Зарубежный опыт оказания педагогической поддержки

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


В нашей стране педагогическая поддержка используется недостаточно широко по сравнению с европейскими государствами и США. Анализ используемых за рубежом методик и технологий оказания педагогической поддержки подросткам поможет выявить наиболее эффективные средства педагогической поддержки, которая включает в себя весь комплекс педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям, и активно использовать их в отечественной практике.

В первую очередь необходимо рассмотреть термины, которые используются в разных странах для обозначения педагогической поддержки. Анохина Т.В. называет термин “school-counselling and guidance”, который более известен и широко употребляется в образовательных системах различных стран, но в отечественной педагогической литературе чаще используется термин “guidance”[1]. Сравнив оба термина, Анохина Т.В. приходит к выводу о том, что термин “guidance” имеет более широкое значение: “помощь в любых затруднительных ситуациях выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям”, а также “процесс оказания помощи личности в самопознании и познании ею окружающего мира с целью применения для успешной учебы, выбора профессии и развития своих способностей” [1. С. 72-73]. Для обозначения данного понятия в США употребляют термин “classroom environment”, что непосредственно связано с созданием благоприятной атмосферы в классе. В Англии педагогическая поддержка представлена терминами “pastoral care” (пасторская забота), “tutoring” (опекунство) и “personal and social education” (личностное и социальное образование). Многообразие терминов не снимает всей сущности педагогической поддержки, которая заключается в оказании “превентивной и оперативной помощи детям (подросткам) в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, с жизненным и профессиональным самоопределением” [2. С. 115].

В США социально-педагогическая поддержка детей и подростков осуществляется через систему детских учреждений (общего и специального типа). Помимо государственных служб, существуют частные, которые оказывают разностороннюю поддержку программам по защите прав и интересов детей, например: “Детское Бюро”, “Служба защиты детей” и т.д. [5. С. 147]. Процесс оказания социально-педагогической помощи привел к необходимости подготовки специалистов в данной сфере деятельности. Таким образом, в настоящее время в США существуют различные модели деятельности социальных работников в системе поддержки: “tutor” – тьютор, куратор (индивидуальный, групповой, классный), психолог, “adviser” – советник, “counsellor” – советник, консультант, “career-counsellor” – консультант по выбору профессионального пути, “remedial teacher” – учитель компенсирующего обучения, “child protection co-ordinator” – координатор по защите прав ребенка и другие [1. С. 74]. В системе образования США практически в каждой школе работает социальный работник. Как подчеркивает Л.Я. Олиференко, данное направление социально-педагогической помощи стало рассматриваться как “отдельная специальность в социальной работе, которая сосредоточивает свое внимание на успешном приспособлении к школе, на координации действий семьи и общины и влиянии на них для достижения цели” [5. С. 149]. В связи с этим разработаны следующие формы поддержки такие, как “school-counsellor” - школьный советник, “school-psychologist” – школьный психолог, “school social worker” – школьный социальный работник. Кроме образовательных учреждений деятельность социальных работников, особенно советников / консультантов (counsellor), широко представлена в летних американских лагерях: “all-round / general counsellor” – консультант по общим вопросам, “arts and crafts counsellor” - консультант по ручной работе (ремеслам), “land sports counsellor” - консультант по наземному спорту, “outdoor skills counsellor” - консультант по мероприятиям на открытом воздухе и другие [6].

Особый интерес представляет опыт Великобритании по организации педагогической поддержки детям. К. Маклафин разработал развивающую модель, которая включает в себя четыре элемента [3].

1ый элемент – элемент благополучия:

  • оказание помощи школьникам в принятии решения и разрешения проблемы;
  • поддержка учащихся в то время, когда им трудно;
  • выявление и контроль тех учащихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
  • координация работы с детьми внутри и вне школы.

2ой элемент – программный. Учащиеся получают от взрослых новые психологические знания для развития личностной и социальной сферы детей. В процессе таких занятий учащиеся получают необходимые консультации, методы научения и учения, открыто высказывают свое мнение по поводу программ.

3ий элемент – контроль, или сообщество. На данном этапе учащиеся участвуют в выполнении правил и решений школьного сообщества.

4ый элемент – элемент управления, который заключается в том, что в каждой школе должен работать координатор, следящий за выполнением трех первых элементов.

