Русский традиционный народный костюм

Разделы: МХК и ИЗО


ЦЕЛИ:

  • Познакомить учеников с конструктивным и декоративным аспектами русского традиционного костюма.
  • Способствовать приобретению знаний о народном костюме, которые могут быть использованы при работе на уроках композиции и декоративно-прикладного искусства.

ЗАДАЧИ:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ – овладение навыками самостоятельной исследовательской работы в группах, взаимообучения и контроля на уроке.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ – привить интерес к изучению народного декоративно-прикладного искусства, способствовать творческому подходу к исследованию народной обрядности, верований и их отражению в традиционном костюме.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – способствовать воспитанию у учеников чувства гордости за свою национальную духовную культуру и уважения к труду русских мастериц.

ОБОРУДОВАНИЕ.

Репродукции:

  • Суриков С. “Сибирская красавица”.
  • Аргунов И. “Портрет неизвестной в русском Костюме”.

Фотографии:

  1. Девичий головной убор повязка.
  2. Женский головной убор “сорока с кичкой”.
  3. Женский головной убор “островерхий кокошник”.
  4. Женские и девичьи головные уборы, украшенные жемчугом.
  5. Женские головные уборы “головки Окики”.
  6. Золотошвейный платок.
  7. Женские праздничные рубахи с прямыми поликами.
  8. Женский праздничный костюм с поневой.
  9. Женский праздничный костюм с сарафаном и передником.
  10. Душегрея (часть праздничного женского костюма).
  11. Свадебное полотенце.
  12. Декоративные полотенца.
  13. Конец декоративного полотенца.

ОБРАЗЦЫ:

  1. Русских вышивок XVIII – XIX вв.
  2. Смоленского браного ткачества XIX в.

ЗАПИСИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: мелодия русской народной песни “Ты не шей мне, матушка, красный сарафан”.

ХОД УРОКА

Ученики рассаживаются в соответствии с делением на две группы, проводившие творческое исследование на темы:

Конструктивная часть традиционного русского костюма (гр.1);

Декоративная сторона русского традиционного костюма (гр.2).

Вступительное слово учителя: “Жар-птица” (образ русской женщины).

Постановка задачи: Выслушав сообщения той и другой групп, составить себе представление о русском традиционном костюме, как о едином целом произведений искусства и образце народного мифологического творчества.

Сообщения учащихся

Сообщение гр. 1.

Тема первого сообщения: КОНСТРУКЦИЯ И ТРАДИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КОСТЮМА.

А) Основные элементы русского костюма: рубаха, сарафан, понева.

Б) Символичность цветового решения костюма.

В) Традиции и обряды, связанные с русским костюмом: рождение, свадьба, смерть.

Г) Особенности традиционного смоленского костюма.

Тема второго сообщения: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

А) Конструкция и основные типы женских головных уборов.

Б) Традиции и обряды, связанные с женскими головными уборами: девичество, замужество, ожидание ребенка, зрелость.

В) Украшение головных уборов.

Г) Особенности головных уборов Смоленской губернии.

Сообщение гр.2.

Тема первого сообщения: РУССКИЕ ВЫШИВКИ И МИФОЛОГИЯ.

А) Вышивка, как ритуал.

Б) Традиционные элементы русской вышивки, их семантика.

В) Содержание архаического мифа об оленях, рождающих все живое, как самый древний сюжет вышивок.

Г) Связь женских образов в русской вышивке с языческим культом богини Макоши.

Тема второго сообщения: ОТРАЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АГРАРНО-МАГИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ В РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ВЫШИВКЕ.

А) Вышивка “Даждьбог” и отражение в ней понятий о смене времен года.

Б) “Месяц” - календарь в русской вышивке.

В) Особенности вышивки на сюжет “Встреча весны”.

Г) Сюжет “Макушка лета”.

Подведение итогов

Проводится в форме взаимоконтроля обеими группами знаний, полученных в ходе урока:

1. Ученики гр.1 задают вопросы гр.2.

- Что можно было узнать о русской женщине, рассмотрев внимательно ее костюм?

- Чем отличались друг от друга костюмы женщин северных и южных губерний, чем интересны в этом плане костюмы Смоленской губернии?

- Кто занимался на Руси изготовлением костюма?

2. Ученики гр. 2 задают контрольные вопросы гр. 1.
- Содержание, какого мифа отражено в одном из самых архаичных сюжетов русской вышивки?

- Каково символическое значение образа птицы в русской вышивке?

- Каким образом отразился аграрный уклад жизни русского народа в семантике русской вышивки?

Ученики внимательно выслушивают ответы друг друга, если в ответах были неточности или они были неполными, исправляют и дополняют друг друга.

На заключительном этапе урока ученики обеих групп выполняют творческое задание, которое приготовили друг для друга заранее. Для этого они нарисовали на бумаге и вырезали различные детали русского костюма и различные элементы русских вышивок.

Задание группы1: Выбрать из нескольких предложенных элементов русского костюма (рубаха, понева, сарафан, повязка, сорока с кичкой, сорока с кичкой с рогами), элементы, соответствующие костюму молодой женщины, недавно вышедшей замуж и живущей в одной из южных губерний, выбрав нужные элементы, на панно, составить костюм.

Задание группы 2: Выбрать из предложенных элементов вышивки (две птицы, два оленя, всадник, женщина) те, которые соответствуют вышивке с сюжетом, в основу которого лег миф об оленицах. Составить из этих элементов схему вышивки на панно (два оленя и женщина посредине).

Во время выполнения творческого задания звучит мелодия русской народной песни “Ты не шей мне, матушка, красный сарафан”. После работы с творческим заданием ученики обеих групп оценивают правильность его выполнения.

Учитель делает вывод урока: русский костюм и русская вышивка памятники русской национальной духовной и материальной культуры, истинные произведения искусства, источник творческого изучения и гордости русского народа.

Домашнее задание: придумать модель современной одежды с использованием элементов традиционного народного костюма и русской вышивки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клемешева Н.Т., Шпикалова Т.Я. “Русское народное искусство XVIII – XX в.в.”
  2. Мерцалова М.Н. “Поэзия народного костюма”.
  3. Пармон Ф.М. “Русский народный костюм”.
  4. Родина А.К. “Традиционный русский костюм. История русской национальной одежды”.
  5. Рыбаков Б.А. “Мифология древних славян”.
  6. Смирнова Э.С. “Древнерусское и народное искусство”.