Театральный проект в обучении иностранному языку на начальном этапе

Разделы: Иностранные языки


Талантлив тот, кто смог в себе и в детях
Актерский дух увидеть и раскрыть,
Стремленье к творчеству, игра на сцене
Урок помогут в праздник превратить. (Е.М.Гербач)

Не секрет, что одной из новых педагогических технологий, которую осваивают учителя иностранного языка, в последнее время является использование метода проектов на уроках. Об этом свидетельствуют и многочисленные публикации в журналах “Иностранные языки в школе” и выступление учителей на заседаниях методических объединений по данной теме. Это говорит о том, что метод проектов находит все более широкое применение в обучении иностранному языку. И это не случайно. Учителя, которые в системе используют проектную методику, отмечают положительные стороны в ее реализации.

Прежде всего, еще раз скажем о том, что учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции, как одной из основных целей обучения иностранному языку. Чтобы сформировать у школьников необходимое умение и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика группы. Метод проектов способен в значительной степени перенести акцент с различного вида условно – коммуникативных или коммуникативных упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся на этапе творческого применения языкового материала. Кроме того, использование проектной методики дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать их творческие способности и проявлять себя в лидерстве. У школьников проявляется личная ответственность за свои знания, умения включать их в реальную деятельность. Учитель становится их равноправным партнером и консультантом. Совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Каждый участник проекта старается показать результат своего труда.

Однако, как показывает практика, многие учителя в системе используют методику проектов, начиная с 6-7 классов, реже с 5-го. Но, ведь, во многих школах обучение иностранному языку начинается с начальной ступени. Начав работать по учебнику “Enjoy English-1”, я почувствовала, что отработанный по теме языковой материал как бы повисает в воздухе, требуя какого-то дополнительного выхода. Я стала искать пути наиболее эффективного использования изученного материала, пока не остановилась на методе проектов.

Существуют различные типы проектов: исследовательские, информационные, и т.д., но для начальной ступени обучения наиболее удачным считаю творческий проект, а именно: театральный проект.

Большую роль в активизации познавательной деятельности учащихся, в развитии их творческого потенциала, играют театральные проекты на начальной ступени обучения. Театральное искусство – это ролевая игра, которая создает прекрасные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте, она особенно продуктивна. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, классе, пробуждает любознательность. Кроме того, появляется реальная возможность на этом этапе выявить детей, способных к языкам и подготовить к их дальнейшему изучению. Мои наблюдения показывают, что обычный 40-минутный урок превращается для ребят в праздник, даже, если, театральная постановка занимает всего 15-20 минут.

Имея опыт в разработке уроков по данной теме, хочу предложить вашему вниманию урок, который проводился в одной из групп 3 класса, где учатся ребята, изучающие английский язык второй год по УМК для начальной школы “Enjoy English – 1”, автор М.З Биболетова. Данный урок – урок закрепления знаний по теме “В мире сказок”. Основная обучающая цель данного урока – научить учащихся составлять творческое монологическое высказывание (рассуждение в форме характеристики ) по теме “Мой любимый сказочный герой”. Известно, что одной из важнейших задач на начальном этапе обучения является воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению языка. А интерес возникает в том случае, если есть мотив учения и на уроке создана ситуация успеха. Поэтому первый этап урока и второй этап – активизация ЛЕ и МФ по теме, начинается не традиционного повторения (фронтальный опрос, ты – мне, я - тебе), а через создание легенды на уроке.

В гости к ребятам приходит Миша (плюшевый мишка в руках учителя) и через диалог-беседу с друзьями осуществляется повторение ЛЕ и МФ. Диалог плавно и незаметно для ребят переходит в проверку домашнего задания, хотя дети этого не осознают. Они с удовольствием рассказывают о себе в форме загадок, тем самым привлекая внимание к себе. В продолжении беседы с учащимися Миша сообщает, что вместе с ним сегодня приехали друзья, сказочные звери, которые тоже хотят услышать о себе интересные истории и наградить призами лучших рассказчиков, т.е. создание мотивации на уроке через яркий, эмоциональный диалог главного героя со своими друзьями, стимулирует ребят к составлению интересных и необычных историй, за лучшую из которых, они получают приз. Все с нетерпением ждут встречи с ними, но дорога к победе нелегка. Обучение составлению монологического высказывания начинается через создание проблемной ситуации на уроке и самостоятельному ее решению. Проблемная ситуация задается в форме игры-путешествия по трем домикам и знакомства с их жителями .

