Конкуренция профессионального образования — путь к самосовершенствованию

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Начало третьего тысячелетия неизбежно становится временем проверки и подведения определенных итогов профессионального образования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рассматривает доминирующую роль профессионального образования как подготовку квалифицированных сотрудников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности. Иными словами, можно сказать: выпускники профессиональных учебных заведений должны быть готовы к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности на основе новейших технологий.

Следует отметить, что конкуренция – явление для многих довольно неприятное, но, к сожалению, неизбежное в современном обществе. Естественно, работодателю она только на руку, так как претенденты на ту или иную должность обязаны приложить максимум усилий, чтобы занять желаемую должность. В наше время соискатель, если только он заинтересован в высокооплачиваемой работе, обязан представить неоспоримые доказательства своей компетентности и профессионализма. И сделать это с каждым годом становится все труднее. Чем большую популярность приобретает та или иная профессия, чем выше на нее спрос, тем сложнее найти работу по данному профилю.

Есть специальности, где вопрос конкуренции стоит сейчас особенно остро, например, профессия юриста, которая по-прежнему занимает одно из первых мест по популярности среди молодежи. Статистика свидетельствует, что ежегодно одни только столичные вузы оканчивают около 5 тысяч молодых специалистов в области права. Закономерное следствие этого перепроизводства – проблема профессиональной невостребованности. Кроме того, в объявлениях о найме стали указывать ВУЗ, который должен закончить соискатель вакансии (это юрфак МГУ или МГЮА).

Иногда главное для работодателя – наличие опыта работы.

Справедливости ради стоит отметить, что квалифицированные специалисты никогда не останутся без дела. Но вот молодежь без солидного опыта работы вряд ли сразу найдет то, на что рассчитывала.

Такая тенденция характерна для Московского региона. Именно выпускникам профессиональных учебных заведений сейчас особенно трудно.

Как же приспособиться к современным жестким условиям конкуренции и добиться реального успеха на профессиональном поприще, если еще вчера держал ручку и тетрадь для конспектов в своем саквояже? Какие же могут быть рекомендации выпускнику?

Сначала необходимо понять, что конкуренция – не дань моде, явление не новое, а необходимое условие рыночной экономики, когда в обществе работают законы спроса и предложения на рынке труда.

Указанные ситуации с юристами послужат примером для молодых людей, которые размышляют над выбором профессии. Есть повод подумать, куда направить свои стопы после окончания 9 и 11 классов.

По нашему убеждению, профессионал, специалист среднего звена в большинстве случаев – это тот молодой человек, который имеет необходимый теоретический уровень знаний по специальности и хорошие навыки и умения в практической работе.

А где же это получить? Действительно, мастерство сразу не приходит. Этому способствует длительный труд как в теоретическом обучении, так и при производственном обучении профессии.

На примере нашего колледжа, где существует логическая цепь взаимосвязи начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования (СПО), наши выпускники востребованы на рынке труда по строительным специальностям, техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, а также технологии продукции общественного питания. Имея среднее профессиональное образование, выпускники владеют профессией строительного профиля, автомеханика, повара 3–4–5 разряда, многие из них участники городских и региональных конкурсов, удостоены дипломов и наград за высокие показатели в профессиональном мастерстве.

Необходимо отметить, что те учащиеся – студенты, которые желают продолжить обучение в вузе, то после среднего профессионального образования они поступают на 2-й курс по избранной или родственной специальности.

Вряд ли кто будет спорить, что без знания иностранного языка в наши дни успешную карьеру не сделаешь, поэтому надо серьезно подходить к изучению иностранного языка в учебном заведении. Оставить его изучение на потом – дело безнадежное, требует очень больших усилий и соответствующих условий.

В учебных заведениях занятия информатикой обычно присутствуют, но полученные знания, как правило, далеки от совершенства, требуют основательной доработки. Компьютер можно осваивать самостоятельно (при помощи специальной литературы и при наличии домашнего ПК – а также желания и усидчивости). Каждый уважающий себя специалист-соискатель обязан освоить офисные программы.

Сейчас знанием иностранного языка уже никого не удивишь, как, впрочем, и владением компьютера. В современном обществе это уже более норма, чем выгодное достоинство перед конкурентами.

Многие работодатели ставят необходимым условием коммуникабельность сотрудника. Оно и понятно – общительный и приветливый человек гораздо приятнее в рабочем коллективе, чем молчаливый и угрюмый субъект, из которого слова не вытянешь. Часто от коммуникативных навыков сотрудников зависит успех компании в целом. Раньше было принято считать, что для работника гораздо важнее быть специалистом в своей профессии, чем в общении. На самом же деле эффективно взаимодействовать с другими – едва ли не самое важное жизненное умение. Тем, кто не способен наладить отношения с людьми, сложно приходится строить свою карьеру.

