Что дает эксперимент участникам образовательного процесса?

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


“Необходимо все дарования развивать в совершенстве…”. (Я.А.Коменский.)

Мы не учили детей испытывать радость от преодоления трудностей, а ведь именно это качество необходимо, чтобы жить в постоянно меняющемся мире. Как сделать так, чтобы образование соответствовало тем задачам, которые стоят перед молодым поколением сегодня? Кто это может сделать? Есть ли универсальное средство для этого?

Если перефразировать известную русскую пословицу, то можно сказать: “Скажи мне кто твой учитель и я скажу кто ты”. А где найти учителю те основания, которые помогут подобрать ему ключ к каждому ребенку и раскрыть те способности, которые помогут определиться ему в жизни?

Таким средством, на мой взгляд, может явиться ДСДМ (дидактическая система деятельностного метода) “Школа 2000…”, которая позволяет черпать мысли для совершенствования личности педагогов и становления личности ребенка.

“Школа Сотрудничества” 3-й год находится в эксперименте. И сегодня, подводя итоги первых шагов экспериментальной деятельности, можно сделать первые выводы: в ДСДМ “Школа 2000…” заложен некий универсальный механизм, позволяющий развиваться всему школьному организму и каждому, кто с ней соприкасается. Что же дает нам технология ДСДМ?

Она служит способом познания личности не только кого учат, но и самого учителя. В ходе освоения технологии ДМ (деятельностного метода) меняется личность учителя, ведь она тоже сталкивается на своем пути с затруднениями. Главным препятствием является само понимание и осознание подходов в применении ДМ. Эта работа вызывает психологический дискомфорт, так как связана с процессами, которые происходят в сознании человека, с его убеждениями. Любому человеку трудно отказаться от своих мировоззренческих взглядов. Не так часто в жизни люди меняют их, убедившись в истинной правоте дела. Трудности также связаны, на мой взгляд, с устоявшимися стереотипами, с недостаточной психологической компетенцией педагогов, их индивидуальными особенностями, а также отсутствием навыков мыслительной деятельности направленной на понимание сущности вопросов (методологической подготовкой). В результате организации учебного процесса по овладению способом деятельности учащихся (нормотворчество) на уроках часто подменяется деятельностью самого учителя, который направляет работу учащихся по образцу или алгоритму (нормореализация). Если же, наконец, наступает понимание сути деятельностного метода, то у педагога быстрыми темпами происходит наращивание профессиональных навыков. Учитель начинает работать более осмысленно. Для него становится ценностью сама профессия, назначение педагогического труда. Учитель постепенно превращается в творца. В это время он становится полностью открытым для контакта с детьми и коллегами. Дети, в свою очередь, общаясь с таким учителем также раскрепощаются – уходят внутренние зажимы. Это происходит потому, что нет страха сказать что-то неправильно, а есть интерес открыть новые знания. У детей меняется отношение к результатам собственного труда, так как они сами могут встать в позицию учителя и в ходе самопроверки найти свои ошибки, а ненайденные ошибки – повод для дальнейшей работы. Позиция взрослого при этом: “Не навреди”, дай возможность ученику все сделать самому, почувствовать удовлетворение и испытать радость, дать возможность возвыситься над собой, раскрыть и укрепить внутренние силы, которые помогут преодолеть трудности сначала на уроке, а потом на жизненном пути. Позиция учителя при этом быть рядом, уметь правильно поставить вопрос (а не сообщить готовые знания), который подтолкнет движение мысли ребенка в нужном направлении. Важно помнить, знать и чувствовать, как это сделать с улыбкой, светящимся взглядом, подбадривающим голосом, не нарушая тишины великой работы над собой учителя и учеников.

Осмысленная работа, связанная с реализацией технологии ДМ по преподаванию математики в начальной школе, позволила понять, осознать и осуществить ее перенос на другие виды образовательной деятельности.

В школе существует практика переноса технологии ДМ на другие предметы: обучение грамоте, русский язык. Элементы данной системы используются в преподавании физкультуры, истории, обществознания, а также во внеклассной деятельности. В ходе реализации проекта “Сотрудничество в деятельности” учащиеся 10 класса были вовлечены в осознание миссии “Школы Сотрудничества”. Необходимо было на уроках обществознания открыть понятие “сотрудничество”. Раздел: “Деятельность”. Тема: “Духовная деятельность”. На уроках были проведены психологические тренинги, тестирования учащихся. В результате у старшеклассников сначала сложились представления “что такое сотрудничество”. В ходе практического занятия в результате коллективной деятельности была составлена анкета (получили результат) “Представления о сотрудничестве”, после чего была организована внеклассная индивидуальная деятельность, в ходе которой среди учителей, родителей и старшеклассников был проведен социологический опрос с использованием данной анкеты. Результаты опроса и дальнейшая работа по осмыслению “что такое сотрудничество?” помогли учащимся открыть с помощью доктора психологических наук О.С. Анисимова понятие “сотрудничество” в виде методологической схемы: “Уровни сотрудничества” (действие, согласование, самоизменение) и следующего определения: “Сотрудничество – тип отношений между людьми, имеющими, с одной стороны, различия в установках, интересах, замыслах, целях, задачах, с другой стороны, видящих возможность совмещения эффективности реализации установок, интересов, замыслов, целей, задач, благодаря нахождению способов взаимопомощи”.

Во время психологических тренингов на уроках обществознания в ходе коммуникации и проведения рефлексии произошло также выявление в индивидуальной деятельности личностных затруднений у старшеклассников, осознание самоопределения в учебной деятельности. Хочется привести выдержки из сочинений “Я и деятельность” учащихся 10 класса по итогам проекта (рефлексия деятельности):

  1. “Каждый человек был, как кольцо, которое, соединяясь друг с другом, составляло целую цепь. Каждый из нас предлагал свои идеи из которых постепенно собиралось понятие”.
  2. “Мы открывали в себе качества, которые помогали общей работе. У меня в голове стали появляться мысли, я рад, что удалось их донести. Это помогало нашей деятельности”.
  3. “Отсутствие у меня такого качества, как сомоорганизованность, иногда мешает мне сосредоточиться на каком-либо предмете. Из-за этого порой происходит непонимание и непринятие цели, и, как следствие этого, не происходит самоопределение”.
  4. “Если ученик, и учитель теряют способность общаться друг с другом, то итогом является, что ученик не может на данном предмете самоопределиться”.

В ходе рефлексии у старшеклассников родилось много вопросов. Эти вопросы были использованы затем на семинарском занятии с учителями в ходе знакомства с ДСДМ (дидактической системой деятельностного метода) в частности, на этапе актуализации знаний педагоги должны были выделить ключевые понятия. Приведу лишь некоторые из использованных вопросов: “Умеют ли ученики общаться с учителями и наоборот?” (понятие общение); “Что нужно сделать учителю, чтобы ученику было интересно учиться?” (мотивация); “Что нужно сделать учителю, чтобы ученик неформально принял цель урока?” (самоопределение); “Как сделать так, чтобы ученик на уроке не был занят своими мыслями?” (мотивация)…

Таким образом, деятельность у старшеклассников и педагогов в результате способствовала общему пониманию “Что такое сотрудничество”.

В ходе проекта “Сотрудничество в деятельности” возникло затруднение: “Как вовлечь в осмысление миссии “Школы Сотрудничества” младших школьников? Построением проекта выхода из затруднения стало рождение нового мини проекта – проведение оргдеятельностных игр в начальной школе в виде “Праздника сотрудничества”, который уже становиться доброй традицией в школе. Его цель: научить сотрудничать (общаться) и совместно преодолевать в командах затруднения в ходе увлекательной игры. В это время происходит совместное проживание детьми интересного события, в ходе которого отрабатываются навыки коммуникативного общения и достигаются цели своеобразной деятельности разновозрастных команд.

Педагоги школы осознали, что сотрудничество является одним из основных принципом гуманной педагогики и предполагает целевые ориентации:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство обучения и воспитания.

Хочется подробней остановиться на использовании ДСДМ в управленческой сфере школы.

Осмысленная деятельность вынуждает управленца все время производить внутреннюю рефлексию – подбирать такие способы работы в своей деятельности, которые будут адекватными для решения возникших проблем. Можно сказать, что осуществляется управление “побуждениями”, управление на рефлексивной основе (мотивационный менеджмент).

Приведу конкретные примеры. Начиная осваивать технологию ДМ, мы параллельно в коллективе начали проводить ознакомительные семинары и тут же натолкнулись на затруднения: имея небольшую инновационную практику и огромное желание работать по новому, нам удалось привлечь внимание других педагогов, но не у всех возникло положительное самоопределение в сторону данной технологии. Проанализировав причины неудач, мы пришли к выводу, что необходимо постепенно формировать положительную мотивацию у учителей. Были сделаны следующие выводы:

а) говорить о деятельностном подходе в обучении только в связи с успехами (положительными результатами) учеников экспериментальных классов; на методических совещаниях и метод объединениях, когда обсуждаются проблемы, связанные с качеством усвоения знаний учащихся. Например: “методика проведения контрольных работ в традиционной системе и в системе технология ДМ”, “приемы прохождения тем орфографии и звуко-буквенного анализа в преподавании русского языка”.

б) учить учителей принципиальным подходам к осознанию ДМ через проживание в самой деятельности. Так родилась идея прожить в специально организованной деятельности этапы “самоопределение” и “рефлексия”. Последняя игра “Праздник сотрудничества” в данном случае для учителей явилась практическим занятием. Данная деятельность дала возможность учителям и воспитателям ГПД прожить вместе с детьми интересное событие, изнутри ощутить значение самоопределения в деятельности и значение этапа (рефлексии как таковой).

ЧТО ДАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ ШКОЛЕ? – высокопрофессиональных учителей, которые резко повысили уровень своей квалификации: за это время стали участниками конкурсов “Школа года”, “Учитель года”, доросли до уровня методистов и лекторов Центра Системно-Деятельностной педагогики. Экспериментальная деятельность обогатила и учителей , которые рядом работают в соседних классах. Семинары, открытые уроки- повод для неформального общения. Одним словом, эксперимент создает условия для создания особой развивающей среды в школе. В плане преемственности уроки в начальной школе посещают учителя средней школы, готовятся к встрече с выпускниками школы 1 ступени.

ЧТО ДАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ УПРАВЛЕНЦУ? – заставляет по настоящему задуматься о цели нашего образования. У всех есть цель, но она неосознанная, не сформулирована, часто существует в виде представлений о том, каким должен быть ребенок и каким должно быть учение. Размышляя над самоопределением, самореализацией ученика и учителя, способностью ребенка самостоятельно работать, учиться и переучиваться, все время думаешь о том, что лежит в основе всего? Понимание пришло не сразу… Но теперь я точно знаю, что прежде чем развивать определенные компетенции, нужно их раскрыть. Это может сделать только профессиональный учитель: увлеченный, любящий и верящий в детей, способный превратить урок в радость познания. А эксперимент помогает развиваться всем-детям, учителям, управленцам. Осваивая новые высоты, преодолевая вместе затруднения, мы постепенно поднимаемся вверх, помогая друг другу испытать радость от совместного успеха. Это и есть настоящее сотрудничество, когда ученик доверяет учителю, а педагог верит в своего ученика: “У тебя все получится!”.