Молодежный образ жизни”, проведенной в “СОШ № 110” в мае 2005 года социальным педагогом.

Осознавая себя частицей мира, 53% наших старшеклассников ощущают себя прежде всего гражданами своей страны, считают себя независимыми (“я сам по себе”) – 17%. Наш опрос подтвердил, что семья и родители очень значимые в жизни выпускников.

Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. На первое место наши выпускники ставят семейные и дружеские отношения, затем – “хороший заработок и материальное благополучие”; душевную гармонию и спокойствие, свободу – возможность быть самому себе хозяином.

Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно, если они касаются одежды, внешнего вида, манеры поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику “Я”. Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров “хорошо” и “правильно” только то, что им нравится.

Трудности социализации в этот период связан с тремя главными обстоятельствами:

  • несовпадение высокого уровня притязаний (стремление стать героем, нравиться) и низкого социального статуса тинэйджеров, который задан их возрастом;
  • несовпадение старого стиля водительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда останется ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных им психофизиологическим повзрослением;
  • противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.

Психофизическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы. Родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и нравственную ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. А тинэйджеры экономически несамостоятельны. Они лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важных решений, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.

В связи с этим можно говорить о ролевом бесправии тинэйджеров – меньшим объемом прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем взрослые. Но главное не в количестве, в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в три раза выше, чем у взрослых.

Социологи полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество есть не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу. Статус школьника считается “невзрослым”. Он не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников. тинэйджеры ищут признания своей психологической зрелости за рамками школы и семьи – институтов, где их продолжают считать детьми.

Семья признается всеми главным институтом социализации. А.В. Мудрик дает характеристику современной семье. Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения меняются, становится все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу.

Большое количество семей однодетных и состоящих из двух поколений – родителей и детей; бабушки и дедушки живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

При сохранении традиционного разделения “мужского” и “женского” труда первый в массе семей сведены минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней деятельностью.

Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высший статус в семье, нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени в не семьи. Это время наполняется занятиями, принятыми среди сверстников, и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями. Авторитет родительской власти чаще всего сегодня не срабатывает – на смену ему должен приходить авторитет личности родителей.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в ее эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека, влияет на формирование психологического поля ребенка, играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, в овладении социальными нормами. Ценности и атмосфера семьи определяет и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возложенные аспекты тою и другою.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит то, содержанием наполняется в них социализации, каковы ее результаты. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.) ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношением членов семьи. Что же касается воспитания в семье как относительно социально контролируемой социализации, то его в состоянии осуществлять небольшой процент российских семей.

Эти рассуждения ученого о современной семье заставляют походить по-новому к организации взаимоотношений школы с родителями, социальному педагогу необходимо учитывать их социальный статус, образование, возраст детей.

Социальный педагог попросил девятиклассников оценить себя по различным качествам (доброта, общительность, смелость, самообладание, уверенность в себе и т.д.) по пятибалльной системе, а затем предсказать, как их оценят по той же системе родители. После этого приглашенных в школу отцов и матерей попросили оценить своих детей и предсказать их самооценки.

Уже первые пробы показали, что дети гораздо точнее представляют себе, как их оценят родители, чем – юношеские самооценки. Наиболее вдумчивых родителей задача представить себе самооценку своего отпрыска т.е., как бы влезть в его шкуру очень заинтересовали, но показалось трудной. А некоторые родители даже не могли понять задание: “что значить – оценить качества сына так, как он сам их оценивает? Я лучше знаю, каков он на самом деле”. Даже добросовестно пытались стать на точку зрения сына или дочери, некоторые родители оказались неспособными отрешиться от собственных суждений: то, что им кажется самооценкой сына, есть на самом деле родительская оценка его качества. А ведь это значит, что самосознание ребенка, его “Я” родителям неизвестно.

Эти примеры показывают, что родители не всегда хорошо знают своего ребенка, его желания, проблемы, привязанности, не проявляют уважения, бывают несправедливыми, не умеют выслушать и понять повзрослевших сына или дочь. Именно социально-психологическая служба и классный руководитель должны помогать семье осознавать особенности взаимоотношений с их повзрослевшими детьми.

За последние 10 лет заметно изменилось социально-экономическая ситуация в стране, стали другими нормы и ценности, людьми поведения в обществе, мир, в который должен вступить выпускник, поэтому социализация старшеклассников приобретает особую актуальность.

Старший школьный возраст – это период вхождения в мир человеческой культуры и общественных ценностей, т.е. это процесс социализации, а с другой – возраст индивидуализации, открытия и утверждения своего уникального и неповторимого я, о чем уже было сказано выше.

Самосознание выпускников тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Опрос, проведенный в ходе анкеты “Молодежный образ жизни” (о ней уже было упомянуто выше), показал широкий спектр выбираемых профессий – от артиста, журналиста, экономиста, юриста, архитектора до государственного деятеля и предпринимателя. Единицы выбрали для себя профессию врача, военного и рабочего, никто не связывает свою дальнейшую жизнь с профессией учителя, инженера, фермера. Эти данные подтверждают и выводы фонда “Общественное мнение”: в конце 90-х годов учителями хотели стать 4% россиян, сегодня – меньше трех. Для старшеклассников характерна ориентация на профессии, не всегда востребуемые обществом.

