Обобщающий урок музыки во 2-м, 7-м классах по теме: "Интонация музыкального образа"

Разделы: Музыка


Цели:

  • Формирование эмоционального отношения к музыкальному образу.
  • Овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

К уроку:

  • Портреты Л.Бетховена и Ф.Шопена.
  • Детские музыкальные инструменты.

Ход урока

1. Приветствие.

- С какой музыки вам хотелось бы начать наше занятие? Вы настроились на урок музыки, но еще не знаете, о чем пойдет речь, какие мелодии будут звучать. А ведь в каждом из вас уже звучит какая-то музыка – музыка вашего сердца, вашей души.

Учащиеся называют ту музыку, которую они хотят услышать, спеть.

- Разные чувства переживает человек, и все их можно встретить в музыке разных композиторов. О музыке известного композитора поэтесса Э.Огнецвет сказала:

Не свирели ласкающий звук,
Не криницы журчанье –
Это – крик человеческих мук,
Это – бури рыданье.
Это – взмахи раскованных крыл
И орлиные крики.
Это – радость, с какою творил
Печальник великий –
Не пастушескую пастораль
На лужайке раздольной,
А любовь, устремленную вдаль,
Под скрещение молний.

Учащиеся определяют имя композитора, о музыке которого идет речь.

- Разные чувства выражены в музыке Бетховена, определите: что выражено в этой интонации? (Играю зерно интонации симфонии № 5 Л.Бетховена) и какой образ создан?

Учащиеся отвечают на вопросы, подчеркивая, что Бетховен стремился своей музыкой сделать человека сильным, мужественным, способным преодолеть любые жизненные невзгоды.

- Сейчас прозвучит Симфония № 5, I часть.

Обратите внимание: только ли эта интонация является основой I части.

Учащиеся слушают.

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

Ребята делятся чувствами, переживаниями, которые они испытали во время слушания.

- Да, музыка вырастает из маленького зернышка, из интонации, которое определяет характер, настроение всего произведения. Какая музыка вырастает из этого зерна? (Исполняю интонацию песни “Снегири” Г.Портного).

- Что изобразила интонация? А что выразила?

Учащиеся дают характеристику созданному музыкальному образу.

- Какой инструмент поможет нам создать образ радости, озорства, шутки?

Учащиеся выбирают из предложенных детских музыкальных инструментов детскую флейту.

Флейта часто используется в музыке для изображения пения птиц.

Перед исполнением предлагаю подирижировать учащимся, ведь интонирующее движение – жест – возбуждает и развивает музыкальную память, чувства детей.

Эта песня звучит в исполнении учащихся второго класса.

- Сейчас прозвучит незнакомое произведение. Если бы вы сочинили такую музыку, как бы вы ее назвали? Что за образ отражен в ней? Что хотел сказать композитор, что он чувствовал, если сочинил именно такую музыку? Что почувствовали вы?

Звучит “Этюд №3” Ф.Шопена.

Учащиеся дают свои названия: Нежность, Грусть, Мечта, Осенний день и т.д.

- Почему так назвали эту музыку?

Ребята наперебой рассказывают о музыке, которая только что прозвучала.

- Вы знаете, очень часто слушатели дают название музыкальному произведению, которое прочно за ним закрепляется. Так было и с этой музыкой. После первых исполнений она получила название “Грусть”, то есть слушатели стали равноправными участниками в создании музыкального образа, как и композитор, и исполнитель.

- А как вы думаете, кто мог создать такую мелодию: Л.Бетховен или Ф.Шопен?

Ребята принимают решение, что эта музыка ближе романтическому стилю Ф.Шопена.

- Шопену предстоит поездка в Париж – город, куда мечтают попасть многие и вдруг такая музыка. Почему?

Учащиеся рассуждают, пытаясь понять чувства автора, и приходят к общему мнению: он потерял свою Родину.

Запела грустно флейта
И весь оркестр затих.
Заговорила флейта,
Коснувшись губ немых.
Взлетал все выше-выше
С твоим дыханьем звук.
Так высоко – чуть слышно,
Что захватило дух…

Какую музыку вы сочинили бы на эти стихи?

Ребята с удовольствием выполняют творческое задание, играя роль композитора.

- Вы знаете, ребята, эти стихи создала Ирина Денисова, которая живет в нашем городе, а музыку написал тагильский композитор Сергей Ведерников. Звучит песня “Соло для флейты”, которую с удовольствием исполняют учащиеся седьмого класса под аккомпанемент фортепиано и флейты.

Вывод: Наш урок подошел к концу. Мы пришли на него с разным настроением, но что произошло? Музыка нас всех объединила. Композитор создает с помощью интонации образ в музыке, исполнитель – продолжает это творчество? А слушатель? Мы были и композиторами, и исполнителями, и слушателями. Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой.