Как логопедический кабинет превратить в творческую мастерскую?

Разделы: Работа с дошкольниками


Не место красит человека, а человек – место.
(народная мудрость)

Согласитесь, коллега, в детском саду нередко бывает так: срочно нужен специалист по речи – ведь большинство детей нуждаются в его помощи; но, извините, отдельного кабинета нет… Мне приходилось начинать работу логопеда, располагая лишь рабочим столом в помещении спальни – зато самое тихое, спокойное место в дошкольном учреждении. Затем “снимала угол” в медицинском кабинете детского сада (Спасибо за терпение медицинской сестре!).

Но наконец-то свершилось: в 2001 году мне отгородили в просторной туалетной комнате (это вовсе не смешно!) рабочую площадь – около15 кв.м (вместо 24 по санитарным нормам). В “наследство” достались, очень кстати, две раковины и шикарное окно – 180х175. Начались штукатурно-малярные работы… И вот за четыре года мой рабочий кабинет преобразился до неузнаваемости: на стенах моющиеся обои с ненавязчивым, неотвлекающим геометрическим рисунком в спокойной зелёной тональности; сверху – клеящиеся потолки, две люстры (электропроводка в изоляционных каналах). Широкая тёмно-зелёная ковровая дорожка часто на занятиях превращается в лесную лужайку. Большой мяч-прыгунец в углу ждёт ребят с отсутствующими звуками [Р], [РЬ] в качестве тренажёра-вибратора. Интерьер дополняют белые тюлевые шторы с зеленоватым узором, настенные часы, кашпо и напольные вазоны с вьющейся “берёзкой”.

Под обойным бордюром по периметру кабинета в одну строку, набранную на компьютере размером 72, наклеены цитаты выдающихся педагогов:

  • Сухомлинский В.А.: “Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.”
  • Сухомлинский В.А.: “Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.”
  • Сухомлинский В.А.: “Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.”
  • Корчак Я.: “Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения; нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, весёлого смеха, первых добрых усилий и удивлений, чистых, светлых и милых радостей”.

Ну, как можно образнее и весомее передать ту атмосферу, в которой живёт и работает дошкольный логопед? Лучше Сухомлинского и Корчака уже не скажешь… И эти высказывания создают в пространстве кабинета гуманистическую, благородную ауру.

Случайный человек, заходя в мой кабинет, недоумённо восклицает: “Это игровая комната?!”. И он по-своему прав – здесь всё подчинено закону детства: “Учимся, играя!”. Родителей логопункта поражает изысканный эстетический вкус, с которым выверен каждый фрагмент кабинета. Например, на спинке стула висит Незнайкина шляпа. Её наличие обосновано: под ней могут находиться отгадки, именно она позволяет любознательным “почемучкам” задавать самые любопытные вопросы и т.д. Коллеги дарят комплименты: “Ты создала сказку! райское местечко!” Но самая важная оценка – от детей: им здесь интересно и они наперебой рвутся на занятия в кабинет! Я же для себя отмечаю, что логопедический кабинет стал для меня творческой мастерской, научно-методической лабораторией.

Считаю, что основное назначение логопедического кабинета – созданиерациональных условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами. Это предполагает, во-первых, предметную среду с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами; во-вторых, научно-методическое (технологическое) сопровождение образовательного процесса; в-третьих, наличие логопедической документации и, в-четвёртых, информативный блок для педагогов и родителей.

 Золотое правило логопедического кабинета: сотрудничество ребёнка и взрослого. Взрослый (педагог, родитель) объясняет, контролирует выполнение задания, а ребёнок слушает, мыслит, действует. И “невозможное возможно”, когда малышу содействует и сопереживает его наставник.

Логопедический кабинет неслучайно получил название “Серебрянаяподкова”. Часто мы говорим об интеллектуале: “Он хорошо подкован!”. Ещё существует в логопедии основное артикуляционное упражнение “Лошадка”, когда умелый, “подкованный” язык выдаёт звонкое, самодостаточное цоканье. Ну, а “Серебряная подкова” потому, что один логопед на коррекционном поле не воин и занятий только с логопедом в кабинете недостаточно. Ребёнку со сложными речевыми дефектами нужна грамотная коррекционная поддержка воспитателей и родителей. Только тогда “серебряная” речь дошкольника от совместных усилий приобретает “позолоту”речевую норму.

В конце учебного года, на традиционном Празднике правильной речи, каждый выпускник речевой группы получает “Свидетельство о завершении коррекционного курса обучения” с “золотой” подковой-печаткой при речевой норме или с “серебряной” – при значительно улучшенной речи; к сожалению, немногим родителям вручается заслуженный “Диплом домашнего логопеда”.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет можно разделить на несколько рабочих зон:

1. Зона по коррекции произношения располагает настенными зеркалами (3 шт.), рабочими планшетами с артикуляционными укладами трёх речевых профилей (свистящие, соноры [Л], [ЛЬ], сонорные вибранты [Р], [РЬ]) и соответствующим занимательным картинным материалом, а также большой мягкой игрушкой – слонёнком Ушастиком. Дефекты шипящих звуков устраняются в течение одного месяца, поэтому в кабинете им не уделено много внимания.