Отличительной особенностью системы поддержки в Финляндии является то, что она рассчитана преимущественно на старшеклассников и тех, кто оканчивает образовательное учреждение. Для оказания педагогической поддержки подросткам в школах реализуется проект “Город как школа”, который предназначен для учащихся, имеющих некоторые проблемы в обучении. Они могут учиться непосредственно на рабочих местах, познавая процесс учения в реальной жизни. Данный проект предоставляет разнообразные ресурсы и возможности для обучения, охватывающего шесть направлений в разных сферах бизнеса, управления, социальной и культурной деятельности, процесс занимает половину учебного времени [3. С. 183-184].

В Нидерландах на ряду с детскими домами и приютами для детей и подростков в последнее время появились такие формы социально-педагогической помощи, как помещение ребенка в другую семью, проживающую в том же месте, или дневная помощь. Эти формы социально-педагогической помощи обусловлены тем, что удаление подростка из привычного ему окружения имеет много недостатков. Преимуществом данной программы является то, что одновременно можно работать и с подростком, и с его семьей. Программа дневной помощи рассчитана на подростков (от 12 до 21 года), бросивших учебное заведение и находящихся в сложной жизненной ситуации. Целью данной программы является приобретение подростками положительного жизненного опыта, улучшения представления о себе и окружающем мире. Необходимо отметить, что особенностями данной программы является то, что, во-первых, подросток должен быть согласен участвовать в проекте, и, во-вторых, в процессе реализации данной формы поддержки учение отодвигается на второй план. Помимо вышеупомянутых программ в Нидерландах на сегодняшний день осуществляются такие формы социально-педагогической поддержки, как “Гаагские учебные мастерские” и “Зейзихт”, пансион, созданный по частной инициативе, для работы с подростками, не имеющими жилья [5. С. 150-151].

На западе ребенок воспитывается в “культуре обращенности” за помощью в сложной жизненной ситуации [4]. Дети осведомлены о том, где и какую помощь они могут получить, они спокойно обращаются к различным специалистам как в школе, так и вне её пределов. В России тоже начинают появляться различные службы социально-психологической поддержки, но как показывает практика, обращаются за поддержкой в основном родители, а не сами дети. Как подчеркивает Михайлова Н.Н., не только в нашей стране, но и за рубежом существуют одни и те же проблемы при оказании педагогической поддержки. Среди них можно выделить следующие [4. С. 41-44]:

  1. часто педагог принимает за проблему то, что в сознании ребенка не является проблемой;
  2. часто педагог не видит проблемы в том, что сам ребенок воспринимает за проблему;
  3. иногда педагог перекладывает ответственность на ребенка;
  4. иногда взаимоотношения педагога и ребенка далеки от гуманистических даже в европейских странах, где развита вариативная структура образования и существуют традиции оказания педагогической поддержки;
  5. среди педагогов нет единого мнения по поводу того, как нужно поступать с ребенком, который не вписывается в общие требования системы;
  6. многие педагоги отмечают, что полученное ими образование недостаточно для эффективной работы по педагогической поддержке;
  7. школьная система в первую очередь решает задачи социализации, в связи с чем, остается проблема “соответствия-несоответствия” ребенка задаваемым нормам;
  8. отсутствует четкое взаимодействие школ и социально-психологических служб в разрешении проблем ребенка, возникающих в реальной жизни и в школе.

Проведя сравнительный анализ систем социально-педагогической поддержки разных стран, можно выделить ряд общих черт:

  1. система социально-педагогической помощи реализуется через социальные программы, регламентируемые государством (федеральным законодательством). Но отдельные программы принимаются местными властями. Многие формы социально-педагогической помощи являются частными инициативами различных благотворительных организаций;
  2. современные системы социальной помощи требуют квалифицированных специалистов в области оказания социально-педагогической поддержки.

Несмотря на то, что системы социально-педагогической поддержки разных стран отличаются немного друг от друга, каждая из них имеет свою специфику, суть самой поддержки не меняется – оказание помощи ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, с тем, чтобы он самостоятельно находил способы разрешения своих проблем и смог достигнуть позитивных результатов в обучении, общении и творческой деятельности.

Список литературы

  1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб.: Новые ценности образования: забота – поддержка – консультирование. – М.: Инноватор, 1996. Вып. 6.
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  3. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. и доп. – М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004.-352 с.
  4. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: Мирос, 2002. – 208 с.
  5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 256 с.