Игровые моменты на уроках математики

Разделы: Математика


Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

С. Маршак.  

Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления учащихся, необходимых для полноценной жизни в обществе.

В своей работе в качестве средств формирования таких качеств у учащихся использую: создание проблемной ситуации; самостоятельную деятельность; дидактические игры; оценочный балл; тесты; тренажеры.

Как можно заставить ребенка поверить в свои силы, в то, что всегда есть надежда на разрешимость любой ситуации? Да просто заставить его пройти через определенные трудности, а не подавать ему все в готовом виде.

Но увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься еще и над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Среди различных активных методов выделяю игру.

Такая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровой технологии происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве ее средства,
  • вводится элемент соревнования, т.е. перевод дидактической задачи в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

1. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации. В этом виде игр значительно укрепляется связь (учащийся – учитель), раскрывается творческий потенциал обучаемого. В процессе игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:

игра – обучение, игра – тренинг, игра – исследование.

2. Дидактические игры различны по способам подачи информации учащимся, а также различаются по формам проведения.

Приведу несколько примеров дидактических игр, целью которых являются контроль знаний, умений, навыков: математический диктант, карточки устного счета, работа в парах при отработке вычислительных навыков, зачетная система и т.д.

3. Игры и тестирование

Диагностическое тестирование в целях повышения эффективности учебного процесса можно и нужно использовать как элемент игры.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала малыми порциями и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся.

Применение дидактических игр

Игровой замысел состоит не в том, чтобы развлечь учащихся, а в том, чтобы на основе “праздника” превратить урок в процесс активной деятельности ребят по теме.

1. Игра как отдельный этап урока

Бывает, что на уроке учащиеся сами предлагают поиграть. И неудовлетворенная детская потребность выльется наружу. Ребенок может начать играть ручкой, дергать соседа. Тот не без удовольствия откликнется, – и урок все равно собьется. В итоге потеря времени урока на замечания и призывы к дисциплине! Если нельзя искоренить желание играть, то остается лишь направить игру в выгодное для урока русло.
На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры. Она заводит, интригует, мобилизует силы, открывает нераскрытые резервы:

1. Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал. Многие темы я начинала в виде игры. Так изучая умножение обыкновенных дробей, мы “получили” письмо от Бабы-Яги с просьбой о помощи: “Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по ? л каждая?”

2. Соревнуясь в игровой форме, дети быстро вспоминают все, чего не могут вспомнить при обычных ответах, т.е. происходит отработка материала. Например, игра "Крестики-нолики". Задаю теоретические вопросы, дети быстро отвечают на них. Ответ правильный у девочек - плюс, у мальчиков - нуль. Ответы заношу в знакомый всем квадрат. В конце игры суммируем плюсы и минусы. Данную игру можно всячески видоизменять, назначать баллы, объединять детей в команды и т.д.

3. Игра объединяет класс: открываются умение подстраховать друг друга, выслушать каждое мнение. Например, игра "Что? Где? Когда?". Здесь важны не столько знания, сколько умения детей обсуждать вопрос и выслушать позицию другого. У них меняются мнения о своих одноклассниках, при этом меняется и их статус в группе.

4. На основе игры можно выделить ребенка, которому необходима помощь. Всегда есть возможность специально подстроить игру так, чтобы отличился тот учащийся, который больше всего нуждается в поддержке.

5. Во время игры ребенок максимально мобилизован: он сам вычерпывает из себя все свои имеющиеся знания. Например, при изучении новой темы игры на сообразительность, на нестандартное мышление, логику, когда приветствуется каждый ответ, и не беда, что он неверный.

6. Вопрос дисциплины исчезает как бы сам собой: дети погружены в игру так, что отвлечены от всего остального. Правда, если присутствует идея соревнования, то могут быть выкрики “поддержки” своих не очень “умелых” членов команды.

7. После игры дети могут некоторое время монотонно работать, что тоже важно. Поэтому, поиграв с детьми на внимание, можно спокойно и вполне размеренно вести урок. Важно и то, что в игре у ребенка пропадают многие школьные комплексы, связанные с общением, боязнью ответить неправильно, оказаться в одиночестве своих проблем и своего непонимания. Единственное – это, как и в любом деле, необходимо знать меру, “ не заиграться”, т.е. не превращать учебу в нечто поверхностное и игривое.

