Просто о сложном на уроке истории

Разделы: Начальная школа


Как подвести восьмилетних детей к ответу на вопрос, почему так говорят, что хуже грозного царя только междуцарствие? Задача перед учителем стоит не простая. Ведь на уроке нужно не только рассказать о временах царствования Ивана Грозного и периоде междуцарствия, но и стараться выработать правильную гражданскую позицию, связав события тех лет с настоящим временем.

Помня и о том, что нужно поддерживать интерес к предмету, повышать познавательную активность школьников, я старалась найти доступные и интересные способы в работе.

Например, используя рефераты, написанные детьми по темам “Иван IV Грозный” и “Иван IV Бессмертный”, прошу детей положить на одну чашу весов кирпичики, на которых написаны добрые дела царя, а на другую чашу кирпичики, на которых написано, что плохого он сделал страны и народа.

Наглядно дети увидели, что перевесила вторая чаша.

Делается вывод о том, что жестокость царя не знала границ. Не зря люди того времени звали его “Мучитель”. Зла он принёс больше, чем добра.

Младшие школьники эмоциональны. Учитывая эту особенность, я использовала компьютерную анимацию.

На уроке дети работали с картой России начала XVII века.

На этой карте по ходу беседы:

– была составлена “цепочка” царей,
– показано направление движения польских захватчиков на Москву,
– показано направление движения шведов в Россию,
– показано направление движения народного ополчения Минина и Пожарского.

На этой карте в беспорядке находятся карточки с именами царей для составления “цепочки”.

В 1584 году умирает Иван IV.

В “цепочке” 1. Иван Грозный

Прошу назвать возможных наследников на царский престол. У Ивана Грозного было 3 сына: Иван, Федор и Дмитрий. Иван был убит отцом в порыве гнева. Значит, остаются 2 наследника. Это Федор и двухлетний Дмитрий. Федор Иоаннович правил 13 лет 9 месяцев и, так как был человеком болезненным, в 1598 году умер, не оставив наследника.

В “цепочке” 2. Федор Иоаннович

А последнему сыну Дмитрию было 9 лет, когда он был найден в городе Угличе с перерезанным горлом. Это “Угличское” дело долгое время оставалось загадкой, однако последние исследования дают основания думать, что действительно произошёл несчастный случай.

Пока правили прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, большинство населения подчинялось им беспрекословно. Но династия прекратилась. Государство оказалось “ничьим”. Началась борьба за власть. Тогда православная церковь, московские стрельцы, часть бояр поддержали Бориса Годунова. И он стал царём. Обращаю внимание на то, что он не был законным царём, т.к. не принадлежал к роду Рюриковичей.

В “цепочке” 3. Борис Годунов

Он обещал, что не будет голодных и обездоленных. Но не смог этого сделать. На Россию обрушились несчастья. Несколько неурожайных лет привели к голоду. Начались бунты против властей. Борис Годунов правил страной 7 лет.

Огнями показаны города, где происходили народные волнения.

На Руси началось время, которое в истории стало называться Смутным (лихолетьем, междуцарствием).

Детям были заданы вопросы:

1. Как вы понимаете, что значит “Смутное время”?
2. Из-за чего в стране могут наступить Смутные времена?

После скоропостижной смерти Бориса Годунова самозванец, известный в истории под именем Лжедмитрий I, с 40-тысячным войском направляется из Польши в Москву.

В “цепочке” 4. Лжедмитрий Первый

Взойти на русский престол ему помог польский король Сигизмунд, которому за помощь Лжедмитрий обещал отдать часть русских земель. Москвичи торжественно встречали нового царя. Народ ждал от него справедливых законов, а тот только пировал, да деньги из казны тратил. Народ долго этого терпеть не мог, и в мае 1606 года боярин Василий Шуйский с военными слугами ворвались в Кремль и убили Лжедмитрия. Тело его сожгли, пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши. Самозванцем этим оказался беглый монах Гришка Отрепьев.

А Василия Шуйского на Красной площади “выкликнули” царем.

В “цепочке” 5. Василий Шуйский

Тот решил окончательно покончить со слухами о царевиче Дмитрии. Были из Углича привезены мощи и выставлены на всеобщее обозрение. А в стране волнениями охвачены уже более 70 городов.

Но не прошло и двух месяцев, как появляется Лжедмитрий II.

Он тоже собрал огромное войско и пошел на Москву. Василий Шуйский с Тушинским вором (так прозвали самозванца) справиться не смог и позвал на помощь шведского короля, пообещав ему часть русских земель.

