Проведение предметной недели

Разделы: Математика


Ежегодно в школе проводятся предметные недели, основной целью которых является развитие интереса учащихся к предмету.

На заседании методического объединения заранее обговаривается план проведения мероприятий, в котором учитывается:

1) привлечение наибольшего числа учащихся,
2) разнообразие проводимых мероприятий,
3) полезность.

Участие во всех мероприятиях обязательно поощряется, отмечается грамотами и дипломами, что немаловажно, т.к. дети заинтересованы в пополнении своих личных портфолио. Для каждой параллели проводим обязательно одно массовое мероприятие: игра, конференция или представление.

Для того чтобы каждый желающий мог проявить себя, учитываем возможности и способности детей. Например, для учащихся младших классов проводим конкурсы математических газет, кроссвордов, рисунков на тему: "Страна Математика", ребятам постарше предлагаем сочинения, тематические стихи. В таких конкурсах принимает участие почти каждый ученик школы, каждый класс. Старшеклассники на неделе математики представляют свои проекты: дидактические пособия к учебникам, дополнительные главы, связь математики с другими предметами и т.д. Наиболее зрелищны, конечно, массовые мероприятия. Накоплен большой материал: игры, конференции, театрализованные представления. В последний день предметной недели подводятся итоги, награждаются участники, определяется самое интересное мероприятие, самое полезное, самое массовое и т.д.

На неделе мы проводим предметную олимпиаду для всех желающих, для этого дифференцированно подходим к подбору заданий. Предлагаем сначала выявить участников олимпиады в каждом классе, через классную олимпиаду, собеседование, путём голосования – это решает сам класс. В 1-м туре определяем победителя на каждой параллели и в каждой вертикали (например, на параллели 7-х классов: победители в гимназическом классе, в классе нормы и в классе коррекции). Во 2-м туре выявляем лучших уже по параллелям, победители затем выходят на городскую олимпиаду. Такая структура проведения олимпиады позволяет принять в ней участие всем, а не только ученикам гимназических классов.

Не оставляем без внимания мы и учащихся начальной школы, к ним на уроки отправляются старшеклассники. Они не только проводят интересные беседы, игры, но и пробуют себя в роли учителя, что немаловажно для выпускников (кстати, во время проведения Дня самоуправления на замещение учителя математики всегда конкурс).

План проведения предметной недели

В фойе школы заранее вывешивается яркое приглашение к участию с планом мероприятий.

  • Понедельник:
    • Конкурс рисунков (5, 6 класс).
    • Конкурс газет (6–8 класс).
    • Презентация проектов.
  • Вторник:
    • Игра “Математический поезд” (5–6 класс).
    • “Счастливый случай” (7 класс).
  • Среда:
    • Предметная олимпиада.
  • Четверг:
    • Беседы: Такая разная математика. Начальная школа.
    • Конкурс сочинений: “Страна Математика” (5–9 класс).
    • “Математический бой” (8 класс).
  • Пятница:
    • Игра: “Биржа знаний” (9 класс).
  • Суббота:
    • Театрализованное представление “Суд над Математикой”.

Биржа знаний

Мероприятие проводят двое ведущих в три тура. Команда игроков из 7 человек получает домашнее задание: название команды, девиз, эмблема. Команда болельщиков из 10 человек получает домашнее задание (жеребьёвкой):

  1. Рассказать о треугольнике Паскаля, показать его.
  2. Что отсеивают с помощью решета Эратосфена и как это делают?
  3. Изготовить и показать лист Мёбиуса.
  4. Рассказать о тройках Пифагора.

I ведущий:

Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро стихла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчёт
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодёжь
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов!

1 тур – “Знакомство”

II ведущий: Давайте знакомиться. Представление команд. Команда болельщиков показывает домашнее задание, тем самым зарабатывает дополнительные баллы.

2 тур – “Ипподром”

I ведущий:

1 заезд. Командам одновременно задаётся 5 вопросов, ответы показываются с помощью карточек с цифрами от 0 до 9.

1. Вычислите 2 + 2 . 2 – 4 : 2 + 1.
2. Восстановите стёртые цифры: 5*683 < 506*1.
3. Какое наименьшее целое положительное число можно записать двумя цифрами?
4. В семье 6 дочерей. Каждая имеет брата. Сколько всего детей в семье?
5. Бревно пилят на 10 частей. Сколько надо сделать распилов?

2 заезд. Команды получают карточки со словами: треугольник, ишак, уравнение, дециметр, дифирамб, ромб, катет, аксиома, перманент, периметр, градус, синус, формуляр, биссектриса, угол, интрига, резус, апофема.
За две минуты необходимо вычеркнуть не математические слова.

