Урок по биологии на тему: "Зачем человеку уши?"

Разделы: Биология


Цели.

  1. Сформулировать знания о значении слуха в жизни человека, о строении и функциях слухового аппарата, о слуховом восприятии.
  2. Дать понятие о причинах заболевания слухового анализатора, правилах гигиены слуха.
  3. Развитие логического мышления, разбирая проблемные ситуации.
  4. Показать одну из форм рейтинговой самооценки учащихся.

Оборудование.

  • Отрывок из произведения Шекспира Гамлет.
  • Таблица “Орган слуха”.
  • Таблица “Если неладно с ушами”.
  • “Лунная соната” Бетховена.
  • Ватман, фломастеры, скотч.

Ход урока.

1. Организационный момент урока. Что бы это значило?

А мы хотим все видеть, слышать, все знать и говорить.

“Бабушка, зачем тебе такие большие уши?” – спрашивала Красная шапочка.

“Чтобы лучше слышать тебя, дитя мое”

2. Ставятся цели урока.

В течение урока мы должны решить несколько проблем (смотри цели урока).

3. Зачем человеку уши ?

После моего вступления-рассказа и примеров, запишите в тетрадях те функции уха, которые вы определили. Стр. 329. Поурочное планирование.

Предполагаемый ответ (Улавливание звуков, защитная, косметическая, способность различать источник звука в вертикальной плоскости, чувствительная: например, делая массаж края ушной раковины и мочки уха, мы стимулируем мыслительную деятельность.)

4. Послушайте отрывок из произведения Шекспира “Гамлет”, сцена, где призрак отца Гамлета рассказывает, как он был отравлен. Прав ли был Шекспир, описывая эту цену.? Зачитывается отрывок.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику стр. 80, наружное ухо.

Толщина барабанной перепонки 1–10 мм, но она достаточно прочная и гибкая, служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, и микроорганизмов.

Выходит, Шекспир ошибался? Не будем торопиться с выводами и совершим небольшой экскурс в историю. “В Средней Азии захвачена в плен дочь шаха, которая становится обитательницей гарема, ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира”. Итак, эмир был отравлен ртутью, влитой в ухо, – это не вымысел, не легенда, а достоверный факт.

В чем же дело? (Обсуждение с классом.)

Делаем выводы. Могла иметь место сцена у Шекспира, если допустить, что в барабанной перепонке было отверстие (В результате перенесенного заболевания, травмы перепонка могла стать проницаемой.)

5. Приведем еще один пример: “Один кузнец улегся на станину кузнечного пресса в обеденный перерыв отдохнуть. Его товарищ решил пошутить и напугать спящего. Он забрался под станину и что было силы ударил по ней молотком. Шутка окончилась плачевно – кузнец оглох.”

В чем причина наступившей глухоты?

Чтобы ответить на этот вопрос, опять обратимся к учебнику стр. 80 – 81

6. На доске текст с пропущенными буквами: (Вставьте пропущенные слова )

Среднее ухо находится в толще ……. кости, в нем расположены слуховые ……

Это самые ……. косточки нашего тела, они называются …….., ………,……….

Барабанная перепонка передает сигнал на …….,  он бьет по ……..,и посылает сигнал с……, а от него во внутреннее ухо.

7. Про внутреннее ухо рассказывает учащийся, выступающий в роли учителя. (Прием опережающего обучения). Обсуждение вопроса с классом.

Делаем выводы. От сильного удара звуковые колебания передались непосредственно на лабиринт, минуя среднее ухо, вследствие этого погибли звуковоспринимающие клетки (рецепторы), в результате наступила глухота.

Глухота – ужасный недуг человека. Великий композитор Людвиг Ван Бетховен был человеком титанической воли, могучего духа. К 30 годам понял, то его неизлечимая болезнь ведет к полной глухоте. В трудную пору своей жизни, Бетховен создает “Лунную сонату”. У поэта Владимира Павлинова есть одноименное стихотворение, послушайте стихотворение в сочетании с музыкальной композицией.

