Комбинаторные задачи

Разделы: Начальная школа


Цели: развитие умения решать задачи нового вида – комбинаторные задачи; развивать логическое мышление через нестандартные задачи; воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: карта страны “Эвристика”, фишки, воздушный шар, пеньки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке много гостей. Пришельцы с другой планеты приглашают нас на прогулку на воздушном шаре. Правда, заманчиво? Приглашение принимаем?

К дальней дороге надо подготовиться.

II. Разминка.

За каждый правильный ответ получаете фишку.

Пришельцы из космоса каждый день говорили по одному слову:

  • Понедельник – ма
  • Вторник – ма
  • Среда – па

Какое слово скажут в четверг?

На этом рисунке спрятались треугольники. Сколько вы сможете найти?

Рисунок 1

Ответ: 9.

Переложив две палочки, разверните дом в другую сторону.

Рисунок 2

III. Гимнастика для ума

Зарядка для нашей головы. Будем учиться размышлять, учиться работать с информацией.

Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)

От крышки стола отпилили один угол. Сколько осталось углов? (5)

В город ехало 5 автомобилей, а навстречу им ехало 3 автобуса. Сколько машин ехало в город? (5)

Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько км пробежала каждая лошадь? (40 км)

На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке? (Ни одного).

У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)

Что легче? Килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково).

Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый?

IV. Объяснение нового

Теперь в путь! Полетим на воздушном шаре. Удобно рассаживаемся. Ну, а в путь возьмем нашу песню!

(Исполняем песню эвристиков).

Отправляемся в страну “Эвристика”
На воздушном шаре мы сейчас.
Трудные загадки и задания
Ожидают на уроке нас.

Припев:

Эврика! Эврика!
Архимед произнес!
Сделав открытие
Важное для нас.
Станем мы умными,
Сильными, смелыми
Новые открытия
Будут и у нас.

Сделаем остановку в комбинаторной чаще.

На поляне два пенька. Сколькими разными способами Альберт с Алиной смогут здесь посидеть? (Двумя)

Оказывается в стране пришельцев государственный флаг имеет три цвета: красный, синий, зеленый.

Рассмотрите все возможные варианты раскрасок этих полосок на флаге.

(Самостоятельная работа на листочках).

Сколько разных вариантов раскрасок у вас получилось? (Объяснение: фиксируем один цвет..)

Пришельцы рассказали, что в алфавите их сказочной страны всего три буквы: Т, К, О.

Составьте и запишите слова из трех букв, которые могут быть в речи инопланетян.

(Кот, кто, тко, ток, отк, окт).

- Какие слова употребляются в русской речи?

(Кот, кто, ток).

Ребята, пуговица …Никто не потерял? А как можно ее пришить разными способами?

(Для пуговицы с 4 дырками всего 4 способа).

Нужно за собой убраться. Сколько различных пар дежурных моно назначить из 6 учеников?

Решение: изобразим каждого из участников точкой от 1 до 6. Тогда число пар дежурных равно числу отрезков, соединяющих эти точки попарно. Всего получается 15 пар дежурных.

V. Закрепление изученного

Ну вот и настала пора прощаться. Инопланетянам нужно возвращаться домой и нам пора вернуться в класс.

Обменяемся рукопожатиями.

Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько всего было рукопожатий? (6).

Итоги путешествия.

Глазки закрыли… Мы в классе.

Ребята, вы сегодня убедились во время путешествия, что задачи могут иметь несколько решений. Поэтому всегда, и на уроках, и в жизни ищите выход из ситуаций.

Понравилось ли вам занятие?

VI. Домашнее задание

Заполните пустые квадраты. Рассмотрите закономерность расположения фигур в квадратах и зарисуйте фигуры в пустые клеточки.

Рисунок 3

Рисунок 4

VII. Итог

Подсчет фишек.

Кто лучший эврист этого занятия? Похлопаем!

Спасибо за урок.