66% анкетируемых нацелены на продолжение образования в высших учебных заведениях и понимают, что возможность получения хорошего образования зависит от собственного усердия и способностей (79%) и только 12% – от помощи семьи и наличия необходимых средств, нужных знакомств и связей, а 17% надеются на удачу и везение.

61% девятиклассников стремятся к жизненному успеху и мечтает о хорошей карьере, создании семьи, считают, что в семье должно быть 1–2 ребенка, верят в свою счастливую личную жизнь.

Никто не считает важным в своей жизни стремление к удовольствиям. Прагматичность современной молодежи подтверждает факт, что к высокому материальному уровню стремится 28% опрошенных, а к интересной творческой работе только 17%.

Анализ анкет показал, что старшеклассники ориентированы на здоровый образ жизни, считают недопустимыми занятия проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством и воровством. Судя по анкетам, можно считать социализацию наших выпускников вполне успешной, но проблемой остается профориентация выпускников, это и может стать одним из направлений деятельности социального педагога, как и оказание помощи в социальном взрослении через курсы, призванные научить старшеклассников моделировать свое будущее, отстаивать свои права, уважать интересы других людей, избежать опасностей социализации.

П.А. Шептенко, Г.А. Воронина считают, что заботой школы и социального педагога должно быть вовлечение подростков в разнообразные виды деятельности (подготовка и проведение совместно с детьми и взрослыми воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел) с целью расширения воспитательного пространства в социуме, создание службы по профориентации, помощь во временном трудоустройстве подростков, особенно из категории социально незащищенных (сироты, малоимущие, многодетные, “трудные” подростки, информирование о работе молодежных организаций, клубов, спортивных секций, социальная реклама, пропаганда культурного досуга и здорового образа жизни.

Перекликается с суждениями этих авторов и положения В.А. Мудрика о создании воспитательного пространства, так как социализация проходит в группах, коллективах, погружает детей, подростков, юношей в поток коллективной жизни.

Социальное воспитание, осуществляемое в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создать условия для позитивного направленных самоопределении, самореализации и самоутверждении, а в целом – для приобретения опыта адаптации в обществе.

Школой взросления, самостоятельности является общественное детское объединение, в нашей школе это “Единство”. Социальный педагог находит возможность сотрудничества с объединением по направлению “Милосердие” — это и сбор вещей для малоимущих, и подготовка встреч с детьми интернатов и престарелыми людьми Нежинского интерната, и подготовка выступления агитбригады “Мы выбираем жизнь”. (Приложение 1).

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика девиантного поведения, употребления ПАВ, подготовка старшеклассников к профессиональной адаптации являются ведущими направлениями в работе социального педагога по социализации старшеклассников. (Приложение 2).

Хотелось бы отметить следующее. Учащиеся не всегда доверяют школьному учителю или педагогу, например, в вопросах профилактики ПАВ, необходимо по возможности чаще приглашать специалистов, применять активные формы, привлекая старшеклассников.

В последнее время в практику работы школ входит курс “Мой выбор” для учащихся 9–11-х классов, который позволяет формировать у школьников умения и навыки принимать решение, делать осознанный выбор, брать ответственность за свои поступки, выделять главное и второстепенное в решении проблем, аргументировать свои позицию, находить компромиссные решения в конфликтной ситуации, позволяет школьнику понять особенности своей личности.

Исходя из всего изложенного выше делаем вывод:

Социализация – длительный, постоянный и противоречивый процесс вхождения индивида в социальный мир. Он предполагает усвоение актуальных знаний, выработку практических умений, приобщение к пропагандируемой в обществе системе ценностей. В ходе социализации формирующаяся личность осваивает различные социальные роли, накапливает жизненный опыт, обретает устойчивую линию поведения.

К основным аспектам социализации старшеклассников необходимо отнести следующее:

  • формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию;
  • сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций;
  • выработка системы жизненных приоритетов и ценностей;
  • накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми;
  • формирование гражданской позиции, осознанного отношения к общественно-политическим процессам, происходящим в стране.

Все эти аспекты социализации значимы и взаимосвязаны, ибо личность есть уникальная ценность и “не формируется по частям”.

Социальный педагог, учитывая аспекты социализации, через программы профориентации, полового просвещения и воспитания, правовой культуры, курсы, подобные курсу “Мой выбор”, через пропаганду здорового образа жизни, приобщение старшеклассников к волонтерскому движению и деятельности детских общественных организаций вносят вклад в социализацию выпускников.

Литература:

  1. Л.В. Мардакаев. Словарь по социальной педагогике. АСАДЕМА, 2002.
  2. А.И. Кравченко. “Введение в социологию”. М. Просвещение, 2001.
  3. А.В. Мудрик. Социальная педагогика. М., 2003.
  4. П.А. Шептенко, Р.А. Воронина. Методика и технология работы социального педагога. М. АСАДЕМА, 2002.
  5. Р.В. Овчарова. Справочная книга социального педагога. Творческий центр. М., 2001.
  6. Л. Бикеева. Настольная книга школьного учителя. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2003.
  7. В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова. Представление старшеклассников о будущем как аспект их социализации. (1998)
  8. Журнал "Воспитание школьников" № 2, 2005 г.

Программа "Правовое воспитание подростков в деятельности социального педагога"