Использование компьютерной технологии на уроках литературы

Разделы: Литература


Тема урока: “В этом имени - свет России…” (Слово о Сергее Есенине).

Цели урока:

образовательные: раскрыть глубину и сложность лирического мира С.Есенина, подготовить учащихся к пониманию мировоззрения поэта, развивать умения самостоятельной работы;

развивающая: углубить представление учащихся о личности поэта, о жизненных истоках его творчества;

воспитательные: на примере творчества С.Есенина воспитывать любовь к родному краю, к России, воспитывать умение видеть и слышать красоту.

Тип урока: визитная карточка поэта.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы работы: словесный, наглядно-иллюстративный, метод самостоятельно-познавательного действия.

Место урока в учебном плане: первый урок из пяти уроков по теме “С.Есенин”.

Оборудование: фотографии поэта; выставка письменных визитных карточек в форме газет; выставка произведений Есенина и книг о нем, компьютеры; музыка.

На уроке используется презентация PowerPoint <Приложение 1>.

Эпиграф к уроку:

Ты скажи мне:
- Сергей Есенин.
И тебе я отвечу:
- Русь!

В.Кузнецов

Ход урока:

Организационный момент

Звучит мелодия песни на стихи С.Есенина “Не жалею, не зову, не плачу”.

Учитель:

Посмотрите на это удивительно красивое русское лицо.

(Портрет поэта на доске и на компьютере)

Такое лицо может быть только у счастливого человека. Только счастливый человек мог сказать: “Я думаю, как прекрасна земля - и на ней человек”. Сергей Есенин был таким человеком. Он очень любил землю, на которой жил, любил людей, любил жизнь. Мы сегодня будем говорить о жизни и творчестве поэта. И вы сумеете почувствовать красоту его поэзии, почувствуете и поймёте, почему проходят годы, а любовь к поэзии Есенина не ослабевает.

При жизни о нём говорили разное, но все сходились в одном: это талант.

Вот оценка Б. Пастернака: “Со времён Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, умственного и родового, чем Сергей Есенин. Вместе с тем Есенин был комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовскою стихиею”.

Наш сегодняшний урок – визитная карточка, своеобразный памятник поэту, о котором Максим Горький сказал: “С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире милосердия”.

Наш сегодняшний урок – это возможность разобраться, что важно в творчестве Есенина для сегодняшних людей, от чего, может быть, стоит отказаться.

Сергей Есенин был счастливым человеком, потому что у него было главное, которое он выразил в словах: “Я люблю Родину, я очень люблю Родину.” Эта мысль в разных вариациях будет звучать в его творчестве, а началом этой любви будет рязанская земля, о которой Есенин скажет: “Край любимый”.

Первая визитная карточка “Край любимый”

Чтение стихотворения “Край любимый” и работа с фотографиями на компьютере по этой теме.

Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила…
Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали,- так напишет о своём рождении поэт.

Родился он в 1895 году в семье крестьянина Рязанской губернии в селе Константиново. (Фотография дома)

Привольно раскинулось село на высоком холмистом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, утопающих в цветах. Любил светловолосый, с голубыми глазами мальчик убегать на крутой обрыв правого берега Оки и любоваться чудным видом речных раздолий.

(Фотографии на компьютере)

От деда, от бабки, от матери вошла в сердце мальчика любовь к родному краю и осталась с ним на всю жизнь. Необыкновенной нежностью пронизаны стихи Есенина, посвящённые матери, деду, сёстрам.

(Фотография на компьютере “Я снова здесь, в семье родной”

“Ты моё васильковое поле, я навеки люблю тебя”, - обращается Есенин к сестре Кате. “Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать”, - просит Есенин сестру Шуру и под это песню вспоминает родимый дом. А вот поэт разговаривает с матерью
(Фотография на компьютере).

Вряд ли во всей русской поэзии можно найти такие проникновенные строки о матери. Недаром стихотворение “Письмо матери”, положенное на музыку, стало популярнейшей в народе песней.

Песня “Письмо матери”

Вторая визитная карточка “В столице стал я первокласснейший поэт”

В 1913 году, стремясь пополнить своё образование, после учёбы в константиновском училище Есенин поступает в Народный университет имени А.Л.Шанявского. Здесь он проучился два года на историко-филологическом отделении. В московских журналах появляются первые стихи поэта. Это произойдёт в 1914 году.

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград. Чуть не прямо с вокзала он направился на квартиру Александра Блока. О своём желании встретиться с ним он известил поэта запиской. Блок сохранил её, сделав на ней пометку: “Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет, стихи свежие, чистые, голосистые.”

(Фотография Блока и Есенина на компьютере)

Блок познакомил Есенина с известными литераторами столицы. На всю жизнь сохранил Есенин благодарность Александру Блоку. С дружеским вниманием и любовью отнёсся к Есенину Сергей Городецкий, он приютил его и помог войти в литературные журналы.

В эти годы начинается история “дружбы – вражды” Есенина с крестьянским поэтом Николаем Клюевым.

(Фотография Н. Клюева на компьютере)

Есенин любил Клюева как одарённого поэта, но в тоже время не соглашался с привязанностью Клюева к патриархальной старой деревне, крестьянскому быту старой Руси. Вскоре после Октябрьской революции пути их окончательно разошлись.

В 1916 году вышел первый сборник Есенина “Радуница”.

(На экране компьютера фотографии обложек журнала и фото Есенина 1915 года)

Его основной темой будет та, которая станет главной в творчестве Есенина.

“Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве”.

О Русь, малиновое поле и синь,
Упавшая в реку.
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Третья визитная карточка

В автобиографии Есенин вспоминает: “Февральская революция застала меня на фронте в одном из дисциплинарных батальонов, куда угодил за то, что отказался написать стихи в честь царя”. Об этом времени он вспомнит в поэме “Анна Снегина”:

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я – игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твёрдо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил мою винтовку,
Купил себя “липу”, и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил 17-й год.

Есенин восторженно принял революцию, как и Блок:

“Да здравствует революция на земле и на небесах!”

О Русь, взмахни крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встаёт иная степь,

- напишет он в 1917 году.

Поэт живёт надеждой, что наступает время вольной крестьянской жизни, об этом он пишет в романтических поэмах 1918 года “Преображение”, “Иорданская голубица”, “Инония”. В первые годы революции Есенин не всё правильно понимал в происходящем, порой мучительно страдал от этого, ошибался. “Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок”, - напишет он в одном из стихотворений. Поиски своего пути приведут Есенина в группу имажинистов.

(Фотография с Сергеем Городецким)

Но вскоре обнаружились их коренные расхождения. Есенин не принимал у имажинистов отрицания связи поэзии с жизнью. Он опирался на народное поэтическое творчество. Высоким примером он считал “Слово о полку Игореве”. Свои эстетические воззрения поэт изложил в брошюре “Ключи Марии”. Вскоре он порвал с имажинистами.

Четвертая визитная карточка “В первый раз я запел про любовь”

Есенин – тончайший лирик. Вот как оценивал творчество поэта А.Серафимович: “Это был величайший художник с огромной интуицией, с огромным творчеством, единственный в наше время поэт. Такой чудовищной способности изображения тончайших переживаний, самых нежных, самых интимнейших – ни у кого из современников. Чудесное наследство”. В этом убеждаешься, когда читаешь стихи поэта о любви. Особенные слова он находил тем женщинам, которых любил. А любил он многих. На этих фотографиях мы видим Зинаиду Райх, Айседору Дункан, Шаганэ Тертерян и Софью Толстую.

(Фотографии на компьютере)

Каждая по-своему была дорога и близка поэту. Благодаря этим женщинам в мировую поэзию вошли стихи, которые и сегодня заставляют взволнованно биться сердца слушателей.

Чтение стихотворений “Шаганэ ты моя. Шаганэ!..” и “Заметался пожар голубой…”

Пятая визитная карточка

Лирика Есенина начала 20-ых годов отразила сложность переживаний эпохи. “Это время трудновато для пера”, - признавался Маяковский. Главный вопрос был связан с отношением к революции, к большевикам. Революцию Есенин принял, по его словам, с крестьянским уклоном – он мечтал о мужицком рае на земле. Но деревне жилось трудно. “Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал”,- признаётся он в одном из писем. В его творчестве начинается резкий переход от восторга к разочарованию, от радости к отчаянию. Он называл себя “последним поэтом деревни” и в 1920 году создал цикл стихотворений “Сорокоуст”. Страна шла к индустриализации, а Есенину виделось: гибнет под напором железного города деревня, любимая им деревянная Русь. Тревога за судьбу полевой России звучит в стихах “Исповедь хулигана”, “Сторона ль, моя сторонка”, “Мир таинственный, мир мой древний”. Как символ борьбы “железа” и дорогого ему крестьянского мира поэт изобразил трогательного жеребёнка, пытающегося обогнать бездушный паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Поэт понимал, что вся его жизнь – в песнях, в стихах, что без них ему нет жизни на земле. И новая мысль мучает его: сможет ли он петь по-новому? Одним из самых проникновенных стихов этого времени будет стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”

Чтение стихотворения на фоне этой песни.

Смятение поэта, его метания, привели к созданию сборника “Москва кабацкая”, в котором отразилось его душевное состояние.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот – и весёлый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист…
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои в полукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?

Чтение стихотворения “Не ругайтесь. Такое дело!”

Шестая визитная карточка “Неуютная жидкая лунность”

Осенью 1921 года в Москву приехала американская танцовщица Айседора Дункан, которую пригласил нарком просвещения Луначарский для организации детской школы свободного танца. Есенин был очарован этой женщиной и, несмотря на то, что она была старше его и не знала русского языка, в 1922 году женился на Дункан. Вместе с ней он отправился в заграничную поездку. Поэт побывал в Берлине, Париже, Брюсселе, Риме. Всюду его не оставляла тоска по родине. “Лучше всего, что я видел в этом мире, это всё-таки Москва”,- напишет он Мариенгофу. Поездка за границу помогла Есенину многое оценить и увидеть иначе. “Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадёжного мещанства”.

