Тема урока: "Мир труда и профессии". 7-й класс

Разделы: Экономика

Класс: 7


Цель урока: раскрыть следующие понятия:

  • Труд
  • Качество
  • Производительность
  • Квалификация труда
  • Профессии
  • Специализация
  • Разделение труда

Ход урока

Задание по картинкам.

Объяснение нового материала:

Труд — конкретное экономическое понятие, означающее деятельность людей ради достижения определенных результатов, которая требует затрат энергии.

Труд — понятие экономическое.

“Труд создал человека”, “терпение и труд все перетрут”, “без труда не вытянешь и рыбку из пруда” — с детства слышим мы эти нравоучения. Политики же постоянно рассуждают: “право на труд”, “обязанность трудиться”. Слово “труд” сегодня затерто и, можно сказать, обезличено.

Труд должен приносить нечто общественно полезное: продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. Любой труд также связан с биологическими усилиями человека, его рук, ног, мозга. Физическая, умственная и духовная способность человека к труду называется рабочей силой.

Вся совокупность людей, обладающая способностями и возможностями трудиться, носит название трудовых ресурсов. Они делятся на группы в соответствии со спецификой каждой страны. Так, в США выделяют четыре основные группы работающих: “белые воротнички” (служащие), “синие блузы” (промышленные рабочие), рабочие сферы услуг, сельскохозяйственные рабочие. Причем работники умственного труда (“белые воротнички”) доминируют количественно над остальными группами, вместе взятыми. В России количественные соотношения иные, но тенденция сокращения физического труда в пользу умственного сохраняется.

Характеристики:

  • Качество. С понятием качества труда мы сталкиваемся на каждом шагу. Почему, например, нередко выстраиваются у нас очереди в дорогой ресторан, а какой-нибудь ларек, торгующий дешевыми бутербродами, не пользуется таким успехом? Да потому, что качество фирменного обеда и качество этого самого бутерброда совершенно разные. Почему жители одного городского района каждое утро аккуратно вынимают из своих почтовых ящиков свежие газеты, а другого — получают их только вечером, а то и вовсе на следующий день? Качество работы почтовых отделений, увы, различное. Наверное, каждый может привести массу таких примеров.
  • Производительность. Она определяется количеством произведенной продукции (товаров, услуг) за единицу времени (год, месяц, день, рабочая смена) и дает возможность измерения результатов труда по различным странам и социальным группам.

Первое условие – заинтересованность.

Второе условие – квалификация (качество трудовых ресурсов).

Третье условие – организация труда, качество управления трудом (разделение труда, специализация и кооперирование деятельности).

Четвертое условие – прогрессивность технологических процессов (автоматизация труда).

  • Квалификация. Под этим понимается “коктейль” из умений, знаний, опыта, профессионализма. Малоквалифицированный, или простой, труд — это переноска тяжестей, уборка и разные другие операции. Квалифицированный, или сложный, труд — работа на совершенном оборудовании, научные исследования, лечение и пр. Для ее выполнения нужен высокий образовательный уровень и регулярная переподготовка или повышение квалификации.

Организация это процесс любого труда, требующий обеспечить координацию работников, трудовую дисциплину, наличие необходимых материалов. Классический пример научной организации труда — Генри Форд с его конвейером сборки автомобиля.

 

Рекомендуем построить в сравнительном ключе: предложите детям сравнить ситуацию, когда люди все для себя делали сами, и ситуацию, когда люди стали заниматься каким-то одним делом и обмениваться друг с другом тем, что делали. Обратите внимание учащихся на следующий ключевой момент: когда люди все делали для себя сами, то, как бы много они ни работали, все равно не могли многого сделать.

Когда же каждый стал заниматься каким-то одним делом, а затем обмениваться результатами своего труда с другими, то люди стали иметь больше товаров и услуг, и качество их улучшилось.

  • Специализация — использование производителем ресурсов для производства одного или нескольких определенных товаров или услуг. Примером специализации является труд учителя, шахтера, летчика и пр.
  • Разделение труда — разделение процесса производства товаров и услуг на ряд отдельных операций или этапов, выполняемых разными производителями. Характерным признаком разделения труда является невозможность выполнения последующих этапов производства без завершения данной производственной операции (этапа производства).

Задание (устно) предлагается составить “цепочку” профессий: написать название известной профессии, затем — следующей, в чем-то схожей с предыдущей. Первую профессию можно выбрать голосованием или предложить школьникам. Когда задание будет выполнено, попросите объяснить, в чем сходство написанных профессий в “цепочке”.

Например, может получиться такая “цепочка”: металлург — повар — мясник — слесарь (тоже рубит, но металл) — автослесарь — таксист — водитель автобуса — (учитель) — сатирик (тоже выступает перед аудиторией) — артист — гример.

“Отгадай профессию” (по карточке)

Загадайте профессию, напишите название профессии на листочке и назовите начальную букву. Ученики должны, задавая вопросы, но не спрашивая прямо, определить загаданное слово. Например, вы задумали профессию на букву “П” (портной). Вопрос: “Этот человек готовит еду?” Ответ: “Нет. Это не повар”... и т.д.

Вывод:

1. На свете потому так много разных профессий, что люди при производстве необходимых им товаров и услуг стали специализироваться каждый на том, что у него лучше получается. В основе разнообразия профессий лежит процесс специализации.

2. Люди произведут больше товаров и услуг, если каждый будет выполнять какую-либо одну работу, но не просто одну, а ту, которая у него лучше получается.

3. Люди могут получить необходимые им товары и услуги, которые они сами не производят, обмениваясь друг с другом.

про лю све лед ди соз жда
да нел дух дут боль зер ше
гро пот нужн ых усл всем кон
пле тов аров изо и ция лак
усл уг, вка ес жер ден ли
каж му дый ми, фу буд ет
то дел лук пень ать то, час
что лес мол у не лю го
виз сав полу чает лит ся дут
тон луч ше рис все дер го

Ключ к головоломке — вычеркнуть 1 клетку, 1 клетку пропустить, вычеркнуть 2 клетки, 2 клетки пропустить и далее сначала. Учащиеся должны получить фразу: “Люди создадут больше нужных всем товаров и услуг, если каждый будет делать то, что у него получается лучше всего”.

Задание 2.

Приступая к выполнению, пояснение, что наилучших результатов в работе добиваются люди (существа), чьи индивидуальные качества наилучшим образом соответствуют требованиям профессии. Этому и должен удовлетворять их выбор профессии для инопланетянина.

В задании школьникам предлагается подобрать профессию для инопланетян, посетивших нашу планету. Попросите также школьников подумать и рассказать об образе жизни этих существ. После обсуждения в группах заслушайте сообщение представителя каждой группы. Можно также предложить группам нарисовать портреты своих инопланетян.

Приведены два варианта задания для двух групп. Для остальных придумайте аналогичные задания.

Приведем варианты решений, составленные школьниками.

а) Его рост 1 метр, у него две руки и две ноги с тремя пальцами на каждой. Есть третий глаз на затылке. Умеет менять цвет кожи.

(Варианты профессий: светофором возле школы или детсадика, потому что может менять цвет кожи; в цирке — фокусником; спасателем на пляже, потому что имеет три глаза; водителем, потому что глаз на затылке.)

б) Он выглядит как человек, но может изменять свою форму почти как пластилин. Он способен читать мысли и любит, когда его хвалят.

(Варианты профессий: манекеном; полицейским; дрессировщиком; воспитателем; проходчиком в узких туннелях; разведчиком, актером в мультфильмах или ужастиках.)

Сообщите, что профессии объединяются в классы по предмету труда. Например, слесарь, шофер, машинист объединены в одну группу. Попросите детей назвать обобщающим словом предмет труда представителей этих профессий. Ответ. Техника. Сообщите, что эти профессии объединяются и класс “Человек-техника”.

Аналогичным образом введите названия остальных четырех классов (классификации Е. А. Климова): “Человек-знак”, “Человек-природа”, “Человек-художественный образ”, “Человек-человек”.

Предложите школьникам открыть и рассмотреть картинки, на которых изображен труд людей, чьи профессии относятся к одному из выделенных классов. Затем организуйте обсуждение, после которого пусть дети под вашим руководством запишут названия профессий в соответствующие места таблицы.

Человек — техника Человек — знак Человек — природа Человек — художественный образ Человек — человек
1. Шофер 1. Матема-тик 1. Садовник ]. Музыкант 1. Учитель
2. Слесарь 2. Программист 2. Ветеринар 2. Художник 2. Врач
3. Машинист 3. Банкир 3. Дрессировщик 3. Писатель 3. Продавец
  Лю     ди соз  
да     дут боль   ше
    нужн ых   всем  
  тов аров   и    
усл уг,   ес     ли
каж   дый     буд ет
  дел     ать то,  
что     у не   го
    полу чает   ся  
  луч ше   все   го.