Урок-турнир по теме: "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • закрепить знание математических терминов, сформировать навыки построения и нахождения точек по заданным координатам;
  • развитие познавательных интересов учащихся, элементов творческой деятельности;
  • нравственное воспитание (формирование таких качеств личности, как ответственность, организованность, долг, честь, справедливость).

Ход урока

Организационный момент.

Учащиеся делятся на две команды по 7 – 10 человек, выбирают капитанов команд. Представляется жюри, состоящее из учеников старших классов или ребят этого класса не вошедших в команды.

1. Конкурс “Картинная галерея”.

В этом конкурсе ребята показывают свое домашнее задание. Рисунки, выполненные в координатной плоскости, и их описание размещаются на магнитной доске. Жюри оценивает сложность работы, правильность описания, аккуратность и количество представленных работ (все ли члены команды выполнили задание).

2. Эстафета.

В то время когда жюри оценивает работы первого конкурса, мы с вами проведем конкурс-разминку. Это будет эстафета. Каждый из вас по очереди выходит к доске и записывает координаты одной точки, после чего передает эстафетную палочку – мел следующему игроку. Побеждает команда первая, справившаяся с заданием.

Для этого конкурса на доске заранее построены две координатные плоскости и отмечено необходимое количество точек (по числу учащихся в команде). Во время конкурса учитель следит за правильностью выполнения задания и добивается того, чтобы каждый учащийся определил и записал координаты точки верно.

За победу в этом конкурсе жюри присуждает одно очко.

3. Конкурс капитанов.

Этот конкурс проводится по принципу игры “Что? Где? Когда?”.

На столе разложены карточки с вопросами:

  • Под каким углом пересекаются координатные прямые х и у, образующие систему координат на плоскости?
  • Как называют каждую из координатных прямых?
  • Как называют точку пересечения координатных прямых?
  • Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
  • Как называют первое из двух чисел, определяющих положение точки на плоскости?
  • Как называют второе из двух чисел, определяющих положение точки на плоскости?
  • В какой координатной четверти находится точка с положительными координатами?
  • В какой координатной четверти находится точка с отрицательными координатами?
  • У каких точек координатной плоскости абсцисса равна нулю?
  • У каких точек координатной плоскости ордината равна нулю?

Капитаны команд по очереди вращают стрелку и отвечают на выпавший вопрос. Если капитан дает не правильный ответ, его может исправить команда. Если команда не знает правильного ответа, права ответа передается команде соперников.

За каждый правильный ответ жюри присуждает один балл, за ответ с помощью команды полбалла, за ответ на вопрос соперника полбалла.

4. Конкурс “Светофор”.

Для этого конкурса каждому ученику выдаётся “Светофор”. “Светофор” - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой – зелёная. Во время конкурса по одному члену из каждой команды выполняют задание на доске, а остальные учащиеся – в тетрадях. Когда задние выполнено, если ученик согласен с решением – поднимает зелёный сигнал “Светофора”, не согласен – красный. На второе задание выходит отвечать следующая пара учащихся и т. д.

Задания к конкурсу:

  • Постройте на координатной плоскости точки: А(-4;-2), В(-3;-1), С(-2;0), D(-1;1). [ А(2;6), В(3;4), С(4;2), D(5;0).]
  • Эти точки располагаются в определённой последовательности. Уловив её, отметьте ещё две точки. Определите их координаты.
  • В координатной плоскости проведена линия (график произвольной кривой выполнен на доске или проецируется на экран). Найдите на этой линии точку: а) абсцисса которой равна 1,7 [-1,2];
  • б) ордината которой равна -2,5 [2,1].
  • На координатной плоскости постройте треугольник АВС, если А(-2;-2), В(1;4), С(4;4); [А(-3;6),В(-3;-4), С(2;-4)]. Запишите координаты точек пересечения сторон треугольника с осями координат.
  • Постройте квадрат АВСD по координатам его вершин А(0;3), В(3;6), С(6;3), D(3;0) [A(-4;0), В(0;-4), С(-4;-8), D(-8;-4)]. Проведите отрезки АС и ВD. Найдите координаты точки, в которой пересекаются эти отрезки.
  • Отметьте на координатной плоскости вершины А(-5;1), В(-1;-3), С(5;3) [А(1;5), В(3;3), С(-1;-5)] прямоугольника АВСD. Найдите координаты вершины D.

В квадратных скобках напечатаны задания для второй команды.

Жюри оценивает правильно выполненное задание в один балл, если все участники команды подтвердили правильность ответа. Если хотя бы один член команды ошибся, то ставится полбалла. Если отвечающий не справился с заданием, его исправляет кто-либо из членов команды и выставляется полбалла.

5. Конкурс “Меткий стрелок”.

Для этого конкурса понадобится “мишень”. Эта “мишень” похожа на обыкновенную мишень в тире, только гораздо крупнее и в центре нее построены координатные оси. Также понадобится детский пистолет, стреляющий пульками с присосками.

Игроки из разных команд по очереди стреляют по “мишени”, стараясь набрать как можно больше очков. Очки, в которые попадает игрок, защитываются только в том случае, если игрок правильно назовет координату точки, куда попала пуля.

6. Командный конкурс.

В этом конкурсе ребята получают два задания, которые они должны выполнить всей командой.

  • За одну минуту отметьте на координатной плоскости как можно больше точек, у каждой из которых сумма абсциссы и ординаты равна 5 (т. е. х+у=5).
  • Решите два уравнения и постройте точку с получившимися координатами.
    0,8 ( 9 + 2х ) = 0,5 ( 2 - 3х );
    0,5 ( у + 3 ) = 0,8 ( 10 – у ).

Жюри оценивает скорость выполнения, правильность, организованность, коллективизм.

7. Конкурс “Да-нетка”.

Учитель загадывает одну из точек, отмеченных на координатной плоскости. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: “да”, “нет”, “и да и нет”. Бывает, вопрос задается некорректно, тогда учитель отказывается от ответа заранее установленным жестом. После игры обязательно краткое обсуждение, какие вопросы были сильными, какие (и почему) – слабыми? Учитель старается научить ребят вырабатывать стратегию поиска, а не сводить игру к беспорядочному перебору вопросов.

Урок-турнир подходит к концу, жюри подводит итоги. Благодарю ребят за работу.