Во время второго заезда II ведущий проводит с командой болельщиков конкурс:

Над болотцем тихо, тихо.
В теплом воздухе парят
Сам комар и комариха,
С ними туча комарят.
Комариха с комаром говорят:
– Сосчитай-ка, комар, комарят.
– Как же счесть, комариха, комарят?
Не поставишь комарят наших в ряд.
Насчитала комариха 40 пар.
А продолжил этот счёт уже комар.
Комарят комар до ночи считал,
Насчитал 13 тысяч, аж устал.
А теперь считайте сами вы, друзья,
Велика ли комариная семья? (Ответ: 13 082)

3 заезд: Пословицы-путаницы (крылатые высказывания)

  • Аякадж укриац сойв сатесн хлатив (Каждая курица свой насест хвалит.)
  • Молб тынес не шишеропьб (Лбом стены не прошибешь.)
  • Явос ашно не ятент (Своя ноша не тянет.)
  • Комсав ен сузар листасорь (Москва не сразу строилась.)
  • Сестольм огорад бтёре (Смелость города берёт.)

3 тур – “Аукцион”

На аукцион выставляются пятёрки в журнал: по алгебре, геометрии, литературе, музыке.

1. Назовите меры веса, длины, площадей.
2. Какие геометрические фигуры вы знаете?
3. Назовите пословицы и поговорки, в которых используются числительные.
4. Пропеть строчку из песни, в которой упоминаются числа.

Лот выигрывает тот, кто последним ответил.

Подведение итогов, награждение.

Математический бой

Арифметика! Даже в каменный век
Обращался к тебе человек.
Без тебя невозможно предметы считать,
Невозможно построить мосты
Там, где сложное, новое надо создать,
Лучшим другом становишься ты.
Если раньше тебе приходилось одной
Много трудных вопросов решать,
То теперь на просторах планеты большой
Ты у нас многодетная мать.
Геометрия, алгебра – дети твои,
С ними в жизнь претворяем мечты,
Но запомни: огромным успехом своим
Человеку обязана ты.

Но и человек многим обязан арифметике: “Ум, приученный вычислениями, далеко продолжает идти за ту границу, которую не переступит ум, не посвящённый в таинства науки чисел”. Какие ещё вы знаете высказывания о математике?

Конкурс капитанов

На столе лежат 20 спичек, капитаны по очереди берут 1 или 2 спички. Побеждает тот, кто возьмёт последнюю спичку.

Разминка

Термины на буквы П и Р:

  1. Сотая часть числа (процент).
  2. График квадратной функции (парабола).
  3. Взаимное расположение 2-х прямых (параллельные, пересекающиеся).
  4. Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр).
  5. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой (перпендикуляр).
  6. Знак для обозначения действия сложения (плюс).

 

  1. Плоский четырёхугольник (ромб).
  2. Отрезок в круге (радиус).
  3. Вид числа (рациональное).
  4. Уравнения, имеющие одни и те же корни (равносильные).
  5. Знак операции извлечения корня (радикал).
  6. Единица измерения углов (радиан).

Кроссворд

По горизонтали:

1. Фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудалённых от одной точки.
2. Часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными точками.
3. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны.

По вертикали:

1. Фигура, состоящая из двух различных полупрямых с общей начальной точкой.
2. Расстояние от точки окружности до её центра.
3. Фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.
4. Единица измерения длины.

Шахматы

Переставьте семь букв ходом шахматного коня в шестую строку и семь букв ходом шахматного слона во вторую строчку, так чтобы в них можно было прочесть два слова.

Всем известно, что игра в шашки и шахматы, как и математика, учит думать: активизирует процесс мышления, развивает творческое начало.
Польский поэт Адам Мицкевич посвятил шашкам большую поэму. В ней есть такие вдохновенные строки: “Чем ум живей, чем дух способнее к паренью, тем шашки лучшее доставят развлеченье”.

Игра слов

Из букв каждой пары слов составить новое слово:

  • фирма + гол (логарифм),
  • утка + бура (кубатура),
  • мол + пион (полином),
  • флора + ум (формула),
  • фиалка + рот (факториал),
  • жест + отвод (тождество),
  • грамм + Аида (диаграмма),
  • стакан + тон (константа),
  • нотка + снег (котангенс).

Кто быстрее

Между цифрами 1 и 2 поставить по одной цифре так, чтобы получившиеся трёхзначные числа были кратны соответственно 9, 11, 13, 17, 43. (162, 132, 182, 102, 172)

Закрытие недели: подведение итогов, награждение.