1 домик - существительные, 2 домик - глаголы, 3 домик - все хорошо известные детям элементы моделей и их функции,

1 домик 2 домик 3 домик
a mouse is strong, brave, kind
a frog isn’t friendly, grey, green…
a dog can run, jump…
a fox can’t
a squirrel lives in the forest
a cockerel likes sweets, cheese

поэтому решение проблемы не вызывает трудностей у ребят, а, наоборот, стимулирует их к поиску быстрого и правильного решения. (Задание к игре-путешествию и его выполнение см. в уроке). Кульминация урока – появление на сцене друзей Миши, которые привезли с собой сказку-сюрприз. Мотивация к составлению творческого монологического высказывания о любимом герое основывается на просмотре театрального проекта, мини-спектакля “ТЕРЕМОК” в исполнении группы ребят 3-го класса, которые заранее, вместе с учителем, готовили английский вариант представления.

Дети-актеры стараются передать образы своих героев: добродушной хозяйки мышки, веселой лягушки, забияки лисички, очаровательной малышки белочки, храброго и важного петушка.

Яркое, красочное, музыкальное, костюмированное исполнение вызывает у зрителей желание высказаться, поделиться своими впечатлениями и получить приз от героя-сказки. В результате - цель урока достигнута.

Привожу содержание урока по теме “В мире сказок” и реализацию “театрального проекта ” в обучении английскому языку на начальном этапе.

Цель: учить ребят составлять творческое монологическое высказывание (рассуждение в форме характеристики ) по теме “Мой любимый сказочный герой”.

Задачи:

1. Активизация ЛЕ и МФ по теме.

2. Развитие навыков аудирования с извлечением специальной информации.

3. Обучение чтению с извлечением полной информации.

4. Развитие умения и навыков устной речи с опорой на известные детям модели.

Оборудование урока: главный герой - плюшевый Мишка (Winnie), столик с детской посудой (для сказки), карточки с заданиями для школьников.

Музыкальное оформление:

Аудизаписи:

1. Гомер Эдвин Эванс “Музыка для друзей дождливого леса” (музыка в гармонии с природой) (использовалась в качестве фоновой музыки на уроке для создания атмосферы пребывания в лесу).

2. Песня “In the good old summer time” из сборника песен “Disney children’s favourite volume”.

3. Детские песни из сборника Галины Доли “Happy English”, “The frog is green, green, green”, “One, one, one – little dog run”.

4.Сборник песен “Christmas for you” (под веселый рок-н-рол на сцене появляется белочка)

ХОД УРОКА

1. Приветствие

Ребята в классе сидят на стульях полукругом. Появляется сказочный герой Миша, прикрытый накидкой (в роли Миши – плюшевый мишка) и здоровается с детьми

- Good morning, my friends. How are you? I am fine and you? Ответы ребят: “I am OK. I am good; I am not bad”.

2. Проверка Д/З

I am big, strong and fat. My nose is big. I can go, sit, run and swim. I live in the forest. I like jam and honey. I don’t like bees. Who am I? (Дети угадывают ).

Are you a bear?

Yes, I am. My name is Winnie. And who are you? (Дети рассказывают о себе в форме загадок)

Примеры

P1- I am not very big. I am slim. I live in the forest. I can go, run, jump. I can’t fly. am red. I am very cunning. I like cockerels very much. Who am I? (Дети угадывают вместе с Winnie ).

Р2- I am small and gray. I live in the house. My nose is black and small. My tail is long. I can run very fast. I like cheese. Who am I? (Winnie угадывает)

Are you a mouse?

Yes, I am (Спросить по возможности большую часть ребят).

W - Вот и познакомились. Я ведь тоже изучаю английский язык в лесной школе и учительницу вашу знаю. Много интересного она мне о вас рассказывала, и о том, что вы по-английски умеете разговаривать, песни петь, диалоги разыгрывать и даже составлять интересные и увлекательные истории о животных.