Его поразила индустриальная мощь Америки. “С этого момента я разлюбил нищую Русь… Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство”. С конца 23 года начинается новый этап в творческой эволюции Есенина. Из неё уходят мотивы тоски и отчаяния.

Чтение стихотворения “Неуютная жидкая лунность” (фотография на компьютере).

В стихотворении “Русь советская” поэт приветствует обновление русской деревни. Осмысливая новую действительность, он пишет:

(Фотография на компьютере)

Хочу я быть певцом
И гражданином,
Чтоб каждому
Как гордость и пример,
Быть настоящим,
А не сводным сыном -
В великих штатах СССР.

1925 год будет плодотворным для поэта. Есенин сближается с такими советскими писателями, как В.С. Иванов, Л.Сейфуллина, В.Казин, Л.Леонов. Исчезает его неприязнь к Д.Бедному, Н.Асееву, В.Маяковскому. Он пишет поэму “Анна Снегина”. Однако внутренний разлад давал о себе знать. Нелегко оказалось порвать с богемой, тяжело было осмыслить себя в новой жизни. Не всё принимал он в новой России. В стихотворении “Русь уходящая” с глубокой болью поэт говорит о раздвоении своего сознания:

Я человек не новый! Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Сын крестьянина, он с болью в душе признается: Язык сограждан стал мне, как чужой. В своей стране я словно иностранец”. Это рождало тревожное ощущение одиночества. В это время Есенин возвращается к работе над поэмой “Чёрный человек”. В ней отразилось мрачное настроение, сомнение в собственных силах, в своём творчестве. Пытаясь разобраться в себе, он переезжает в Ленинград в надежде начать новую жизнь.

(Фотография на компьютере “До свидания, друг мой, до свидания”)

Стихотворение с таким названием будет последним. Поэт кончает жизнь самоубийством в гостинице “Англетер.”

Как напишет Пётр Орешин:

Сказка это, чудо ль,
Или - это бред:
Отзвенела удаль
Разудалых лет.
Песня отзвенела
Над родной землёй,
Что же ты наделал,
Синеглазый мой?
Вековая просинь,
Наша сторона…
Если Пушкин – осень,
Ты у нас – весна!
В мыслях потемнело.
Сердце бьёт бедой.
Что же ты наделал,
Раскудрявый мой?

Этот вопрос будет звучать для многих. Трагедия Есенина – это трагедия человека, оказавшегося в промежутке между двумя эпохами в период великой исторической ломки.

Песня “Отговорила роща золотая.”

(Фотография на компьютере “У могилы поэта”)

Седьмая визитная карточка “Что буду я известным и богатым…”

Незадолго до смерти, вспоминая о своей юности, Есенин писал:

Тогда в мозгу,
Влеченьем к музе сжатом,
Текли мечтанья в тайной тишине,
Что буду я известным и богатым
И будет памятник
Стоять в Рязани мне.

Богатым Есенин не стал, он никогда и не стремился к богатству. Но он стал одним из самых любимых, самых читаемых в России поэтов. И памятник в Рязани ему действительно стоит, и к нему ежедневно приходят поклониться сотни людей (фотографии памятников).

“Погиб величайший поэт… Он ушёл от деревни, но не пришёл к городу. Последние годы его жизни были расточением его гения. Он расточал себя. Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригошнями сокровищ его души”, - так скажет А.Толстой.

Писатель Юрий Либединский вспоминал: “Перед тем как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, мы обнесли гроб с телом его вокруг памятника Пушкину. Мы знали, что делали, - это был достойный преемник пушкинской славы”.

Учитель:

В начале урока мы говорили о той оценке, которую давали творчеству Есенина его современники. А вот как оценивали поэта его соавторы по перу в конце XX века.

(Последняя фотография на компьютере)

Есенин – это вечное, немыслимо представить его без связей с Россией. Именно она была тем мощным импульсом, который давал силу его поэтическому таланту. Всегда русское сердце будет взволнованно отзываться на пленительные звуки таких есенинских строк:

Но и тогда,
Когда по всей планете
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть Земли
С названьем кратким Русь.

Действительно, трудно представить, что Сергей Есенин мог родиться в другой стране, чем Россия. Есенин и Россия – это единое целое.

В этом имени-
свет России -
Голубые ее глаза,
Зеркала озер ее синих,
Спелой ржи золотая краса.

В этом имени –
песня России -
Соловьев ее голоса,
Шорох трав,
Знобкий трепет осины
И тележный плач колеса.

В этом имени –
гордость России –
Зори свежие, как роса,
И на гребне века
косые –
На седом ветру -
паруса!..

Сумрак осени,
гром весенний,
Буйство радости,
Тихая грусть…
Ты скажи мне:
- Сергей Есенин,
И тебе я отвечу:
- Русь!