2. Игра как отдельный урок

Огромную роль при подготовке учащихся к успешной сдаче зачета имеют уроки обобщения знаний по теме. Обычно, стараюсь провести такой урок в форме игры. При этом ставлю цель: на основе соревнования команд, на которые разделен класс, активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной поисковой деятельности и самостоятельных открытий. Этапы игры совпадают с этапами урока. Это в большинстве случаев актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала, проверка знаний учащихся по теме.

После игры провожу среди учащихся анкетирование, анализ того, что дал такой урок. Часто встречаются такие ответы, как “лучше понял тему”, “понял, как применять формулу” и т.п., а также “новый взгляд” на своих одноклассников. Опыт показывает, что лучше анкетирование провести на следующий день после игры, когда первые “страсти” победы или поражения улягутся, а на их место придут умение видеть проблему, свои “незнания”, трудности, ошибки и пути их устранения. Здесь анкетирование – это своеобразный вид рефлексирования, что также немаловажно в процессе обучения.

Обычно при проведении урока соблюдаются следующие правила игры:

1. За правильный ответ команде начисляются очки; ошибка, допущенная в ответе, неправильный ответ, нарушение дисциплины приводят к штрафным очкам.

2. Каждый член команды может вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды. Это исключает случаи, когда некоторые ученики за урок ни разу не опрашиваются.

3. Вопросы и задания даются учителем. Счет соревнования записывается капитаном команды на отдельном листе по каждому виду заданий, а так же дублируется учителем на доске.

4. После постановки общего задания разрешаются консультации внутри команд.

5. Все необходимые записи делаются на индивидуальных листах, заранее заготовленных к уроку.

6. За правильные и аргументированные дополнения ответов учащихся из другой команды каждая команда может получить дополнительные очки.

Игровые действия участников состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы; выполнять нужные записи; выполнять задания у доски; следить за правильностью ответов своих одноклассников; во время объявленной консультации консультировать соседей по команде или при необходимости самому брать консультацию; не нарушать дисциплину; быть внимательным и активным.

План урока-игры

1. Организационный момент (разбить учащихся на команды, представить названия команд; познакомить с темой и ходом урока; дать указания по работе с листом учета и с карточкой дополнительных вопросов)

2. Устный счет – игровой момент – выбор капитана команды, как победителя в устном счете.

Каждому учащемуся предлагается заполнить индивидуальный лист ответов “ВЫЧИСЛИ УСТНО”. Через 2 минуты (время задается в зависимости от сложности заданий) проводится сверка ответов с таблицей верных ответов на доске. Для того чтобы оценить учителю выполнение этого задания каждым учащимся, а заодно и выбрать капитанов, предлагается сначала подняться тем детям, которые не сделали ни одной ошибки (допустил 1 ошибку).

3. Вводная часть:

  1. Объявить девиз игры (или урока)
  2. Предлагается ответить на теоретические вопросы

4. Основной вид работы:

1) Командная работа по заданиям и дополнительным вопросам из индивидуального конверта. По мере готовности ответы записываются на доске. На обсуждение отводится не более 5 минут.

2) Защита ответов. Капитаны команд выбирают участников, которые будут отвечать по каждому заданию и по каждому дополнительному вопросу. Происходит обсуждение заданий, исправление ошибок, если они наблюдались.

5. Конкурс капитанов.

6. Подведение итогов: подсчет очков, полученных каждой командой; выбор команды-победительницы; выставление оценок.

7. Творческое задание на дом.

8. Анкетирование.

Вниманию своих коллег я хочу предложить элементы игровых технологий в системе работы с учащимися 5-7 классов:

  1. Этап урока “Устный счет” с использованием игрового момента. Подобный устный счет проводился на протяжении двух лет обучения (6 и 7 класс).
  2. План-конспект урока-игры.

Фрагмент урока с использованием игрового момента на одном этапе.

На доске крепятся три плаката <Рисунок1>, за которыми “спрятаны” примеры для устного счета.

