Создание оптимального условия для физического и психологического развития младшего школьника

Разделы: Классное руководство


Перед школой сейчас стоит много важных задач. Школа должна прежде всего работать над созданием человека, живущего в гуманистически ориентированном обществе. Основой школьного образования выступает личность ученика. Важной задачей современной школы является нравственное воспитание ребенка. Сознание ребенка как губка быстро впитывает и плохое, и хорошее. Школе необходимо совершенствовать нравственное образование. Мы должны стремиться к культуре, к новому, к совершенству внутреннего мира учащегося. Поэтому важное место в школе должно отводиться профессиональному психологу, который должен попытаться раскрыть и понять ребенка. Перед школой стоят трудные задачи организации условий и возможностей:

  • для эффективного личностного роста ребенка;
  • для совершенствования ребенка в учебной деятельности;
  • для повышения функциональной грамотности учащихся.

Содержание сферы личностного роста включает целенаправленную педагогическую актуализацию развития личностной зрелости ребенка (осмысления им своего жизненного пути, стремления к раскрытию своих способностей, самосовершенствованию и т.д.). Реализация данной сферы осуществляется через организацию личностно-ориентированной деятельности, имеющей социальный эффект, направленной на развитие творческих способностей, индивидуальную работу со школьниками, психолого-педагогическую коррекцию деятельности учащихся.

Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является поистине глобальной. Перед общеобразовательными учреждениями республики стоит задача найти наиболее эффективные и действенные формы работы по формированию и утверждению здорового образа жизни, должна вестись работа, направленная на сохранение, укрепление и улучшение качества здоровья детей.

Цели:

  • поиск наиболее оптимального условия для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья младших школьников;
  • создание развивающей среды, основанной на деятельно-возрастном системном подходе и опирающаяся на современное представление о предметном характере деятельности, развитие и значение для психологического и личностного развития ребенка, для формирования у учащихся отношения к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха;
  • охрана и укрепление здоровья детей;

Задачи:

  • популяризация преимуществ здорового образа жизни;
  • увеличение количества детских спортивно-оздоровительных клубов, привлечение учащихся;
  • разработка и внедрение в жизнь системы “выращивания” учащихся, показывающих спортивные результаты;
  • развитие системы экскурсионной, туристической работы.

Актуальность темы: новизна и сложность задач, объем и характер предстоящей работы, отсутствие методических рекомендаций требуют вариантов решений этой проблемы. Назрела необходимость создания благоприятных условий с целью развития каждой личности.

1. Здоровье как социально-психологическая категория

“Каждый человек должен знать и понимать законы развития биосферы и самостоятельно изменить способ своей индивидуальной жизнедеятельности, соотнося его с этими законами”, – к такому заключению пришли главы государств и правительств 179 стран в Рио-де-Жанейро в 1992 году на Конференции ООН по окружающей среде и развитию человечества, на которой была принята "модель устойчивого развития мирового сообщества", основанная на положении о необходимости перестройки экологического сознания человечества и здорового образа жизни. Таким образом, воспитание и просвещение всего населения (и детей, и взрослых) стало приоритетной задачей государств. Важная задача, решаемая в данном проекте, – это создание условий, при которых дети интересуются тем, как надо заботиться о своём здоровье.

Прямые призывы к ведению здорового образа жизни и запреты, угрозы и запугивания не только безрезультатны, но и вредны, так как вызывают скрытое противодействие у детей.

Умственный потенциал включает физическое функционирование и начинает именно с него. Быть физически, умственно и социально совершенным – это прекрасно. Всем детям, которым предоставляется этот шанс, очень нравится быть физически совершенными. Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта.

2. Физическое воспитание и становление характера

Физическая культура органически вплетена в ткань культуры общества и личности. Это сложное и многостороннее явление. Она помогает человеку раскрыть свои силы, увидеть свои возможности, поверить в себя. Физическая культура сказывается на всем облике человека, укрепляя физические и душевные силы, вселяет бодрость и энергию. Для успешного достижения цели необходимо сконцентрировать все свои возможные жизненные ресурсы, внутренние и внешние, необходимо единство души и тела, самоконтроль и самодисциплина.

Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение интеллектуального, эмоционального и личностного развития учащихся, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни. Известно, что проблема формирования образа жизни может решаться с разных позиций посредством:

  • просветительской деятельности;
  • изучения особенностей своего организма;
  • изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;
  • формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.

Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Создание благоприятной психологической атмосферы поддерживает познавательную активность учащихся. Для этого необходимо сотрудничество учеников и учителя, включение всех в коллективные формы деятельности, создание творческой атмосферы, умелое применение поощрения и наказания в случае необходимости. Эмоциональность речи учителя, познавательные игры, необычная форма преподнесения материала также способствуют повышению уровня мотивации учащихся. Если мы хотим благополучия своим питомцам, то должны объединить усилия школы, родителей, социума, государства. Ведь семья – ячейка государства, общества, где закладывается семейное воспитание, залог будущей самодостаточности детей.

Физическое воспитание – часть образа жизни человека. Оно опирается на научные данные о физических и психических возможностях организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Она как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека.

Развивающая функция состоит в совершенствовании физических сил, включая мышечную и нервную систему, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пространстве в экстремальных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся условиям.

Воспитательная функция направлена на укрепление выносливости и закалки морального духа человека. Древние говорили: “в здоровом теле – здоровый дух”. Физическое здоровье обеспечивает ощущение полноты и радости жизни, успех в труде и творческой деятельности.

В современных условиях главной целью работы школы стало не столько обучение, сколько воспитание ученика, развитие не столько интеллекта, сколько личности ребенка.

Показатели воспитанности ученика:

  • поведение в семье: активное участие в делах и проблемах семьи, старательное выполнение постоянных обязанностей по дому, самообслуживание, забота о младших и старших членах семьи, проявление инициативы в подготовке и проведении семейных праздников;
  • поведение в школе: дисциплинированность и активность на уроках, повседневное выполнение Правил для учащихся, аккуратность и старательность в выполнении заданий, бережное отношение к школьному и классному имуществу, активное участие в общественных делах класса и школы;
  • отношение к старшим: вежливость, соблюдение этикета в общении со старшими, оказание им помощи, разумное выполнение их поручений;
  • отношения со сверстниками: отношение к друзьям, инициатива в оказании помощи товарищам, искреннее сопереживание их радостей и горестей, умение держать слово и выполнять обещанное, отсутствие стремления непременно чем-то выделиться, сдержанность в спорах;
  • поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил уличного движения, бережное отношение к природе, к животным, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, привычка уступать старшим место в транспорте;
  • отношение к себе: постоянная занятость полезным делом, умение заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, привычка доводить начатое до конца, стремление быть честным и искренним, привычка не брать чужих вещей без разрешения, доброта, способность не завидовать чужим успехам, честность в признании своих проступков и ошибок, стремление их исправить, умение воспринимать критику, нетерпимость к обману, воровству, отсутствие вредных привычек, готовность прийти на помощь с риском для себя, умение отстаивать свое мнение с помощью логической аргументации, а не силой, настойчивость в преодолении трудностей, систематическое и упорное самовоспитание, физическое самосовершенствование, опрятный внешний вид.

Созревание физических и духовных сил ребенка осуществляется на разных этапах становления личности неравномерно. Для ребенка как субъекта воспитательного процесса характерны некоторые особенности возрастного личностного проявления. Ребенок младшего школьного возраста осваивает мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе.

В мировой практике существует множество определений понятия “Здоровье”. Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а нечто большее и значительное.

Здоровье человека – это его способность сохранять соответствующую возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации.

3. Образ жизни как система взаимоотношений человека

Природа позаботилась о нашем ресурсе здоровья, снабдив нас от рождения структурной и сенсорной информационными системами, обладающими способностью к саморегуляции и поддержанию жизни. Дальше все будет зависеть от того, в каких условиях мы будем им распоряжаться, от нашего ОБРАЗА ЖИЗНИ.

Образ жизни, по латыни “модус вивенди”, – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

И чем раньше у человека сформируется мотивация, т.е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом. Здоровье – это социально-психологическая категория. От здоровья общества зависит здоровье каждого его члена.

Объективным показателем, определяющим возможности для здорового образа жизни, служит состояние здоровья.