8. Звучит “Лунная соната”

Стихотворение

Ты помнишь гаснущего дня порывы снеговые?
В консерваторию меня ты повела впервые.
Метели колющий дымок кипел на снежном фоне…
Я с детских лет терпеть не мог рапсодий и симфоний.
Навстречу лыжники идут, такси спешат к Арбату,
А я надут: меня ведут на “Лунную сонату”…
Эх, до чего мне было жаль часы убить на это!
Сейчас начнут стучать в рояль и не погасят света!
Померк белесых ламп косяк, и в наступившем мраке
К роялю подошел толстяк в смешном двухвостном фраке.
Возник щемящий слабый звук и полился устало,
И жаль чего-то стало вдруг , и в горле защипало…
И детство вспомнилось опять, недетские заботы.
Я в переулке жду, а мать спешит домой с работы.
Война, нелегкое житье, не каждый день мы сыты,
И пальцы тонкие ее машинкою отбиты…
И вдруг я вижу своего отца – и как живого!
Но я же не видал его с конца тридцать восьмого.
А он мир новый поднимал и хлам былого рушил,
А вот стихов не понимал и музыку не слушал…
Худые пальцы длинных рук все это рассказали,
Но руки те упали вдруг, и тихо стало в зале.

Как удалось Бетховену написать гениальное произведение, ведь он практически не слышал? ( С помощью трости, один конец к роялю, другой к зубам – звуковые волны он чувствовал)

В г. Иркутске есть интернат для слабослышащих детей, они разучивают танцы, видя как учитель, отбивает ритм, хлопая в ладоши.

9. Физминутка: чтобы активизировать свою мыслительную деятельность, делаем массаж ушей. Укрепляем слух: руками прижать уши, не напрягаясь и резко отпустить. 4-5 раз.

10. На нашем уроке присутствует врач. Как называется специальность врача, лечащего уши? (Отоларинголог) Послушаем о гигиене органа слуха. Выступает ученик в роли врача. (Смотри приложение № 1)

11. Сделаем выводы по уроку. Работа по группам:

  1. обобщает функции органа слуха.
  2. обобщает строение уха.
  3. обобщает информацию о гигиене слухового аппарата.

Представители групп выступают у доски, выводы на ватманах.

12. Закрепление: игра “Верю – не верю”.

  1. Активно разбираем ситуации, вместе обсуждаем.
  2. Верите ли вы, что чем старше становится человек, тем хуже слышит? (Нет: человек может слышать до глубокой старости)
  3. Верите ли вы, что при взрыве, стрельбе нужно открывать рот, чтобы не лопнула барабанная перепонка? (Да: мощная звуковая волна с силой ударяет в барабанную перепонку и может порвать ее. И чтобы уравнять давление с внешней и внутренней стороны рекомендуется открывать рот. В самолетах предлагают леденцы, чтобы чаще сглатывать слюну, также для выравнивания давления.)
  4. Верите ли вы, что одного уха достаточно, чтобы ориентироваться в пространстве? (Нет: два уха помогают установить, с какой стороны от нас находится источник звука, т. к. в одно ухо звук поступает раньше на долю секунды.)
  5. Верите ли вы, что подростковые уши более приспособлены к громкой музыке, чем уширодителей, бабушек и дедушек? (Нет: дискотека и подростковые уши не совместимы. Формирование слуховых рецепторов завершается к 18 годам, а вот смесь звуков тяжелого рока прекрасно может выдержать ухо взрослого человека.)
  6. Верите ли вы, чтобы уменьшить шум, надо посадить вокруг ома деревья? (Да: деревья поглощают шум.)

13. Реклама книги В. Мезенцева “Энциклопедия чудес”.

14. Итоги урока: самооценка по рейтинговой системе.

Я могу ответить на вопросы в конце параграфа учебника  1 2 3 4 5
Активность на уроке                                                                 1 2 3 4 5
Поведение на уроке                                                                  1 2 3 4 5
Сообщения, выступления, ответы на уроке                           1 2 3 4 5
Мне можно поставить за урок оценку                                    1 2 3 4 5

Оценки активным, выставляются в журнал.

Спасибо за урок!