Рецепт здесь только один: как можно скорее избавиться от этой нежелательной особенности характера, иначе с каждым годом ситуация будет только усложняться. Коммуникабельности можно и нужно постоянно учиться. Иногда не лишним будет посетить специальные тренинги или курсы. Для некоторых бывает достаточно почитать соответствующую литературу.

Я обеими руками за специальные тренинги и курсы для всех преподавателей профессиональных учреждений.

Не лишним будет общение с психологом, который сможет дать конкретные советы по преодолению барьеров в общении. Как только они будут устранены, станет проще работать в коллективе, а также строить свои отношения с людьми в повседневной жизни, а это так всем нам   необходимо.

Кроме всего прочего, соискателю надо уметь подать себя, преподнести. Это касается не только собеседования, но и дальнейшей работы. Человек, который не в состоянии произвести хорошее впечатление, почти всегда обречен на неудачу. Обидно, когда толковый специалист терпит неудачу, когда просто надо проявить себя с наиболее выигрышной стороны. Разумеется, коммуникабельному, уверенному в себе и притом еще обаятельному человеку это сделать гораздо легче. Эти качества реально выработать в себе самостоятельно – необходим контроль за своими действиями, желание и терпение. Вы можете быть сколь угодно компетентным специалистом, но если имеете “дикую” прическу, не в ваших правилах гладить брюки и здороваться с коллегами, то даже не мечтайте произвести приятное впечатление. Следует напомнить, что ничто так не возвышает человека в глазах окружающих, как правила хорошего тона. Культурный и вежливый сотрудник требуется в любом коллективе.

Можно сказать: будьте проще, и “народ к вам потянется”.

Знания за плечами, как известно, не носить. Поэтому никто из нас абсолютно точно не может сказать, что из нашего багажа знаний пригодится сегодня, а что завтра или в будущем.

Надо не упускать ни одной возможности расширить кругозор, целенаправленно и постоянно развивайте свою эрудицию.

Будь это курсы по вождению автомобиля или семинары по экономической теории – в любом случае все это когда-нибудь понадобится.

Неплохо получить второе высшее образование, но не все имеют такую возможность. Следует отметить, что отрицательный опыт так же можно считать важным пополнением копилки жизненных знаний и вовсе не нужно его отвергать или вытеснять из памяти – наоборот, постарайтесь принять его и сделать полезные выводы.

Успех находит лишь тех, кто стремится к нему всеми силами, преодолевая мыслимые и “немыслимые” препятствия на своем пути.

Инертность и нежелание самосовершенствоваться являются тормозом в развитии карьеры молодого работника. Такова наша действительность, и единственный выход здесь – стать конкурентоспособным, а впоследствии настоящим профессионалом.

Не стоит забывать, что хорошими специалистами не рождаются, а становятся в результате непрерывного и кропотливого труда.

Негативным фоном для рынка квалифицированного труда (на это мы обращали ваше внимание раньше) является снизившийся общеобразовательный и интеллектуальный уровень граждан. Такое мнение высказал на заседании “Меркурий-клуба” на тему: “Состояние рынка квалифицированного труда в сфере экономики” президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Евгений Примаков.

“Коммерциализация среднего и высшего профессионального образования привела к бессистемности подготовки кадров, падению престижа образования, ухудшению качества обучения рабочей силы", – подчеркнул он.

На низком уровне находится подготовка квалифицированных специалистов в системе начального профессионального образования.

По мнению Е.Примакова, создание новой системы профессионального образования становится важнейшей задачей государства и бизнеса. Он, в частности, отметил, что существующая система оплаты труда наемных работников не стимулирует повышения качества их деятельности (как в государственных, так и в частных организациях). При назначении материального вознаграждения зачастую игнорируется образовательный уровень, квалификация работников. Это заставляет их искать более высокий заработок, менять профессию либо выезжать за пределы России, в то время как российское общество заинтересовано именно в таких профессионалах. Это в полной мере относится и к системе НПО-СПО, когда в колледжах высокопрофессиональные специалисты, кандидаты наук получают заработную плату на один разряд выше от имеющегося.

По мнению Е.Примакова, предпринимательство должно активно участвовать в подготовке квалифицированных специалистов, расширять практику финансирования целенаправленного обучения в вузах работников высшей квалификации профессионального образования.

На базе крупных предприятий, считает глава ТПП РФ, необходимо создавать собственные профессиональные учебные заведения для подготовки квалифицированных кадров целевого назначения, а также восстанавливать в полном объеме институты производственного ученичества на предприятиях. “Торгово-промышленные палаты должны выработать предложения по преобразованию системы оплаты наемного труда для повышения его эффективности”, – подчеркнул Е.Примаков.

Я надеюсь, что приведенная информация о рынке труда, конкуренции, о системе профессионального образования поможет молодым людям избрать достойную профессию, специальность по их потребностям и способностям, впоследствии реализовать себя на избранной стезе и что конкуренция больше не будет для них только злом или досадной помехой, а послужит толчком к действию.