Возможность вести здоровый образ жизни зависит:

  • от пола, возраста и состояния здоровья;
  • от условий обитания (климат, жилище);
  • от экономических условий (питание, одежда, работа, отдых);
  • от наличия полезных привычек (соблюдение гигиены, закаливание);
  • от отсутствия вредных привычек (курение, пьянство, малоподвижный образ жизни и т.д.).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что здоровье человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять; здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.

Образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства.

В социальном аспекте образ жизни и создание условий для формирования стиля здоровой жизни каждого человека зависит:

  1. От конкретных исторических условий и культурных традиций государства – макросоциальный фактор.
  2. От экономического положения отдельной семьи – микросоциальный фактор.
  3. От места здоровья и иерархии потребностей конкретной семьи – психосоциальный фактор.
  4. От установок самой личности в вопросе определений места здоровья и иерархии потребностей – психологический фактор.
  5. От наличия факторов риска.

Перед каждым творчески работающим педагогическим коллективом стоит вопрос: как создать такие условия, чтобы школьник формировался как личность творческая, внутренне свободная, здоровая, способная ценить себя и уважать других?

Самая большая ответственность педагога – обеспечить оптимальные условия для развития каждого ученика. Как сказал известный французский педагог Селестен Френе: “Цель воспитания – максимальное развитие личности”.

Человеческие потребности и развитие личности

Научить школьников осознавать себя полноценной, здоровой личностью, ориентированной на благородные социально значимые цели, и является гуманной нравственной задачей для педагогов, психологов, социологов, медиков. При этом стоит учитывать гиперактивный, деятельный характер. Необходимо не только обеспечить нравственное просвещение, но создать условия, когда они смогут активно реализовать свою позицию в общении с близкими людьми, становясь носителями нравственного, здорового – в физическом и психическом понимании этого слова – образа жизни.

4. Найти свое истинное “Я”

Открытие “Я” это знание о своем знании своей самости.

Цукерман

Для воспитания тысячи детей нужна наука управления, для воспитания одного – наука общения. Родина воспитания – семья. Воспитывать надо, как в семье. У воспитателя в школе есть мощное орудие – коллектив детей, ребенка воспитывает дух коллектива. Приобретение индивидом личностного качества, определяющего его поведение и психические свойства, возможно на основе выделения и осознания себя, своего “Я” как субъекта в системе взаимоотношений людей. Человек есть личность не по природе, а по духу. Выделение и осознание себя, своего “Я” в системе взаимоотношений людей содержательно обосновывается и опосредуется реальной жизнью человека, всеми формами его отношений с миром. “Человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним способом, следовательно, как целостный человек”.

Ценностностью мы называем психологическое образование, которое представляет собой взаимосвязь, единство между наиболее значимой для человека сферой действительности, той или иной стороной его жизни и способами осознания, выделения и утверждения себя, своего “Я” в системе отношений с окружающими людьми.

Современные исследователи в области физического самовоспитания рассматривают физическое самовоспитание с позиции укрепления здоровья самосовершенствования физических качеств, овладения двигательными навыками, воспитания волевых и нравственных качеств личности. Физическое самовоспитание – реализация своего физического и духовного потенциала для полезного служения людям, Отечеству, обществу. Формирование духовно-нравственной личности, где системообразующим компонентом выступают духовно-нравственные ценности бытия. Организация работы школьников над собой в плане физического самосовершенствования включает несколько этапов:

  1. Психолого-педагогическая подготовка;
  2. Практическая организация;
  3. Стимулирующий;
  4. Контрольно-коррекционный.

Формирование у личности Я-концепции через Де.

Семья – с рождения до 3-х лет (эмоциональное общение) – Я.

Дошкольное воспитание, сюжетно-ролевая игровая Де – 3–6 лет – Я хочу. Я нравлюсь. Я способен. Игры. Воскресная школа. Компьютерные игры. Экскурсия в школу. Анкетирование. Собеседование. Родительский час.

Начальная ступень – 7–10 лет, 1–4 классы, ценностные отношения. Модель выпускника 1 ступени – Я могу, познаю. Я ищу себя. Игры. Классные часы. Экскурсия. Беседы. Психологические тренинги. Игры на общение. Кружки и секции. Музейные уроки. Встречи. Детская организация.

