Нестандартный урок истории по теме: "Иван Грозный — государь всея Руси"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить знакомство с историей развития нашего государства, с выдающимися личностями – правителями нашего государства, заинтересовать учащихся и пробудить интерес и уважение к прошлому.
  • Обучить учащихся ориентироваться в исторической информации, прививать навыки самостоятельного поиска решений в приобретении этой информации.
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся, формировать образное мышление.

Материалы и оборудование:

  • “Твоя Россия” Учебник-хрестоматия по истории под ред. Н.Я. Чутко и Л.Е. Родионова.
  • Изображение генеалогического древа.
  • Карточки с именами выдающихся личностей – правителей государства, исторических понятий.
  • Иллюстрации с изображением Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Грозного, Успенского собора.

ХОД УРОКА.

I. Вступительное слово учителя

– Хочется сегодняшний урок истории начать со слов писателя-историка – Николая Карамзина:

“История в некотором смысле есть священная книга народов: … завет предков к потомству, дополнения, изъяснения настоящего и пример будущего”.

– Как вы понимаете словосочетание "священная книга"? (Чрезвычайно почетная, исключительная по важности, святая, проникнутая высокими чувствами, возвышенная.)

Вывод: Священная – святая, святая – почетная, книга, к которой относятся бережно.

– Почему к ней относимся как к святой? (Узнаем о событиях, которые происходили очень давно, о людях, у которых мы учимся любить свою Родину, уважительно относиться к ним.)

– Сегодня мы продолжим разговор об этих людях, которые внесли большой вклад в развитие государства. Ведь история Русского государства уходит глубокими корнями в старину.

II. Напряжение мысли

– С каким именем, по вашему мнению, связано происхождение русских князей? (Рюрик – основоположник династий Рюриковичей, поднявшей достоинство и авторитет державной России.)

а) Чтение имен выдающихся личностей на карточках.

Учащимся предлагается изображение генеалогического древа.

в) Выявление знаний учащихся о русских князьях (выслушиваются ответы учащихся).

– Что вы знаете о князе Олеге?
– Что вы можете сказать об Олеге?
– О чем вам напоминает имя Владимир?
– Почему Ярослава прозвали “Мудрым”?

г) Соотнесение имен исторических личностей с событиями. Беседа об этих личностях.

– Имена каких князей мы еще не восстановили на генеалогическом древе? (Учащиеся называют имена князей.)

Чтение имен на карточках и соотнесение с событием:

Иван IV – “лишняя” карточка.

– Назовите 2 имени, которые можно объединить. Что их объединяет?

Невский
Донской
} князья из династии Рюриковичей, правили во времена правления татаро-монгольского ига,
прозвища: Невский – за победу на р. Неве над шведами;
Донской – за победу на Куликовом поле (меж Доном и Днепром)

Показ портретов Невского и Донского.

– Назовите черты характера, присущие этим людям, достойные подражанию.

Мужественные,
решительные,
расчетливые,
огромная любовь к Родине,
великодушие,
самообладание.

– Какие сведения известны об Иване III? (Во время правления Россия окончательно освободилась от татаро-монгольского ига.)

III. Сообщение новых сведений

а) Беседа учителя.

Освобождение России от ордынского ига произошло без особых выдающихся битв, без громкой славы, без блеска личной храбрости государя. В России восстановлена государственность. После смерти Ивана III престол принимает его сын Василий Иванович, который идет по пути,  указанному его отцом. Василий привлекал иностранцев в Россию, первый из великих князей имел при дворе немецкого лекаря. При нем были построены 4 важные крепости с каменными стенами: в Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске. При жизни он благословил на престол своего трехлетнего сына Ивана, а жене Елене приказал держать государство до его возмужания.

б) Что вы узнали о детстве Ивана IV? (Заслушивание ответов учащихся.)

в) Принятие царского титула.

– Когда Ивану исполнилось 16 лет, он вдруг созвал бояр, пригласил митрополита (старшего из священников) и объявил, что принимает титул царя.
16 января 1547 года происходило торжество коронования в знак того, что с этого дня государь уже сам может править Россиею. Иван Васильевич, окруженный целою толпой придворных, одетых в сияющие золотом и серебром платья, отправился в самый великолепный из московских соборов, а именно в Успенский.

Включается запись звона колоколов.

– Вошел Иван в храм. Застыл. Свечи горят. Мерцают лампады. Лица святых с икон и со стен смотрят. Хор певчих встретил Ивана многолетием. Иван сел на дорогое кресло митрополита. Затем священники возложили на его плечи мантию (широкая и длинная одежда в виде плаща), на голову надевают ему знаменитую “шапку Мономаха”, а митрополит произносит ему:
“Радуйся и здравствуй, православный царь Иван, всея Руси самодержец (монарх, общее название царей, королей), на многие лета”.
При выходе из собора Ивана обсыпали несколько раз золотыми деньгами в знак счастья и богатства. С тех пор Иван Васильевич, а затем все государи русские стали называть себя царями, то есть титулом высоким, чем великокняжеский.

– О том, какие изменения произошли в государстве, узнаете, прочитав текст.

г) Знакомство с текстом стр. 131–133 “Юрьев день”. Чтение учащихся по абзацам.

– Какие открытия сделали? (Крепостное право – общественный строй, основанный на праве помещика на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к Земле и принадлежащих ему крестьян.)

– В тексте есть слова: “Вот те и Юрьев день”. Как вы понимаете смысл этих слов по тексту? (Разочарованы в том, что долго ждали и не дождались, с сожалением.)

– Это крылатое выражение и сейчас широко известно. Когда можно употреблять его? (Разочарование)

– Что еще интересного узнали об Иване IV во время его правления государством? (Заслушивание сообщения учащихся: покорение Казани высоко поставило его в глазах народа.)

IV. Итог урока

Показ карточки Ивана IV.

– Что можно сказать об этом человеке? (Впервые в истории России принял титул царя – “Царь, государь всея Руси”, жестокий, злой, любил мучить и пытать.)

V. Домашнее задание

О том, какой вклад внес в развитие государства царь Иван IV, прочитаете дома на стр. 133–139.