2. Зона по преодолению ОНР (общего недоразвития речи) способствует развитию речи через рабочий планшет, содержащий рассказы и сказки для пересказов, картины для составления рассказов, кроссворды, загадки, стихотворения, словесные игры и задания по текущей лексической теме. В витражном окне “Лесная полянка” меняется экспозиция в зависимости от времени года. Например, зимой мох покрыт толстым слоем белоснежной ваты; под берёзовым пеньком спит, свернувшись клубком, резиновый ёжик; под искусственной ёлочкой устроил себе берлогу бурый медведь; белка щёлкает кедровые орешки; зайка теперь в белой шубке; лиса заметает свои следы пушистым хвостом; на полянке различные зимующие птицы; снегопад (из фольги) держится на тонкой леске, закреплённой скотчем и т.п. Наше “окно в мир природы” способствует развитию речи, расширению представлений об окружающем мире, пространственной ориентации, наблюдательности, воображению и даже эстетическому наслаждению.

3. Образовательная зона по подготовке к освоению грамоты. Это пространство оборудовано многофункциональной разлинованной магнитной доской, комплектом цветных магнитов (20 шт.), указкой (она же призвана превращаться в “волшебную палочку”); учебными планшетами – “Характеристика звука” и “Друзья Твёрдыша и Мякиша”; трёхъярусной этажеркой с 1) конструктором “Моделирование речи”, 2) магнитофоном, 3) мячами различной величины и фактуры; тремя учебными столами, имеющими приятную салатную окраску, и шестью стульчиками.

4. Зона оздоровительно-развивающей коррекции “Чудесная капелька” выполнена в цвете изумрудной волны, с аппликационными рыбками. Она оснащена двумя раковинами, двумя настенными зеркалами, полочкой с красными индивидуальными стаканчиками и технологическим планшетом с инструкциями по проведению “массажа…мозга”, “ручной” артикуляции и фонетической ритмики с аромотерапевтическим эффектом. (Любопытные процедуры? Тогда обратитесь к моим материалам на сайте Первого Фестиваля 2003/2004 уч.г.: http://festival.1 september.ru).

5. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое овальное зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений; столик, на котором скотчем наклеены слоговицы – 8 ярко-жёлтых квадратов 5х5, – помогающие правильно проговорить, отхлопывая ладошкой, сложные по структуре слова (детям нравится “проговаривать с квадратами”). В этой зоне обязательный для специалиста набор стерильных логопедических зондов; коробок с “волшебными” спичками – механическое подспорье при межзубном сигматизме; песочные часы – 5 минут; сменная игрушка на развитие физиологического дыхания; чётки из фундука – для формирования размеренного темпа речи и развития тонкомоторной координации; электронная клавишная музыкальная игрушка; попугай-диктофон, позволяющий вывести ребёнка на уровень произносительного самоконтроля; а также салфетница и мусорный стаканчик.

6. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:

  • справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии;
  • материалы по обследованию речи детей;
  • методическая литература по коррекции звукопроизношения;
  • методическая литература по преодолению ОНР (общего недоразвития речи);
  • учебно-методическая литература по обучению грамоте;
  • учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи (в папках с файлами);
  • пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах);
  • занимательное игровое обеспечение логопедических занятий (настольные игры – лото, puzzles; игрушки);
  • оборудование, способствующее формированию речевого дыхания;
  • оборудование, способствующее развитию пальце-кистевой моторики.

7. Зона ТСО (технических средств обучения). Её пространство – на полочках изящной пластиковой этажерки и располагает магнитофоном, диктофоном, микрофоном, электронной музыкальной игрушкой, электронными игрушечными телефонами, электронной книжкой со звукоподражаниями.

Здесь же аудиотека (кассеты с весёлой азбукой, сказками, популярными детскими песенками) и видеотека (видеокассеты “Домашний логопед” – С.-Пб., “Мастерская Игоря Шадхана”).

8. Рабочий стол учителя-логопеда. Здесь в момент поиска истины весёленький бардачок – много всего и отовсюду (речевой материал, демонстрационные и раздаточные пособия, игрушки, аудиокассеты, подручная мелочь, что-нибудь природосообразное – потрогать и понюхать, и т.д.). Но вот профессиональная кулинария закончилась. Готовые “блюда” с удивительным “десертом” – уже на коррекционном занятии.

