Тема урока: "Оксиды углерода"

Разделы: Химия


Цели:

  • развить умение работать с книгой и дополнительной литературой;
  • закрепить характеристику углерода;
  • изучить строение молекул оксидов углерода и на основе строения молекул изучить свойства.

Оборудование: химические справочники, белый лист, оценочный лист.

Методы: используются элементы технологии критического мышления

1. Организационный момент

Каким вы хотите увидеть сегодняшний урок?

2. Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, мы с вами изучили характеристику подгруппы углерода. Давайте вспомним строение атома углерода. Для этого каждый в тетради в течение 1-2 минут запишет все, что помнит об углероде.

Дети: Я знаю…

Учитель: Почему углерод проявляет степени окисления 4? Подумайте и обсудите в парах с соседом по парте.

Учитель: Через 1-2 минуты к доске выходит одна пара и объясняет, используя шкалу степеней окисления

___-4________0___+2____+4________

Учитель: Приведите примеры соединений с данной степенью окисления углерода.

Дети:

Учитель: Каждый, самостоятельно, учитывая объяснения учащихся у доски, выставит себе оценку за домашнее задание.

Учитель: Глядя на данные примеры соединений углерода СН4 метан мы с вами изучим позже, а оксиды углерода СО угарный газ и СО2 углекислый газ мы с вами изучим сегодня на уроке.

Объявить цель урока и познакомить с планом урока.

План урока

  1. Строение молекулы оксидов углерода СО и СО2
  2. Физические свойства
  3. Химические свойства
  4. Применение

3. Новый материал

Учитель: Используя учебники и дополнительную справочную литературу, заполните Диаграмму Венна по плану, используя рисунок.

Дети работают в группах по 4 человека, заполняя диаграмму на белых листах, лежащих на партах у учащихся в каждой группе.

Учитель: Если готова первая группа, рассмотрим у доски первый вопрос.

Дети: У СО - атом кислорода предоставляет одну из свободных электронных пар атому углерода, т.е. атом кислорода является донором, а атом углерода акцептором…

У СО2 – все четыре ковалентные связи полярные. Однако из-за линейного строения молекула в целом неполярна…

Учитель: Рассмотрим второй вопрос плана.

Дети работают в группах по второму вопросу плана.

Учитель: Если готовы, к доске следующая группа по второму вопросу

Дети: Рассказывают физические свойства угарного газа и углекислого газа.

Учитель: Дополняет. Угарный газ связывается с гемоглобином крови за счет свободных электронных пар. Угарный газ содержится 5% в дыме табака и 3% выхлопные газы.

1% углекислого газа у человека вызывает головокружение и недомогание, до 4% тяжкие последствия

Учитель: А теперь рассмотрим, как строение молекулы отображается на химических свойствах оксидов

Дети работают в группах по третьему вопросу плана.

Учитель: У доски сделать вывод о химических свойствах оксидов следующая группа

Дети: Оксид углерода (|V) является кислотным оксидом, ему соответствует угольная кислота Н2СО3 и вступает в следующие реакции:

  • с основными оксидами образует соли: СО2 + СаО = СаСО3
  • с основаниями образуется соль и вода: СО2 + Са (ОН)2 = СаСО3 2О
  • при избытке кислоты образуется кислая соль: СаСО3 + Н2О + СО2 = Са (НСО3)2
  • с водой образуется слабая неустойчивая угольная кислота: СО2 + Н2О Н2СО3

Учитель: А сейчас посмотрите опыт и скажите, что является качественной реакцией на оксид углерода (|V)? И запишите уравнения реакций.

Опыт: Помещаем кусочек мела в пробирку, закроем пробкой с газоотводной трубкой и делительной воронкой. В делительную воронку вливаем раствор соляной кислоты. Другой конец газоотводной трубки опускаем во вторую пробирку с Са (ОН)2, окрашенного фенолфталеином. Что мы наблюдаем? Обсудите и запишите уравнения реакции.

Дети: Гидроксид кальция (известковая вода) является реагентом на углекислый газ (выделяется белый осадок).

Учитель: Теперь рассмотрим химические свойства угарного газа.

Оксид углерода (||) угарный газ несолеобразующий оксид.

  • СuO + CO = Cu + CO2
  • SiO2 + 2CO = Si + 2CO2
  • 3Fe2O3 + CO = 2Fe3O4 + CO2
  • Fe3O4 + CO = 3FeO + CO2
  • FeO + CO = Fe + CO2

Оксид углерода (||) на воздухе горит голубоватым пламенем: 2СО + О2 = 2СО2

Учитель: А теперь рассмотрим последний вопрос нашего плана применение оксидов углерода.

Дети прорабатывают этот вопрос и отвечают.

Учитель: Каждый себе сам поставит оценку в оценочном листе за работу над новым материалом.

Дети проставляют оценки индивидуально.

Учитель: А теперь проведем небольшой диктант и узнаем, насколько вы освоили новый материал. Для этого первый вариант выписывает номера тех высказываний, которые подходят для СО, а второй вариант для СО2.

Химический диктант

  1. Газ, в воде практический нерастворимый
  2. Газ, заметно растворимый в воде
  3. Газообразный при обычных условиях
  4. Не имеет запаха
  5. Не сжижается
  6. Легко сжижается и затвердевает
  7. Ядовитый газ в любых концентрациях
  8. Не ядовит
  9. Горюч
  10. Не горюч
  11. Газ легче воздуха
  12. Газ тяжелее воздуха
  13. Степень окисления углерода +2
  14. Степень окисления углерода +4
  15. В молекуле между атомами ковалентная полярная связь
  16. Несолеобразующий оксид
  17. Кислотный оксид
  18. Реагирует с оксидами металлов с образованием металла и углекислого газа
  19. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение
  20. В реакциях может быть только окислителем
  21. В реакциях может быть и окислителем и восстановителем

Учитель: А теперь поменяйтесь листочками и проверьте друг друга, за каждый правильный ответ поставьте 1 балл, поставьте оценку в оценочном листе. Ответы правильные перед вами.

  • 1 вариант 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 16, 18, 21
  • 2 вариант 2, 3, 4, 6, 8, 9, 12, 14, 15, 17, 19, 20

Критерии оценок: 20 - 21 балл – “5”, 16 – 19 баллов – “4”, 10 -15 баллов – “3”, менее 10 баллов – “2”.

Поднимите руку, кто справился с диктантом на “5”, кто на “4”.

Определите сами каждый свое домашнее задание.

Если у вас есть ошибки с 1 по 12 вопрос - вам необходимо повторить физические свойства, если ошибки с 13 по 15 вопрос повторите строение молекул. Если ошибки допущены с 16 по 21 вопрос, обратите внимание на химические свойства оксидов.

Суммируйте свои оценки и выставьте одну общую оценку за работу на уроке. Перед выходом каждый сдаст мне свой оценочный лист.

Учитель: А теперь кто желает, дополните свой рассказ.

Я узнал….

Дети проговаривают, что нового интересного они узнали за урок.

Учитель: Понравился ли вам сегодняшний урок, что не понравилось?

Дети высказывают свое мнение об уроке.

Учитель: Спасибо за урок.

Оценочный лист

Ф.И. ученика Оценка
1. Домашнее задание  
2. Новый материал  
3. Диктант  
4. Итоговая оценка