Конспект урока-сказки по теме: Письменные приемы сложения". "Математика М.И. Моро. 2-й класс, часть 2. Программа 1–4

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • повторить состав чисел в пределах 20;
  • закреплять навыки письменных приёмов сложения двузначных чисел в пределах 100, умение находить неизвестные компоненты вычитания и сложения, прививать интерес к математике через использование нетрадиционных форм.

Оборудование:

  • схема алгоритма анализа задачи,
  • портрет Бабы Яги, портреты внучки, Ванюши,
  • изображение яблони с яблоками, речки, печки, леса, гусей-лебедей.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Я работаю в школе посёлка Нижний Баскунчак. На наш урок пришли гости, давайте их поприветствуем.

Дети кивком головы приветствуют гостей.

– Я хочу пригласить вас в сказку. Давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу и пожелаем друг другу удач и успехов на уроке. Нам предстоит закрепить умение письменно выполнять сложение двузначных чисел, повторим способы проверки вычитания, будем решать уравнения.

Звучит фонограмма. Дети попадают в сказку.

– Жили-были дед да баба. Были у них внучка да внучок маленький Ванюша.

"Внученька, говорят баба с дедом, - мы поедем на ярмарку, а ты со двора не ходи, береги Ванюшу. А мы тебе гостинцев привезём!" Уехали баба с дедом, а внучка позабыла, что ей наказывали. Посадила она Ванюшу под яблоньку, а сама побежала с подружками играть. Сидит Ванечка под яблонькой, яблочками играет.

– Исправьте ошибки, которые найдёте в рисунках, с помощью стрелок: (поднять чашу) или (опустить чашу). Помните, что на всех весах масса груши и яблока такая же, как на первых весах.

– Скучно стало Ванечке. Стал он считать всё, что видел. Давайте поможем ему.

– Сколько получится, если к 5 прибавить 3? А если к 3 прибавить 5?

– Какой математический приём использовали?

(Приём перестановки слагаемых.)

– Когда используют перестановку слагаемых?

(Когда к большему числу прибавляем меньшее.)

– В одной сказке 8 героев, а в другой 2. На сколько меньше героев во второй сказке?

(8 – 2 = 6 )

– На одной полке 8 книг, а на другой на 5 книг больше. Сколько книг на второй полке?

(8 + 5 = 13 )

– В хоре поют 9 мальчиков и столько же девочек. Сколько детей поют в хоре?

( 9 + 9 = 18 )

– Стал Ванечка полочки по длине мерить. Давайте и мы сравним, что длиннее, что короче, что больше, а что меньше, а может что-то и равно.

1м * 10дм

3см 5мм * 35мм

3дм * 31см 8см * 79мм

( =; <; =; > )

– Но вдруг налетели злые гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли. А сколько их было, мы узнаем, решив задачу на смекалку.

Летела стая гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади, а два впереди.

Один между двух. Сколько было гусей?

– А вот кто приказал им это сделать, мы узнаем, если решим примеры.

На доске портрет Бабы Яги разрезанный на 9 частей, прикреплённых обратной стороной. На каждой части записан пример. Решив пример, дети переворачивают их.

 – Вот кто похитил нашего Ванюшу. Давайте поможем сестрице спасти братца. Но сначала откройте тетради. Запишите число, классная работа. … Итак, в путь!

 – На пути у нас яблонька. Яблонька, яблонька, покажи нам дорогу к Бабе Яге.

 Фонограмма: "Покажу, если съедите мои яблочки.

Яблочки у меня непростые – волшебные, чтобы яблочко съесть, надо примеры столбиком решить".

 – Молодцы! Идём дальше! На нашем пути печка. Печка, печка, покажи нам дорогу к Бабе Яге.

Фонограмма: "Покажу, если съедите мой пирожок.

А пирожок непростой, а трудная задача".

 На одном автобусе в Киев приехали 42 туриста, а на другом – на 10 туристов больше. Сколько всего туристов приехали в Киев?

1) 42 + 10 =52 туриста – приехали на втором автобусе.

2) 42 + 52 = 94 туриста – приехали на двух автобусах.

Выражение: 42 + (42 + 10) = 94 туриста.

Ответ: 94 туриста приехали на двух автобусах.

 – Молодцы! Мы хорошо потрудились! Пора нам отдохнуть.

 Физкультминутка.

– И вот новое препятствие – речка. Перебраться на другой берег мы сможем по мостику. Но нам надо отремонтировать его, вставив недостающие дощечки с числами.

 

Уменьшаемое 90 80 70 60 60 60
Вычитаемое 10 10 10 20 30 40
Разность 80 70 60 40 30 20

– Снова в путь! И вот перед нами густой лес. Деревья расступятся, если мы решим уравнения.

 

Х – 8 = 6  

у + 9 = 17

Х = 8 + 6   у = 17 – 9
Х = 14   у = 8
14 – 8 = 6   8 + 9 = 17

 – Расступился тёмный лес. Ребята! А вот и избушка Бабы Яги! Баба Яга, отдай нам Ванюшу!

Фонограмма: "Отдам, но сначала расшифруйте код замка, а для этого примеры решите.

Да проверку не забудьте!".

I вариант – 44 – 8; 7 – 3

II вариант – 35 – 7; 70 – 8

 – Молодцы, ребята! Вы спасли Ванюшу! Пора нам возвращаться домой. Что вам запомнилось в нашем путешествии.

 – А теперь минуточку подумайте и сами оцените результаты своей работы. Прикрепите яблоки к дереву:

Красные – если вы уверены, что хорошо работали;

Зелёные – если вы считаете, что в основном работу выполняли верно, но были неточности.