Урок по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Упражнять в правописании безударных гласных в корне слова.
  • Закреплять работу над изученными правилами.
  • Развивать каллиграфические навыки.
  • Воспитывать активность, внимательность, любовь к природе.
  • Познакомить с обитателями морей, наукой, изучающей мир морей.

Оборудование:

  • макет корабля,
  • иллюстрации моря,
  • видеозапись,
  • рисунки рыб,
  • бескозырки,
  • карточки с заданием,
  • сигнальные карточки.

I. Вступление

– Давайте улыбнемся друг другу. Поприветствуем гостей. Сегодня мы с вами единая команда, которая совершит заочное путешествие по морям, по волнам. Все вы моряки нашего корабля, а я капитан, который управляет кораблем и вами. Вот на этом корабле мы будем совершать путешествие, покажем, как умеем красиво, аккуратно писать, как знаем правила и как умеем их применять, покажем свою активность и внимательность. Познакомимся с некоторыми обитателями морей и с наукой, изучающей рыб.

II. Беседа

Включается видеозапись.

– Каждый мальчик хоть раз да забрасывал в речку удочку. А потом трясущимися руками снимал с крючка рыбешку, сверкающую, яркую, незнакомую посланницу темного и таинственного подводного мира. На земле около 200 тысяч видов рыб. Рыбы – дети воды. Тело почти всех рыб покрыто чешуей, как кольчугой. Рыбья чешуя растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растет – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растет – и колечко получается узкое. По колечкам можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. Рыбы прекрасно приспособлены к жизни в воде. Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Есть у рыб плавательный пузырь – ни у кого, кроме рыб, его больше нет, он помогает рыбам нырять, всплывать, парить в воде и даже разговаривать. Есть еще удивительный орган – боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. Веками люди имели смутное представление о рыбах. Водолазные костюмы, маски да специальные подводные аппараты дали людям заглянуть в этот мир и изучить его. Наука, изучающая рыб, называется ихтиология. А люди, которые занимаются этой наукой, – ихтиологи (новые слова написаны на карточках).

– Отдать концы!
– Есть отдать концы!
– Наше путешествие начинается.

III. Инсценирование

- Апчхи!
– Будь здоров, краб!
– Спасибо…Ап-ап-ап-чхи!
– Кто это разговаривает? Два краба. Да разве они чихают? Еще как. Бежит краб по дну, шлеп – в ямку с илом попал. Илинки мелкие, сразу все жабры запорошил. Давайте поможем ему очистить жабры. Если правильно будете подбирать проверочные слова, то вы ему поможете.

IV. Проверка домашнего задания

– Зачитайте из упражнения слова, которые требовали проверки.

Четыре человека работают по карточкам и получают оценки.

– Какое правило вы вспомнили, когда писали эти слова?

– Молодцы! Вы помогли крабам, очистили жабры, потому что выполнили мое задание.

V. Чистописание

– Но что это? Не успели отплыть, как новое знакомство. Перед нами стая рыб-чистильщиков. Эти рыбы помогают больным рыбам, они очищают плавники рыб от раков, от кусочков содранной кожи. У больных рыб чистят даже рот и зубы, являясь для них зубными щетками. К таким рыбам порой выстраиваются целые очереди. Вот и сейчас мы с вами покажем чистое, аккуратное письмо без единой помарки.

Показ иллюстраций.

На доске записаны слова: рама, крючок, прорубь, северные.

– Из этих слов определи, какую букву будем писать. Она обозначает согласный, непарный звонкий звук, может быть твердым и мягким.

– Р Ра рраа рррааа.

Учитель проходит по рядам, проверяет.

– Рыбы-чистильщики довольны вашей работой.

VI. Словарная работа

– Ой, опять чудо. Есть рыбы, которые плавают хвостом вперед или могут плыть стоя торчком, а то и головой вниз. Рыбы не только плавают, но и летают. Летучие рыбки, разогнавшись, выскакивают из воды и, развернув веером грудные плавники, парят в воздухе. Рыбы питаются, а вот чем, мы сейчас узнаем. Перед вами зашифровано слово, если вы успешно справитесь с кодом (ключ), то угадаете, чем питаются рыбы. Начинаем с буквы р и идем, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз.

С А Г Т Л Н Д Е
Р Ж С Б Е О И Л

Если учащиеся будут затрудняться, то загадать загадку: дышит и растет, а ходить не может.

Растение – организм, развивающийся обычно в неподвижном состоянии, который питается из почвы и воздуха.

Запись в тетрадь: растение, растительность, расти, вырасти.
Слова-исключения: рост, росток.

– Как пишутся гласные в однокоренных словах? На какое правило записали слова? Выдели корень в словах.

Запись предложения с комментированием (работа у доски, разбор по членам, выписать словосочетания).

На морском дне растут разные растения.

  • растения (какие?) разные,
  • растут (где?) на дне,
  • на дне (каком?) морском.

VII. Самостоятельная работа

– Многими подводными растениями рыбы лечатся. Назовите основу предложения, подчеркни, выпиши словосочетания.

Проверка на оценку.

– Внимание, что я вижу. К нам приближается стая хищников. Как вы думаете, кто это? Конечно, акулы (включается видеозапись). Они очень опасны для людей; это белая акула, тигровая акула, акула-молот. Немало людей они погубили. Акулы большие, зубастые, быстрые. В акульей пасти зубы бывают в 6 рядов, как пила. Они все время растут и постоянно меняются, за 10 лет у нее может вырасти и выпасть до 24 000 зубов. Чтобы не попасть в зубы этого чудовища, должны выполнить задание.

На доске: cпиши слова, вставь пропущенную букву, подбери проверочное слово.

М...рская – …,
кр...сивые – …,
т...гровая – …,
р...чная – …,
хв...сты –  …,
м...сные – …,
в...да – …,
с...мы – …,
...довитые – ….

Проверка с помощью сигнальных карточек.

Вывод. Над какой темой урока мы сегодня работаем? Рассказать правило.

VIII. Физминутка

– У каждого моряка всегда должен быть порядок на рабочем месте. Давайте и мы наведем порядок на нашем корабле. На мотив песни “Яблочко” выполняем движения – моем палубу, наклонившись вперед; вытираем иллюминаторы круговыми движениями рук; лезем по лестнице, перебирая руками вверх.

IX. Закрепление по теме

– Исправьте ошибки, допущенные штурманом корабля, иначе попадем в шторм.

  • Матрос поласкал тряпку в ведре.
  • Все спустились с трапа, а Витя все слизал.
  • Мама отварила дверь.

– Молодцы! Какое правило вспомнили, чтобы исправить ошибки?

X. Работа по учебнику

– Выполнить самостоятельно упражнение 251 (1 часть).

Проверка выполнения.

XI. Подведение итогов урока

– Наше путешествие подошло к концу. Что нового и интересного вы узнали? Как называется наука, изучающая рыб?

Приложение