Тогда и польский король направляет на Москву своё войско. Шуйского арестовали и насильно постригли в монахи.

Предатели-бояре ночью тайно пустили поляков в Кремль. Государство оказалось на краю гибели. Начался трехлетний период междуцарствия. Царя не было, ни плохого, ни хорошего. Когда страна была “ничья”, простые и бедные люди поднимали восстания против своих правителей, за царский престол боролись самозванцы. Страна оказалась беззащитной перед грабителями и иноземными захватчиками.

У страны оставался только один защитник – её народ.

Дети рассказывают о героях того времени Минине и Пожарском. Эти знания они получили, побывав на экскурсии по Красной площади в Москве.

В 1611 году городской староста Нижнего Новгорода Козьма Минин призвал всех честных людей, кому дорога Россия, создать народное ополчение, т.е. войско из простых людей для защиты Родины. Тысячи людей отдали свои деньги, имущество на великое дело. Многие оставили свои дома и семьи, взяли в руки оружие и встали в ряды ополчения.

Во главе с опытным полководцем Дмитрием Пожарским ополчение двинулось по русской земле восстанавливать порядок. В августе 1612 года они подошли к Москве и увидели, что весь город сгорел. Штурмом взяли несколько колец крепостных укреплений и пробились к центру. Но Кремль оставался неприступным. Поляки долго не сдавались, несмотря на голод и болезни.

А 22 октября 1612 года польские войска сдаются. На этом междуцарствие закончилось.

Когда подошло время ответить на вопрос урока, почему так говорят: “Хуже грозного царя только междуцарствие”, я попросила детей построить из кирпичиков две башни. Первая башня – это всё плохое, что сделал для страны и народа грозный царь (это дети выяснили в начале урока), а вторая – всё плохое, происходившее в Смутное время и последние три года междуцарствия.

 

Проверяем. Дети сравнивают эти башни и самостоятельно делают вывод:

Кроме голода, эпидемий, разрухи, которые были и при Иване Грозном, в Смутное время и период междуцарствия, когда страна была “ничья”, простые бедные люди поднимали восстания против своих правителей. За царский престол боролись самозванцы.

Страна была беззащитной перед грабителями и иноземными захватчиками. Вот почему так говорят, что хуже грозного царя только междуцарствие.

Интересно было домашнее задание. Нужно было написать сочинение с родителями на тему: “Что и как мы должны праздновать 4 ноября в День народного единства”.

Помня о том, что огромный вред в воспитании детей носит формализм, когда равнодушие взрослых вызывает равнодушие детей, я предварительно побеседовала с родителями и объяснила им важность работы, которую им предстояло выполнить с детьми. Лучшие отрывки из сочинений были зачитаны на уроке:

“Президент Владимир Путин часто сравнивает период правления Ельцина со Смутным временем, когда экономика была слабой, а национальное единство распалось”.

“Борис Ельцин работал в эпоху революций. Я думаю, что революций для России достаточно. Сейчас должен наступить период стабилизации, нормализации жизни, укрепления государственных структур, укрепления гражданского общества и экономики”, – заявил Путин в начале своего президентства.

“Патриарх Алексий II призвал россиян превратить 4 ноября в “День добрых дел и заботы о людях””.

“Нам нужны такие герои, как Минин и Пожарский, которые сплотили бы народ”.

“4 ноября мы празднуем единство народов России, единство правительства и народа, единство столицы и регионов, единство людей разных национальностей и веры”.

“Этот праздник поможет воспитать человека, способного к солидарности с другими людьми, т.к. его содержанием должно быть действие – добродеяние. Добрые дела и поступки меняют самого человека”.

“Многие люди уверены, что традиция празднования Дня народного единства однозначно привьётся”.

Дети испытали гордость за свои творческие работы.

Пытаясь понять сегодня происходящее, мы обращаемся к прошлому. И, наверное, неслучайно появление нового праздника 4 ноября – Дня народного единства, который совпал с праздником Иконы Казанской Богоматери. Единение, единство и согласие – это то, что нужно нашему народу, который переживает тяжелые времена. Это то, что нужно нашей стране, которая имеет многострадальную историю, чтобы стать великой страной, великой державой, имя которой – Россия.

Мне хотелось, чтобы дети на чувственном уровне пришли к пониманию того, что в трудные и тяжелые времена для страны людям необходимо объединиться против врага. Что выводы, сделанные самими детьми на уроке, важны и для сегодняшнего дня.

Приложение