<Рисунок1>

Учащимся раздаются листы, в которые они фломастером записывают свою фамилию, класс и полученные ответы.

Время выполнения или регламентирует учитель, или происходит ориентация на выполнения задания примерно одной пятой всех учащихся. В последнем случае ученики, выполнившие задание встают со своего места, что тоже является “подстегивающим” стимулом для остальных.

Проверку ответов можно провести несколькими способами:

1) листы сдаются на проверку учителю, при этом каждому выставляется оценочный балл в журнал;

2) учащиеся по просьбе учителя поднимают листы вверх, учителю сразу видно как каждый справился с заданием;

3) учащиеся самостоятельно сравнивают свои ответы с образцом верных ответов (на доске, на листе учителя и т.д.), при этом возможна взаимопроверка в парах.

Устный счет по теме “Умножение дробей с разными знаменателями” (6 класс)

“Старт” – задание: устно решите примеры, ответы впишите на листы:

1) 2) 3) 4) 5) 6)

“Поломка” – задание: среди решенных примеров, найдите те, которые содержат ошибки-“поломки”. Ответ запишите в виде числа, цифры в котором соответствуют номерам “поломок”:

1) 2) 3)

Ответ: 13.

“Финиш” – задание: чтобы пересечь финишную прямую необходимо быстро решить пример:

Итак, каков ответ этого примера? 5! Отлично. Я вам желаю, что бы ваши знания всегда оценивались таким баллом!

Урок – Игра “По дорогам сказки по теме “Нахождение дроби от числа” 6 класс

Цели:

наличие основной дидактической цели – систематизация и закрепление знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.

1.Учебные задачи:

1.1. проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме

1.2. закрепление изученного – повторение теоретического материала, применение его на практике при решении поставленных задач.

2. Воспитательные задачи:

2.1. интерес к предмету и воспитание потребности и умений учиться математике;

2.2. воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

3. Практические задачи:

3.1. умение применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики;

3.2. умение работать коллективно.

Тип урока: урок – повторение, (обобщение знаний).

Этапы проведения игры совпадают с общепринятыми этапами урока – повторения, (обобщения):

1. Устный счет.

2. Проверка теоретической готовности класса.

3. Отработка ЗУН при решении задач, решение задач, исходящих из ТДЦ.

4. Подведение итогов урока.

Оснащение и ход игры:

1. Устный счет – лист А4 для каждого учащегося, куда фломастером записывают свои ответы. По команде ученики поднимают карточки, сравнивая свои ответы с записями на откидной доске или на подобной карточке ведущего (учителя).

<Рисунок2>

2. Конкурс теоретиков – к доске приглашаются представители команд (по одному). Вопросы можно задавать либо устно (по отдельности каждому участнику или всем, учитывая при этом скорость готовности ответов и их правильность), либо приготовить их на листочках для того, что бы разыграть “лотерею теоретиков”.

3. Отработка ЗУН – конкурсы “Выбор пути”, “Встреча с Золушкой”, “Переход через ручей”, “Конкурс Капитанов”.

- сказочная карта с изображениями героев игры (Ворота, Камень, Золушка, Красная шапочка, Ручей) <Рисунок2> либо прикрепленные к доске таблички с названиями конкурсов.

На доске приготовлены заранее таблицы с заданиями

4. Психологический вывод учащихся из состояния азарта и соревновательности – конкурс “Математика и Грамматика”. <Рисунок2>

1. Конкурс Выбираем Капитана – устный счет

Ведущий: Ребята, давайте выберем капитанов ваших команд. Капитанами станут лучшие счетчики. Итак, вы считаете устно, а ответы записываете на заранее приготовленные листки.

1) 2) 3) 4) 5) Ответы: ; ; ; ;

Подведем итог этого конкурса. Сравните ваши ответы с ответами, записанными на доске. Поднимитесь те, у кого нет ни одной ошибки. Поздравляем вас, вы – Капитаны своих команд. Ваша задача в специальных листах записывать результаты Вашей команды, а так же оценивать работу каждого члена команды.

