Урок по творчеству С.Есенина на тему: "Звериных стихов моих грусть…". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели:

  • познакомить учащихся с концепцией “природа и человек” в творчестве С. Есенина;
  • развивать навыки анализа лирического произведения;
  • подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения.

Оборудование:

  • портрет С.А. Есенина;
  • иллюстрации к стихотворениям “Корова”, “Лисица”, “Песнь о собаке” - предварительное домашнее задание.

Теория литературы:

  • Лирический герой – образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём.
  • Синтаксическая инерция – лингвистическая категория, указывающая на одинаковое количество стихотворных строф в лирическом произведении.

Ход урока

Слово учителя

Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию природы и человека, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Их не так много, менее десятка, но они неизменно оставляют в душе каждого глубокий след, столь пронзительно и щемящее выражено в них чувство авторской боли за судьбу “братьев наших меньших”, нуждающихся в милосердии и защите.

Животный мир у С. Есенина – часть природы, живой, одушевлённой, разумной. Его птицы и звери ведут себя естественно и достоверно, поэт знает их голоса, повадки, привычки. Они бессловесны, но не бесчувственны, а по силе своих чувств и переживаний не уступают человеку. Все стихотворения С. Есенина о животных сюжетны, они раскрывают образ животного в драматических для его судьбы ситуациях: у коровы (“Корова” - см. иллюстрацию) отобрали и прирезали больного ребёнка – телка, подстреленная лисица (“Лисица” - см. иллюстрацию) приковыляла к своей норе на разбитой лапе…

Самое главное для этих стихов С. Есенина – уважение к животным, взаимное обращение, важное для обоих “собеседников”.

История о собаке, потерявшей своих щенят, занимает особое место среди анималистических стихов поэта. Но как и когда создавался этот шедевр, литературоведение до сих пор не знает. Он датирован 1915-м годом, а опубликован лишь в 1919-м. Это стихотворение, как и “Корова”, и “Лисица”, - о гибели животных по вине человека.

Чтение стихотворения учителем.

- Как автор показывает собаку?

(Есенинская собака способна на глубокие чувства; её горе безмерно и беспредельно.)

- Как показан человек и что для него – утопить щенят?

(“Хмурый хозяин”, равнодушно и привычно исполняющий обычное в крестьянском быту “дело” - утопление слепых щенят.)

- Каким настроением начинается стихотворение? Какой художественный троп помогает этому?

(Буднично, как бытовая зарисовка. Этому помогают олицетворения: “рогожи златятся”, “струился подталый снежок”.)

- С какой строфы начинает слышаться тревога? Какими словами и звуками это подчёркивается?

(Спокойная тональность начинает меняться с 3-й строфы: “хозяин хмурый”, “семерых всех поклал…”, [к], [ш], [х].)

- Подумайте, почему автор не показывает картину убийства?

(Картина показана кА бы глазами собаки, прибежавшей на место преступления слишком поздно.)

- Какая синтаксическая деталь указывает на это?

(Многоточие в 4-й строфе.)

- Как вы думаете, для чего в стихотворении поэт использует синтаксическую инерцию (см. определение):

А вечером, когда куры
Обсиживали шесток…

А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков…

А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях…

- Для чего поэт использует усечённую рифму: “куры” - хмурый”; “звонко” - “тонко”; а так же неточное созвучие с выпадением согласного перед конечным гласным: “подачки” - “собачьи”; “обратно” - “хатой”?

(Синтаксическую инерцию, усечённую рифму и неточное созвучие поэт использует для того, чтобы показать не только будничность ситуации, трагедию собаки, но и чувства автора, который ничем не может ей помочь.)

- Какие ещё тропы использует поэт в этом стихотворении?

Художественные тропы

Олицетворения. “Златятся рогожи”, “струился снежок подталый”, “месяц… скрылся за холм”, “покатились глаза…”.
Метафора. “Звонко глядела” - наречие, метафорически определяющее глагол.
Метафорическая гипербола. “Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег”.

- Посмотрите на иллюстрации к стихотворению. Какие моменты изображены на них и удалось ли авторам передать настроения данных эпизодов и отношение автора произведения?

- Как вы думаете, почему стихотворение называется “Песнь о собаке”?

(Стихотворение называется “Песнь о собаке”, потому что воспевает чувства собаки, умеющей любить, чувствовать и переживать.)

- М.Горький, услышав “Песнь о собаке” в исполнении С. Есенина, сказал: “После этих стихов невольно подумаешь, что Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного – заслужено человеком”.

Д/З: сочинение-отзыв “О чём заставляет задуматься стихотворение С.Есенина “Песнь о собаке”?