Использование научно-популярной литературы в преподавании географии

Разделы: География


Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме: “Антарктика – южная полярная область Земли. Антарктида. Физико-географическое положение. Его влияние на природу. Сведения из истории открытия и исследования”.

Содержание школьных курсов географии позволяет вносить приемы работы с различными видами текста. Используя эти источники, учащиеся приходят к мысли о создании “образа территории”. Различного рода литература заставляет школьников подбирать интересные сведения, примеры, высказывания известных людей. Рекламируя книгу на уроке, можно привести слова В.А. Обручева: “Неустанно ищите факты, собирайте их в природе и книгах”. Книга поможет глубже понять суть отдельных явлений и процессов, углубит и расширит познания. Работа с книгой требует от школьников определенных географических знаний, смекалки, сообразительности. Даст возможность почувствовать огромную радость самостоятельного открытия. Все это поможет лучше усвоить многие разделы школьного учебника.

Цели и задачи урока:

1. Сформировать представление об Антарктике, представление о природе Антарктиды.

2. Продолжить отработку понятия “физико-географическое положение” выявляя его влияние на природу материка и раскрывая причинно- следственные связи.

3. Продолжить формирование общеучебных и специальных навыков: работа с учебником, картами, учебными тетрадями.

4. Воспитание чувства гордости за людей науки, прославивших Владимирскую землю.

Учитель. На Земле существуют две полярные области: северная и южная. Большую часть северной области составляет Северный Ледовитый океан. Это – Арктика. Большую часть южной – Антарктики (“анти” – против “Арктикос” – северной полярной области земного шара – Арктики) занимает Антарктида. Найдите подтверждение на стр. 193.

(Учащиеся находят строки в тексте и зачитывают.)

Учитель. (Читает строчки из книги “Антарктида” Н.П. Грушинского и А.П.Дралкина, М., “Недра”, 1988 г. Антарктида – антипод Арктики.)

“Как-то раз на встрече с участниками экспедиции известного полярного летчика И.И. Черевичного спросили: “Как там в Антарктиде?” И Иван Иванович, не задумываясь, ответил: “В Антарктиде все наоборот”. И, развивая дальше эту мысль, продолжал: “На небе вместо Большой Медведицы все время виден Южный Крест. Человек по отношению к Арктике ходит вниз головой. Если встать лицом к Южному Полюсу, запад будет справа, а не слева, как в северном полушарии, когда смотришь на полюс. Солнце и звезды движутся против часовой стрелки. Почти всегда дуют ветры страшной силы. Того и гляди, унесет в океан, и поминай, как звали…”

Вами уже изучена “страна наоборот”. Назовите ее.

Учащиеся. Австралия.

Учитель. Как вы уже увидели, помощником на уроке при изучении особенностей природы Антарктиды, а также истории ее открытия и исследования будет эта книга. Зачитывает аннотацию: “ Популярно и увлекательно рассказано о формировании Антарктиды, истории открытия и методах исследования, строении ледяного континента, условиях работы советских и зарубежных научных станций, об экспедициях в глубь континента, о животном мире Антарктиды и обитателях вод океана. Приведены примеры международного сотрудничества в Антарктиде по программе Международного геофизического года, Международного полярного года и др., а также взаимной помощи при экстремальных ситуациях.

Для широкого круга читателей разных возрастов и профессий”.

Эти строчки помогут вам составить характеристику материка.

“ И ты свершишь плавучие заезды
В те новые и древние места,
Где в небесах другие блещут звезды,
Где свет лиет созвездие Креста…”

В.Г. Бенедиктов.

Объясните эти строчки.

Учащиеся.

а) Плавучие заезды – морские плавания.

б) Новые места – неоткрытые и неизвестные места.

в) Древние места – в основании древняя платформа.

г) Созвездие Креста – материк южного полушария.

Учитель. Обратите внимание на настенную карту и карту в атласе. Изучаемый материк показан в иной проекции. Выявите особенности физико-географического положения.

Учащиеся. А) материк почти целиком лежит за Южным полярным кругом, координаты крайней северной точки на полуострове Антарктический – 63° ю. ш.;

б) большая часть материка расположена к востоку от линии меридиана 0°–180°;

в) Южный полюс лежит в центральной части материка, в Антарктиде все берега только северные;

г) берега Антарктиды омывают три океана;

д) Антарктида удалена от всех материков, кроме Южной Америки.

Учитель. Каким образом эти особенности могут повлиять на природу?

Учащиеся. На этом материке холодно и он покрыт льдом.

Учитель. На карте Птолемея была отмечена “южная незнаемая земля”. Плавание в высоких южных широтах началось в конце XVIII и начале XIX веков. Так почему же он был открыт позднее других материков?

Учащиеся. Материк лежит в антарктическом поясе. Плавание сопровождается большими трудностями.

Учитель. Кем была открыта Антарктида?

(Учащиеся, работая с учебником, находят строки об открытии этого материка и читают их.)

Учитель. М.П. Лазарев родился во Владимире. В его честь в 1988 году в ВПИ был открыт естественно-географический факультет (в год 200-летия со дня рождения). Три выпускницы нашей школы с отличием закончили этот факультет. В 2004 году три выпускницы поступили на этот факультет и успешно учатся. Гораций сказал: “Нет ничего невозможного для людей”. Какие строчки текста учебника подойдут для этого высказывания?

(Учащиеся находят в тексте строчки о покорителях Южного полюса и зачитывают их со стр194.)

Учитель. (Показывает учащимся книгу “Капитан Скотт” и читает аннотацию. “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.)

Слава раскрытия тайн этого континента принадлежит всем исследователям Антарктиды. Эти строчки и для вас могут служить девизом в жизни. Многие, наверное, скажут: “А нужно ли исследовать этот неуютный континент?”

(Учащиеся высказывают свое мнение. В учебнике находят текст о необходимости изучения этого материка и зачитывают его (стр.200)).

Учитель. Найдите в учебнике строчки о климате этого материка.

(Учащиеся зачитывают текст из учебника (стр. 197-198) и разбирают климатические диаграммы. Называют соответствующие им места: на побережье и во внутренних районах. Отмечают на контурной карте Полюс холода Земли – ст. Восток.)

Учитель. Джеймс Кук сказал: “Эти земли, обреченные природой на вечную стужу, лишенные теплоты солнечных лучей; у меня нет слов для описания их ужасного и дикого вида”. А почему вечная стужа? Что повлияло на это?

Учащиеся. Физико-географическое положение. (Записывают в тетради причинно-следственные связи)

Положение за Южным полярным кругом.

Низкие температуры в течение года

Образование ледникового покрова.

Учитель. А.Ф. Трешников сказал: “Стремление людей к знанию, их сила и воля помогают побеждать ураганные ветра и самые жестокие на земле морозы. Земля наш дом и люди хотят знать, что делается в этом доме”. Посмотрите на фотографию (в руках учителя фото А.Ф. Трешникова). Этот человек был руководителем многих полярных экспедиций, Президентом Географического общества СССР с 1978 года. В 2005 году Географическому обществу исполнилось 160 лет. Оно основано в 1845 году, современное название существует с 1938 года.

(Учащиеся записывают в тетрадь дату создания РГО. Руководители: Ф.П. Литке, Н.И. Семенов-Тянь-Шаньский, Ю.М. Шокальский, Н.И. Вавилов, Л.С. Берг, Е.Н. Павловский, С.В. Калесник, А.Ф. Трешников. Ученый совет в Санкт-Петербурге.)

Учитель. Рокуэл Кент сказал: “Только путешественник остро ощущает прелесть жизни, потому что он один познает ее контрасты. Он испытывает безмерное, неистовое борение духа, рвущегося в безграничные просторы, сосредоточенное щемящее чувство возвращения. Он познает две бесконечности – Вселенную и самого себя”. Исследования в Антарктиде продолжаются и по сей день.

(Учащиеся находят строчки в тексте учебника (стр.195) и читают их.)

Учитель. В 1959 году подписан Договор об Антарктике. Найдите в тексте слова о том, как наши исследователи продвигались в глубь континента (стр. 194).

(Учащиеся зачитывают текст.)

Учитель.

“На полярных морях и на южных
По изгибам зеленых зыбей,
Средь базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей… ”

Н. Гумилев “Капитаны”.

О чем говорят эти строки?

Учащиеся. Исследования продолжаются.

Учитель. К изучению Антарктиды стали привлекаться космические методы исследования.

В одной шуточной песне, написанной полярниками, поется:

“Хочу сказать тебе, мой друг,
Ты только не таи обиду.
Хороших много мест вокруг,
Зачем ты едешь в Антарктиду…”

(1957 г.)

И все же Антарктида остается суровым и пока ещё не достаточно изученным континентом, исследование которого сопряжено с трудностями и лишениями, а нередко и опасностью для жизни. А может кто-то из вас захочет побывать в этих местах, кого-то привлекут эти широты. Полярная экзотика притягательна. Дома прочитать § 48,49. На следующем уроке подведем итоги по теме: “Антарктида”. Посмотрите на список предложенной для чтения литературы. Вот эти книги (на столе учителя).

(Учащиеся записывают домашнее задание и просматривают книги.)

Учитель. А вот строки из дневника Ф.Ф. Беллинсгаузена: “В три часа пополудни господин Лазарев уведомил меня через телеграф, что видел в полдень урила, который поднялся с воды и полетел к западу, а в десять часов вечера слышали крик пингвина”. О пингвинах в книге целая глава. И ледяной континент обитаем, и морские глубины. Жизнь, всюду жизнь. А об удивительных пингвинах сложены песни. Послушайте одну из них. Звучит песня Купревича и Горохова “Пингвины”.