Интегрированный урок по курсу "Грамота" на тему: "Знакомство с буквой Т, т. Числа от 11 до 20. Состав чисел 5, 6"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить учащихся с новой буквой;
  • научить читать слоги с буквами Т, т;
  • научить печатать букву Т, т
  • закрепить счёт в пределах 20, состав чисел 5 и 6;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление, пространственное воображение;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Ход 1 урока

I. Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

II. Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой буквой, научимся читать слоги и слова с данной буквой, закрепим умения считать в пределах 20 и решать примеры.

III. Повторение пройденного материала

А вот и новая буква. Где же она? Кто же взял её? А вот и записка. Что же в ней написано? Да это же загадка! Послушайте.

Трещала с самого утра:
“Пора! Пора!”
А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит .../сорока/.

Кто это? А как вы догадались, что это сорока?

Сорока живет в лесу. Она лучший строитель среди птиц. Гнездо у неё прочное, просторное. У сороки несколько прозвищ: - “тараторка”, - “воровка”, т. к. она любит таскать блестящие вещи и играть с ними. Видимо наша буква ей приглянулась, вот она её и утащила.

Куда же могла улететь сорока? Давайте отправимся в лес на поиски нашей новой буквы, но прежде вспомним правила поведения в лесу? Как необходимо вести себя в лесу?

Закройте глазки и представьте, что идем мы по лесной тропинке. Ярко светит солнце. Дует тёплый ветерок. Поют птицы. И вот вышли мы на лесную полянку. Откройте глазки.

Какие звуки можно услышать на лесной полянке?

Давайте поиграем в игру “Лесные звуки”:

Дети по лесу гуляют,
Лесным звукам подражают: [ш]
Слышно; как комарики звенят: [з]
Где-то в травке жук жужжит: [ж]
Гулко ухает сова – большая голова: [у]
Очень волк на совушку сердит
И поэтому рычит: [ р]

Мы воспроизвели разные звуки. Произнесем их вместе ещё раз.

[ш] [з] [ж] [у] [ р]

На какие группы эти звуки можно разделить? Сколько гласных звуков мы произнесли? Произнесите его ещё раз. Какие ещё вы знаете гласные звуки? Чем отличаются гласные звуки от согласных? Произнесем согласные звуки. Почему они согласные? Чем обозначаются звуки на письме? Верно, буквами. Какие буквы вы видите на поляне? Все ли эти буквы вам знакомы?

Посмотрите внимательно. Может быть, среди них есть новая буква, незнакомая вам, та, которую утащила сорока?

Букву незнакомую мы на этой полянке не нашли, но зато повторили, какие звуки называются гласными, какие согласными. Все это поможет нам в дальнейших поисках нашей буквы. Пойдемте дальше в лес, не будем терять время.

Физминутка

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках,
А потом на пяточках,
Пойдем мягко, как лисята.
И, как мишка косолапый,
И, как заинька трусишка.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ёжик сладко потянулся.

IV. Устный счет

Ёжик сладко потянулся
Наконец-таки, проснулся.
Захотелось поиграть,
Всех ребят пересчитать.

Давайте посчитаем, сколько ребят сегодня пришло на урок. Если мы при счёте не допустим ошибок, то ёж отдаст нам конверт, оставленный сорокой. Интересно, что там написано? Считать будем по цепочке, начнём с Максима. /Счёт от 1 до 17/.

Так сколько ребят на полянке?

Возьмите веер. Покажите число, которое при счёте идет перед числом 17?

.... за числом 11?

.... число, которое находится между числами 18 и 20?

... которое на 1 меньше 15?

... в котором 1 десяток и 8 единиц?

/16, 12, 19, 14, 18/

Запишите самостоятельно эти числа в порядке возрастания. Проверим. Увеличим вместе каждое число на 1. Что значит “увеличить на 1”?

Молодцы, ребята, все научились без ошибок считать.

V. Изучение нового материала

Мы не допустили ошибок при счете, и ёжик отдает нам конверт. Прочитаем, что же написала сорока.

“Выполните мои задания и я верну вам букву”.

Ребята, нам придется постараться выполнить все задания сороки, и при этом не допустить ошибок. Только при таком условии сорока отдаст нам букву, которую она утащила. Попробуем?

Посмотрите на рисунки и скажите, кто на них изображён? /Дятел, тигр, сорока/

Кто лишний? Почему? Составим схему слова ТИГР. /Звуковой анализ слова ТИГР, выделение нового звука [т,], его характеристика/.

У тигра есть родственник. Он живёт в доме у каждого из вас. Чтобы угадать, кто это, послушайте загадку.

Лапка мягонька,
А коготок востёр. /Кот/

Кто же это? Как догадались? Скажите, какая схема подойдет к слову кот? Почему?

Проверим. Чем отличается первая схема от второй? Прочитаем слово хором и выделим голосом последний звук.

/Звуковой анализ слова. Выделение последнего звука, его характеристика/

С какими новыми звуками мы сегодня познакомились? Что общего у этих звуков? Чем отличаются?

Физминутка

Я буду говорить слова, а вы, если услышите твердый звук [т], то поднимите руки вверх, если услышите мягкий звук [т,] - приседаете. Будьте внимательными!

