Урок химии в 9-м классе по теме: "Кислородсодержащие органические вещества: спирты и карбоновые кислоты"

Разделы: Химия


Пояснительная записка. В связи с переходом на концентрическое изучение химии учащиеся основной школы изучают вопросы органической химии в 9 классе. В нашей гимназии химия изучается по программе курса химии для 8-11 классов основной и средней (полной) общеобразовательной школы (авторы: Р.Г. Иванова, Л.А. Цветков). Учебник для 8-9 классов, автор Р.Г. Иванова. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 1999, 2002- 287 с.

Изучение отдельных тем курса химии в 9 классах, в частности органической химии, нередко вызывает затруднение преподавателей. Мною было принято решение разработать урок «Кислородсодержащие органические вещества: спирты и карбоновые кислоты». К сожалению, в учебнике отсутствуют уравнения химических реакций, характеризующие свойства спиртов и карбоновых кислот, а обязательный минимум содержания основного общего образования по химии включает знание этих вопросов. Поэтому в урок включены вопросы о химических свойствах спиртов и карбоновых кислот с написанием уравнений тех реакций, которые учащиеся могут написать, используя знания неорганической химии.

В урок включены разнообразные формы работы: беседа, работа с учебником, выполнение химического эксперимента, игровые моменты, которые носили дух соревнования. Всё это было направлено на развитие у учащихся умения сопоставлять, анализировать, наблюдать, сравнивать, выбирать нужную информацию.

Цель урока:

  • Продолжить формирование знаний о классах органических соединений, взаимосвязи между ними;
  • способствовать закреплению понимания взаимосвязи между строением, свойствами и применением органических веществ.

Задачи урока:

  • дать определение предельных одноатомных спиртов;
  • на примере этилового спирта показать горение спиртов, реакцию с металлическим натрием;
  • дать определение карбоновых кислот;
  • на примере уксусной кислоты показать общие свойства карбоновых кислот;
  • дать понятие реакции этерификации.

Оборудование:

а) для демонстрации: ситцевый платок, спирт, тигельные щипцы, в пробирке, закрытой пробкой с газоотводной трубкой смесь спирта, уксусной кислоты, концентрированной серной кислоты, спиртовка, спички, пробиркодержатель;

б) для учеников: уксусная кислота, метиловый оранжевый, магний в пробирке, пищевая сода в пробирке.

Ход урока

I. Подготовка к изучению нового материала. Активизация изученных понятий.

Учитель: мы познакомились с классом органических соединений – углеводородами. Сегодня мы приступаем к изучению соединений, которые отличаются по строению и свойствам от изученных ранее соединений.

Сначала давайте вспомним, что вы уже знаете об органических соединениях:

  1. Какие органические вещества относятся к углеводородам?
  2. Какой углеводород является родоначальником гомологического ряда алканов, алкенов, алкинов?
  3. Определите ряд углеводородов, составленный из:

а) алканов,
б) алкинов,
в) алкенов:

а)

С3Н8

С2Н4

СН4

С5Н10

С6Н14

С2Н2

С3Н6

С5Н12

С4Н10

 

б)

С2Н2

С3Н4

С5Н8

С6Н14

С4Н10

С5Н12

СН4

С5Н10

С3Н8

в)

С2Н4

С5Н12

С4Н10

С5Н10

С5Н8

С3Н6

С6Н12

С2Н2

С6Н14

4. Установите соответствие между названием углеводорода и его формулой (задание написано на доске):

1. Бутан А. С3Н4

2. Этилен Б. С4Н10

3. Бензол В. С2Н4

4. Пропин Г. С6Н6

Ответ:

1

2

3

4

Б

В

Г

А

III. Изучение нового материала.

Определение цели урока – познакомиться с соединениями, в которых есть кислород, выяснить, какие для них характерны свойства, каково их применение.

1. Спирты – производные углеводородов.

1) Учитель: что вы уже знаете о спиртах?

Учитель заслушивает ответы учащихся. Как правило, ребята знают, что этиловый спирт используется в медицине, в качестве растворителя, в производстве духов, одеколонов.

Можно дополнить ответы учащихся:

  • с. 233 учебника – этиловый спирт в больших количествах идёт на производство каучука;
  • окислением этилового спирта получают пищевую уксусную кислоту;
  • из этилового спирта получают хлорэтан, используемый для местной анестезии.

2) Учитель: на доске написаны структурные формулы метана и этана. Зная валентности атомов в органических соединениях, введите в формулы углеводородов один атом кислорода.

Учащиеся могут привести формулы:

для метана

img1.jpg (19236 bytes)

Для этана:

img2.jpg (21150 bytes)

Учитель: сравните структурные формулы углеводородов и спиртов. Сделайте вывод.

Учащиеся могут сделать вывод о том, что углеводороды и спирты связаны между собой.

Учитель: проанализируйте, состав спиртов. Какие группы атомов можно выделить в спиртах? Дайте определение спиртам.

Учащиеся, анализируя структурные формулы метанола и этанола, выделяют радикалы и гидроксильную группу. В результате обсуждения они могут дать определение спиртов.