В основу положено представление о том, что каждому возрасту как своеобразному и качественно-специфическому периоду жизни человека соответствует определенный тип ведущей Де, его изменение характеризует смену возрастных периодов. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психологические новообразования, преемственность которых создает единство психического развития ребенка:

1. Непосредственно-эмоциональное общение с взрослыми присуще младенцу с первых недель его жизни и до года. У младенца формируется потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним, хватание как основа человеческих действий с вещами, ряд персептивных действий.

2. Предметно-манипулятивная Де характерна для ребенка от 1 года до 3 лет. Воспроизводит общественно выработанные способы действий с вещами. Центральное новообразование этого возраста – появление у ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного “Я”.

3. Игровая Де свойственна ребенку от 3 до 6 лет. Развиваются воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность к выявлению моментов соподчинения и управления, а также формируются обобщенные переживания и осмысленная ориентация в них.

4. Учебная Де характерна для детей от 6 до 10 лет. Возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы учения.

5. Общественно-значимая Де, присущая детям от 10 до 15 лет, включает в себя такие виды, как трудовая, учебная, общественно-организационная, спортивная и художественная. Появляется умение строить общение в различных коллективах, рефлексия собственного поведения, умение оценивать возможности своего “Я”, т.е. практическое сознание.

Таким образом, полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в начальной школе направлено на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущие и накопленные деятельности.

Заключение

Проблема состояния физического и психического здоровья подрастающих поколений является сегодня поистине глобальной. Перед общеобразовательными учреждениями стоит задача найти наиболее эффективные формы работы по формированию и утверждению здорового образа жизни, должна вестись работа, направленная на сохранение, укрепление и улучшение качества здоровья детей.

Личность развивается под воздействием внутренних движущих сил (потребностей, мотивов, желаний, интересов и т.д.). Основу концепции гуманистического подхода к процессу развития личности составляет пирамида жизненно важных потребностей по А. Маслоу. Жизненные потребности составляют физиологические нужды. Стремление к безопасности, защите он определяет как вторую жизненно важную потребность человека. Тому, кто чувствует себя социально защищенным, не проявляет агрессии, меньше подвержен стрессовым ситуациям, легче контактировать с окружающими людьми. Потребность быть принятым, потребность в самоуважении составляют третью и четвертую ступени потребностей по Маслоу. Пятый уровень обозначен как потребность в самоактуализации, которую он понимает как непрерывную реализацию потенциальных возможностей, способностей, как совершение своей миссии, призвания, как более полное познание. Он отмечал, что именно стремление к самоактуализации является ведущим мотивом здорового человека. Большое значение для человеческой жизни имеет потребность в развитии, самосовершенствовании, самоактуализации. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего развития и движения вперед.

Литература:

1. Г.К. Зайцев Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. 2-е издание. СПб.: Акцидент, 1998 – 159 с.

2. И.И. Соковня-Семенова Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие: для студентов ССУЗ. М.: Изд-во “Академия”, 1999 – 208 с.

3. Б.Т. Лихачев Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов ВУЗ. М.: Юрайт, 1998 – 464 с.

4. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть I . Основы нравственного выбора. Отв. ред. А.С. Белкин. Екб: Изд-во УрГУ, 2000 – 280 с.

5. Нравственность. Здоровье. Семья: Методическое пособие для учителя. Часть II . Ценностные ориентации семьи. Отв. ред. А.С. Белкин.   Екб: Изд-во УрГУ, 2001 – 324 с.

6. Н.И. Непомнящая Становление личности ребенка. М.: Педагогика, 1992 – 160 с.

7. Народное образование Якутии. Общественно-педагогический журнал. №3, 2004.

8. С.Л. Соловейчик Педагогика для всех. М.: Изд. Первое сентября, 2000 – 496 с.

9. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Республика Саха и международное образовательное пространство: перспективы развития”, сост. О.М. Чоросова, Р.С. Мамаева, Н.В. Ситникова. Ред.: Е.Н.Габышева и др. Якутск: Изд-во Института развития образования МО РС (Я), 2001 – 260 с.

10. Г.А. Цукерман Психология саморазвития. 1995.