Урок по теме: "Типы развития насекомых"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • закрепление классификационных признаков представителей класса насекомых;
  • формирование понятия “циклы развития насекомых”;
  • знакомство с типами метаморфоза насекомых.

Оборудование:

  • видеофильм “Развитие насекомых”,
  • фотографии и рисунки насекомых,
  • Таблицы “Отряды насекомых с полным и неполным превращением”, “Отряд Чешуекрылые”, “Отряд Жуки”,
  • коллекции насекомых.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Актуализация полученных ранее знаний.

Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы “Насекомые”. Задачами нашего урока являются: повторить особенности внешнего и внутреннего строения насекомых, изучить типы развития насекомых. Дайте ответы на вопросы:

1. Какие представители Класса Насекомых вам известны?

2. По каким признакам их можно отнести к одному классу?

Во время работы на уроке за правильный ответ на поставленный вопрос, ученик получает жетон. В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки.

Итак, вы перечислили все признаки, кроме одного: у насекомых имеется сложные циклы развития, с которыми мы познакомимся на уроке.

II. Изучение нового.

А) На доске вывешен рисунок червивого яблока. Детям задается вопрос:

Перед вами рисунок червивого яблока. Какое отношение имеет рисунок к нашей теме?

Дети делают предположения, среди которых звучит ответ, что яблоко поедает гусеница, которая является одной из стадий развития бабочки. Таким образом, делается вывод, что бабочка проходит в своем развитии несколько стадий.

Б) Далее задается вопрос:

Какие стадии, кроме гусеницы, имеются в жизненном цикле бабочки?

Для ответа на этот вопрос просматривается отрывок из видеофильма “Размножение и развитие животных”.

Задание к видеофильму:

  1. Запишите схему развития бабочки.
  2. Выделите особенности каждой стадии.

Учащиеся при ответе на первый вопрос, прикрепляют к доске карточки со стадиями развития, составляя схему. При этом комментируются особенности каждой стадии развития. Приходят к выводу, что бабочка в своем жизненном цикле проходит четыре стадии развития.

В) Учитель: Не все насекомые проходят все четыре стадии развития. Отгадайте загадку:

Какое насекомое называют “кухонным нахлебником”? (Таракан)

Таракана хоть раз в жизни видели все. Видел ли кто-нибудь гусеницу таракана? (Нет, не видели)

Вывод: у таракана имеются не все стадии развития.

Г) Назовите имеющиеся стадии развития таракана.

По ходу ответов на доску прикрепляются таблички со стадиями развития.

III Актуализация полученных знаний.

А) Таким образом, мы рассмотрели с вами два цикла развития. Каждый из этих циклов развития имеет свое название: развитие с полным метаморфозом и развитие с неполным метаморфозом. На доску вывешиваются таблички с соответствующими надписями к имеющимся схемам развития.

Схема на доске:

Б) Ведется беседа по вопросам:

1. В чем сходство и различия этих циклов?

2. Какой цикл развития является наиболее прогрессивным и почему?

3. В чем преимущества и недостатки каждого из типов развития?

4. Почему стадия гусеницы напоминает по внешнему строению кольчатых червей?

В) У учащихся на партах лежат рисунки и фотографии наиболее известных насекомых.

Им предлагается классифицировать насекомых по типам развития, а затем прикрепить рисунки на доску к соответствующим схемам.

Далее проверяем правильность расположения рисунков в соответствии с типом развития и в случае ошибки даются пояснения. Делается вывод.

4. Факторы, влияющие на скорость развития насекомых.

Что может повлиять на скорость развития насекомых?

Заслушивается заранее подготовленное сообщение по данному вопросу.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок в соответствии с количеством набранных жетонов.

V. Домашнее задание: № 27; творческое задание: “Загадки метаморфоза”.