Запись в тетрадь: спирты – это органические вещества, которые содержат гидроксильную группу, соединённую с углеводородным радикалом.

Пояснение. В 9-м классе, на мой взгляд, достаточно, если учащиеся научатся определять одноатомные спирты, поэтому определение спиртов может быть таким.

3) Изучение свойств спиртов.

Учитель. Изучите физические свойства спиртов.

Лабораторный опыт «Физические свойства этилового спирта».

Учащиеся рассматривают внешний вид спирта, его растворимость в воде, делают запись в тетрадь: этиловый спирт – бесцветная жидкость со своеобразным запахом, хорошо растворимая в воде (с 233 учебника).

4) Химические свойства спиртов.

Учитель: для спиртов, как и для углеводородов, характерным свойством является горение.

Демонстрация: опыт «Горение носового платка».

Носовой платок, предварительно смоченный в воде, смачивается спиртом, закрепляется в тигельные щипцы и поджигается. После проведения опыта – платок остаётся сухим и целым.

Задание учащимся. Составить уравнения горения метилового и этилового спирта:

2СН3ОН + 3О2 = 2СО2 + 4Н2О;

С2Н5ОН + 3О2 = 2СО2 + 3Н2О.

Учитель. Обратите внимание: один из атомов водорода соединён с атомом кислорода, поэтому этот атом водорода оказывается менее связанным с молекулой и может сравнительно легко вытесняться натрием.

Демонстрация: опыт «Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием».

Небольшой кусочек металлического натрия опускается в стакан со спиртом. Сверху стакан накрывается воронкой. Водород, выделяющийся в результате реакции, фиксируется при поднесении к носику воронки горящей лучины: раздаётся характерный хлопок.

Учитель. Используя знания о свойствах неорганических кислот, составьте уравнение данной химической реакции.

Учащиеся могут сами (или с помощью учителя) написать уравнение реакции:

2Н5ОН + 2Na = 2С2Н5ОNa + Н2img4.jpg (13344 bytes)

5). Затем обсуждается наркотическое действие этилового спирта. С. 233 учебника.

В краткой беседе учитель акцентирует внимание учащихся на пагубное действие спиртов на организм человека.

2. Карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

1). Учитель. На с 223 рассмотрите структурную формулу уксусной кислоты.

На доске приведены формулы метановой, пропановой кислоты, бутановой кислоты.

Обоснуйте связь карбоновых кислот и углеводородов.

Ученики указывают на наличие в формулах кислот углеводородного радикала и группы

img3.jpg (18415 bytes)

Учитель обозначает карбоксильную группу.

Можно сделать вывод о связи углеводородов и карбоновых кислот.

Запись в тетрадь: карбоновые кислоты – это органические вещества, в которых углеводородный радикал соединён с карбоксильной группой.

Учитель. Обратите внимание, какие названия даны кислотам.

Ученики. Анализируя приведённые структурные формулы и их названия, учащиеся делают вывод, что названия карбоновых кислот составляются от соответствующих углеводородов с прибавлением слова кислота. Что тоже указывает на связь углеводородов и карбоновых кислот.

2). Самостоятельная работа «Изучение химических свойств карбоновых кислот на примере уксусной кислоты»

Учащимся предлагается изучить свойства уксусной кислоты:

  • действие на индикатор;
  • взаимодействие с магнием;
  • взаимодействие с гидрокарбонатом натрия;

После проведённых опытов они делают вывод о том, что для органических кислот характерны те же свойства, что и для неорганических кислот.

Совместно с учителем записывают уравнения реакций:

2СН3СООН + Mg = (CH3COO)2Mg + H2img4.jpg (13344 bytes)

СН3СООН + NaHCO3 = CH3COONa + CO2img4.jpg (13344 bytes) + H2O – учитель указывает на практическое применение данной реакции в быту при выпечки мучных изделий.

Здесь же учащиеся делают записи о применении уксусной кислоты, используя текст учебника с 233.

3). Учитель: изученные нами вещества взаимодействуют между собой с образованием ещё одного класса кислородосодержащих органических веществ - сложных эфиров. Эта реакция носит название реакция этерификации – взаимодействие кислоты и спирта, в результате чего получается сложный эфир.

Демонстрация: опыт «Получение этилового эфира уксусной кислоты»

СН3СООН + С2Н5ОН = СН3СООС2Н5 + H2O

С. 233: Сложные эфиры в природе - учащиеся работают с учебником и делают записи в тетрадь.

Вывод по уроку: сегодня на уроке мы познакомились с кислородосодержащими органическими веществами – спиртами, карбоновыми кислотами, сложными эфирами, как производными углеводородов.

Домашнее задание: параграф 39, № 1, 2 (письменно) с 224.

Используемая литература.

  1. Химия: Учеб. Для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Р.Г. Иванова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 287 с.
  2. Каверина А.А., Иванова Р.Г., Корощенко А.С. Химия: Дидактические материалы для основной общеобразовательной школы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.
  3. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии. 8-й класс. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96 с.