А на рабочем столе чинно возвышается логопедическая документация:

  • паспорт логопедического кабинета;
  • протоколы по набору и выводу детей из речевой группы;
  • перспективное планирование на учебный год по основным разделам логопедической работы;
  • журналы обследования речи детей (по возрастным группам);
  • журнал посещаемости;
  • журнал движения детей;
  • речевые карты;
  • авторские индивидуальные коррекционные альбомы для домашних заданий: “РА-ДУ-ГА” (“Раскрашивай-Думай-Г[А]вори”) (см. сайт Первого Фестиваля 2003/2004 уч.г.: https://urok.1sept.ru), а для алаликов – “Моя первая тысяча слов”;
  • план методической работы учителя-логопеда;
  • тетрадь протоколов родительских собраний;
  • тетрадь учёта медицинского спирта;
  • портфолио научно-методических достижений специалиста (или творческая папка педагога).

Возможно, коллега, Вас заинтересовал “паспорт логопедического кабинета”?.. В этом документе (фотоальбом с “магнитными” страницами А4) классифицирована вся информация о назначении, оборудовании и оснащённости рабочего кабинета, в фотографиях наглядно представлены все рабочие зоны; разделы “паспорта” дублируются из содержания зоны 6 – см. выше. В творческом документе допустимы милые сердцу символы, мудрые высказывания, стихотворения, а на последней странице – отзывы и предложения коллег по усовершенствованию кабинета. Указан в “паспорте” адрес образовательного учреждения, рабочий телефон и Ф.И.О. логопеда. Наличие такого документа значительно облегчает педагогу поиск необходимого учебного или методического материалов.

Ещё на моём рабочем столе есть не еженедельник, а “идейник” – блокнотик с отрывными листочками, на которых я фиксирую свежие идеи, а затем их претворяю в жизнь.

9. Информативная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах “Советы логопеда” в коридорчике, ведущем в кабинет, и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Сегодня я мечтаю о приобретении в кабинет детской кушетки для проведения массажа и создании зоны релаксацииуголка игровой психотерапии, где музыка, природа, мягкие игрушки и мягкая мебель будут способствовать расслаблению заикающихся детей.

Уважаемый коллега! Вы удивлены, что столько всего наворочено в 9(!) рабочих зонах всего на 15 кв.м?.. Я Вам больше скажу: чтобы речь ребёнка долго не оставалась только “кабинетной”, мы целенаправленно расширяем коррекционное пространство кабинета, когда “жуком жужжим и летим” из группы на занятие или возвращаемся из кабинета – этот маршрут составляет около 30 м в один конец (по аналогии закрепляем “комариную песенку” [З], гусиную – [Ш], змеиную – [Щ], летим на грузовом самолёте – [Л] и т.д.)

Помимо самообразования, немалую роль в моём профессиональном становлении сыграло консультационно- методическое окружение логопедического кабинета:

  • РМО (районное методическое объединение) учителей-логопедов (рук.Быконя Е.Д.и опытные коллеги);
  • Управление образования Емельяновского района (зам.начальника УО по научной работе Песковский Е.А. и специалист по дошкольному образованию Гурьянова Л.К.);
  • районный Центр диагностики и консультирования (рук.Алисова О.С., психологи Зиновьева Е.В. и Стародубцева В.А.);
  • районный Ресурсный центр (рук.Бордуков К.М., зам.по научно-методической работе Вычужанина Н.И. и методист Логинова С.Н.);
  • Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования (зав.кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Жесут Л.В., ст.преподаватель Тимофеева Т.А. и доктор психолог.наук Уфимцева Л.П.).

Благодарю этих милых людей за продуктивное сотрудничество и мудрые советы!

Спонсорами в создании предметной среды логопедического кабинета выступают родители речевой группы. Я очень признательна им за бескорыстную помощь!

Рекомендую начинающему коллеге по проблеме оборудования логопедического кабинета изучить следующую литературу:

  • Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на- Дону, “Феникс”, 2001.– с.226-227.
  • Логопедия. Учебник для студентов дефектол.фак.педвузов. /Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., “Владос”, 1999.– с.584-586.

В районном педагогическом конкурсе 2004/2005 уч.г. “Лучший логопедический кабинет дошкольного учреждения” мой кабинет стал победителем в номинации “Самая эффективная коррекционная среда логопедического кабинета”.

На память дарю Вам, уважаемый коллега, свою визитку:

Логопедический кабинет

“Серебряная подкова”

Логопедическая помощь:

  • обследование речи;
  • диагностика речевых нарушений;
  • консультация по коррекции речевого дефекта;
  • составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы;
  • логопедические занятия по развитию речи,
  • коррекции звукопроизношения и подготовке к освоению грамоты;
  • отслеживание промежуточных результатов;
  • методическая помощь коллегам.

Учитель-логопед высшей категории 

Семенкова Татьяна Васильевна. 

Адрес: 663020, Красноярский край, п.Емельяново,

ул.Декабристов, 76. Детский сад №1.

 Раб. тел.: 8(233) 21184.

Часы работы: 10.00 – 17.00 (ежедневно). 

Звоните. Приезжайте. Буду рада новым знакомствам! 

Желаю коллегам удивительных и оптимальных решений по преобразованию логопедического кабинета в творческую мастерскую!