Ветер, туман, крот, дятел, аист, тень

Ну вот, с первым заданием сороки мы справились. И познакомились новыми звуками [т], [т,]. Ну а если и второе задание выполним без ошибок, то сорока вернёт нам украденную букву.

Но что же это за задание такое? Не пойму, что надо сделать?

Верно, надо выполнить графический диктант.

Ребята, проверьте, у вас такая фигура получилась? Что она вам напоминает?

Верно, согласные звуки [т], [т,] на письме обозначаются буквой Т, которую мы сейчас начертили.

IV. Итог урока

Так какую букву утащила у нас сорока? С какой буквой мы познакомились на уроке? Что вы можете сказать о букве Т?

Ход 2 урока

I. Оргмомент

Раз, два, три — слушай и смотри,
Три, два, раз — мы начнём сейчас!

Сорока возвращает нам букву Т и просит прощения. Простим её?

II. Сообщение темы и цели

Надо простить её. Давайте научим на этом уроке сороку писать букву Т и читать слова с этой буквой.

III. Печатание заглавной и строчной буквы Т, т

Анализ буквы

Сколько букв Т, на рисунке? Почему 4 буквы? Для чего необходимы заглавные буквы?

С заглавной буквы без сомненья
Начинаем предложенье,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке.
Буквы пишем аккуратно,
Чтобы было всем понятно.

Чем похожи печатные буквы Т? Чем отличаются?

Показ написания учителем

Сейчас мы будем учиться печатать заглавную букву Т. Из скольких элементов состоит заглавная буква Т? Каких? Назовите.

Начинаем печатать на верхней линии рабочей строки, ведём вправо короткую горизонтальную линию. Вертикальную линию начинаем писать с середины горизонтальной и заканчиваем на нижней линии рабочей строки.

Печатание в воздухе

Напечатаем сначала в воздухе заглавную букву Т.

Печатание в тетради под диктовку учителя

Откроем тетради, положим их прямо.

Найдите строку, где напечатана заглавная буква Т. Поставим ручку на верхнюю линию рабочей строки и пишем вместе со мной под диктовку в тетради.

Самостоятельное печатание

Ещё одну букву напечатайте самостоятельно. Строчная печатная буква т пишется точно также, но начинаем писать горизонтальную линию на средней линии рабочей строки. Обведите в тетради строчную букву, а теперь продолжите самостоятельно. Сколько всего заглавных букв на строке? Строчных должно быть на 1 букву больше, чем заглавных. Что значит на 1 больше? Так сколько же должно быть строчных букв? Сколько уже напечатано? Сколько осталось напечатать? Напечатайте ещё 2 строчные буквы т.

Физкультминутка

Мы c сорокой-белобокой
Дружно делаем уроки.
Мы писали и считали,
И от этого устали.
Встали по порядку,
Сделаем зарядку.
Крылья расправляем,
По комнате летаем.
Приседаем столько раз,
Сколько пальчиков у нас.
Головою повертели,
Снова за уроки сели.

Ну вот, ребята, вы сами научились печатать строчную и заглавную буквы Т и т и сороку тоже научили, а теперь пришло время научиться читать слоги с этой буквой. А помогут нам в этом наш знакомый ёж со своими ежатами.

IV. Чтение слогов

Чтение по цепочке

Вышел ёжик погулять
Грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
“Все сюда, скорей, скорей!
Я вам буковку нашёл”

Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, почитали дети – та.
Прибежал задорный О, прочитали дети – то.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети – тя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – ты.
Прибежал игривый И, прочитали дети – ти.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – ту.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – тё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети – тю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети – тэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети – те.

та-то-тя-ты-ти

ту-тё-тю-тэ-те

Чтение хором

Выборочное чтение

Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает твердый звук. Прочитайте слоги, в которых буква Т обозначает мягкий звук.

Молодцы! Хорошо потрудились. Научились читать слоги с новой буквой. Даже немного устали. А наша знакомая сорока тоже устала и предлагает отдохнуть.

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежали,
до лужайки добежали.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немного отдохнем...
Дальше мы пешком пойдем.

V. Закрепление состава чисел 5 и 6

Ребята, мы так сильно прыгали, что у сороки рассыпались бусы. Давайте поможем сороке собрать бусы. Обратите внимания на первую нить. На ней были бусинки с примерами, ответом которых является число 6. А на второй нити бусинки с примерами, ответом которых является число 5. У вас в тетрадях нарисованы нити такие же, как у меня на доске.

Первый ряд выписывает примеры с ответом 5. Второй и третий ряды с ответом 6. Приступайте к выполнению самостоятельно.

Проверим, какие примеры выписали ребята. Почему один пример никто не выписал? Произнесем вместе слово “три” и выделим голосом первый звук. Произнесите его теперь отдельно. А теперь произнесите слово “пять” и выделите голосом последний звук. Произнесите его теперь отдельно. Какой буквой на письме обозначаются звуки [т] и [т,]?

VI. Итог урока

Так с какой же буквой вы сегодня познакомились? Чему ещё вы научились? Какие задания сороки были самыми интересными?

Вот и подошёл к концу наш урок. Сорока улетает к себе домой, а мы остаемся. Нам ещё много интересного предстоит узнать, но это будет уже на следующем уроке.