Конкурсы

Команда №

Фамилия членов команды

Личная оценка

Командная оценка

1.Выбираем Капитана   1    
2. Конкурс Теоретиков  
3. Выбор пути   2    
4. Встреча с Золушкой  
5 Эстафета   3    
6 А. Конкурс Капитанов  
6Б. Математика и Грамматика   4    
Итог игры  

Итак, друзья, отправимся в путь за знаниями!

2. Конкурс Теоретиков.

Ведущий: К доске приглашаются по одному представителю от команд. Чтобы двигаться дальше, необходимо открыть ворота. Ключом для этого являются ответы на вопросы, за верный ответ команда получает1 балл, если теоретик ошибся, то команда может выручить его, но при этом команда получает только 0,5 балла. Итак, вопросы:

№1. Что надо сделать, чтобы умножить дробь на дробь?

№2 Что надо сделать, чтобы выполнить умножение смешанных чисел?

№3. Что надо сделать, чтобы умножить дробь на натуральное число?

№4. Что надо сделать, чтобы найти дробь от числа?

№5. Что надо сделать, чтобы записать проценты в виде дроби?

№6 Что надо сделать, чтобы записать дробь в виде процентов?

Подведем итог этого конкурса

3. Конкурс Выбор пути. За верное решение 3 балла

Ведущий: Ворота открылись, но на нашем пути стоит указатель: “<”- налево, “>” - направо, “=”- прямо. Куда же нам двигаться? Выберем направление согласно знакам сравнения

А. Сравните, что больше 2/3 от 15 или 1/3 от 30? Ответы 10=10 Итак, наши ответы говорят о том, что нам надо двигаться вправо.
Б. Сравните, что больше 3/4 от 100 или 4/5 от 50? 75 > 40
В. Сравните, что больше 1/2 от 2/3 или 2/5 от 1/2? 1/3 > 1/5

4. Конкурс Встреча с Золушкой. За верное решение 4 балла

Ведущий: Золушка рассказала, что для бала отец, мачеха и сестра Золушки шили платья. Кто истратил ткани больше всех? Все ли ответы верны в таблице?

  Отец Мачеха Старшая сестра Средняя сестра
Длина рулона, м

160

110

140

70

Какую часть рулона использовали на пошив платья

1/8

3/10

2/7

4/10

Сколько метров использовали

160/8

330

80

28

 
Верные ответы, м 20 33 40 28

Ответ: Старшая сестра истратила больше всех ткани – 40 м.

5.Конкурс Эстафета – переход через ручей. За верное решение 4 балла

Ведущий: Мы подошли к ручью. Чтобы перебраться через него, вы должны построить мостик. Для этого необходимо, чтобы каждый участник команды, выходя по очереди к доске, вставил в квадратики пропущенные числа.

Ответ: .

6 А. Конкурс Капитанов. За верное решение 3 балла

У Красной Шапочки в корзинке 24 пирожка, из них 25% - пирожки с капустой, 3/8 – пирожки с вареньем, остальные пирожки с грибами. Сколько пирожков с грибами в корзинке?

Решение: 24–(24.1/4+24.3/8)=24–(6+9)=9(п.) или 24–24(1/4+3/8)=24–24.5/8=24–15=9(п.)

Ответ: 9 пирожков с грибами

6 Б. Конкурс Математика и Грамматика. За каждый термин 0,2 балла

Ведущий: Пока Капитаны решают задачу, вспомните математические термины и понятия, которые начинаются на букву “Д”. Команда выиграет конкурс, если назовет больше слов.

Возможные ответы: Деление, Дробная черта, Делимое, Делитель, Дробь, Диаметр, Длина, Десятичная дробь, Десятина, Числительные: Два, Девять и т.д.

7. Подведение итогов урока

Ведущий: Подведем итоги игры (на доске):

Команды 1 2 3 4 5 6
Конкурсы
1.Выбираем Капитана            
2. Конкурс Теоретиков            
3. Выбор пути            
4. Встреча с Золушкой            
5 Эстафета            
6 А. конкурс капитанов            
6Б. Математика и Грамматика            
Итог игры            

Ведущий: Капитаны команд, сдайте заполненные командные листы.

Спасибо всем за урок.

8. Задание на дом: написать рассказ (эссе) по высказыванию Л.Н. Толстого

“Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает”