Урок по окружающему миру в 4-м классе на тему: "Наш край"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать представления учащихся о родном крае.
  2. Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России.
  3. Воспитывать любовь к своему краю.

Оборудование:

  • административная карта России;
  • карта родного края;
  • раздаточный материал;
  • фотографии и рисунки с изображением родного края.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение тему и целей урока.

(Звучит запись песни “Наш край”)

- Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае)

- Да совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела “Родной край – часть большой страны”.

- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем говорить с вами сегодня.

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!

На доске и в тетрадях записывается тема: “Наш край”.

II. Работа над новой темой.

- Давайте познакомимся с административной картой России (настенная карта, учебник стр. 144, 145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей).

- Что вам говорят условные обозначения?

- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей).

- Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)

- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье).

- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей)

- Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите как много здесь населенных пунктов, городов.

- Найдите на карте территорию, где мы живем. Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте).

- Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.)

- Это наш край наша маленькая родина. Где расположена наша маленькая родина?

- Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями?

- В какой природной зоне мы с вами живем?

- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?

- Перечислите города, реки, населенные пункты.

- Найдите город, в котором мы живем.

- Чем богат наш край?

- Какие отрасли производства у нас развиты?

- Подготовьте рассказ о нашем крае “Что расскажу иностранцам о моем крае”.

Работа ведется в парах.

План рассказа:

  1. Географическое положение ( равнина/ плоскогорье/ горы, соседи, природная зона, тепловой пояс);
  2. Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство);
  3. Природа края (растения, животные).

Выслушиваются рассказы учащихся.

- Чей рассказ на наш взгляд был более подробным? Ваши дополнения.

Обобщающий рассказ учителя о родном крае.

III. Физкультминутка.

По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
справа от нас – зеленый луг. (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В таком лесу полно чудес
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)

IV. Закрепление изученного.

Работа в тетради. Детям раздаются трафареты с изображением Кемеровской области.

- Обведите трафарет в своих тетрадях.

- Укажите, с какими областями, республиками граничит наш край.

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:

- Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашего края; город в котором мы с живем; Мариинск – город нашего края.

- Крупные города нашего края – Прокопьевск, Белово, Новокузнецк и т.д.

- Название нашего села.

- Запишите растения и животных нашего края в таблицу:

Растения Животные
Рябина

Калина

Ромашка

Подорожник

Смородина

Тополь

Соболь

Белка

Норка

Медведь

Лиса

Волк

V. Подведение итогов.

- Что понравилось на уроке.

Выставление оценок.

Домашнее задание

Устный рассказ “Мой край”.

Сочинение “Что я расскажу иностранцам о своем селе”.