И сегодня со мной приехали мои друзья, которые тоже хотят услышать о себе интересные и необычайные истории и показать вам свои знания английского языка. Я даже знаю, что за самые интересные истории они приготовили подарки. Вы хотите познакомиться с моими друзьями? (Yes!) Тогда в путь! Но дорога к победе нелегка. Чтобы добраться до приза, нужно расшифровать слова. Какие слова спрятались в 1 домике? Заполните пропуски. (Дети выполняют задание устно, Миша на доске).

- Кто живет во 2 домике? (Глаголы)

- А в 3 домике живут разные слова. Какие слова спрятались на первом этаже? Продукты (существительные) (sweets, cheese), продолжите список; на 2-м этаже? Глаголы (run, jump…)

на 3-м этаже? – прилагательные (strong, brave…) дети продолжают список.

Запись у Winnie на доске

1домик 2 домик 3 домик
a m…use is strong, brave, kind, friendly, grey…
a fr…g isn’t
a d…g can run, jump…
a sq…irrel can’t
a c…ckerel lives in the forest…
a f…x likes sweets, cheese…

W. – Ребята, а что интересного об этих животных вы знаете? Составьте интересные предложения об одном из них, а я послушаю. (Дети составляют небольшие сообщения).

Р3- A dog is brave, strong and friendly, It can run, jump but it can’t fly. It lives in the house. A dog likes meat.

W.- I have a friend. His name is Little Rabbit. He is happy. Хотите узнать почему мой друг счастлив? Тогда помогите мне закончить историю. (Дети получают текст с пропусками).

Little Rabbit lives in the….. . He likes to ….. and…… . He is clever and cunning, but he is not….. and….. . He….. many friends..

(слова: has, strong, brave, jump, run, forest )

Проверка:

W.- Ой, притомились вы, наверное, ребятки-зверятки. У меня звери в лесу бегают, прыгают. Давайте и мы с вами немножко отдохнем и вспомним слова песни

One, one, one, little dog run,
Two, two, two, cats see you,
Three, three, three, birds in the tree,
Four, four, four, rats on the floor.

(Дети выполняют движения под музыку.)

W.- А вот и мои друзья приехали и привезли с собой сюрприз-сказку. Вы, ребята, внимательно посмотрите на выступление моих друзей, а после представления выберите зверька, который вам больше всех понравится и составьте о нем интересное сообщение. Помните, победителя ждет приз!

Театральный проект основан на сюжете известной сказки “Теремок”.

Главные герои: мышка, лягушка, собачка, белочка, две лисички, петух. Все в костюмах.

На сцене: стол, стулья, (на столе детская посуда, угощения)

Звучит песня: “In the good old summer time”. На сцене, танцуя, появляется мышка. Она поет вместе с ребятами.

M.- Oh, what a nice house! Tock, tock, tock. Who lives in the house? Nobody! Now I live in it. The house is very nice (осматривается) The house is big. The house is light. The house isn’t small.

(Звучит песня “Breakfast in the morning” из сборника песен Г. Доли).

Мышка поет песню и накрывает на стол.

Под музыку “One, one, one little dog run” выбегает собачка. Видит домик.

D.- What a nicе house. Tock, tock, tock. Who lives in the house?

M.- I live in the house. I am a mouse. And who are you?

D.- I am a dog.

M.- What can you do?

D.- I can run, jump, swim and read.

M.- Read, please.

D.- I am a dog. My name is Jack. My coat is white. My nose is black.

M.- Oh, thank you, come in. Let’s live together in the house.

Скачет лягушка под музыку “The frog is green, green, green”. Видит домик.

F. - Oh, what a nice house. Tock, tock, tock. Who lives in the house?

M. –I live in the house. I am a mouse.

D. - I live in the house. I am a dog.

Вместе: And who are you?

F.- I am a frog. My name is Green.

M.- What can you do?

F. - I can dance.

M. - Dance, please (лягушка танцует).

Идут две лисички и считают конфеты. По-очереди: one, two, three…. Увидели домик.

F. - Oh, what a nice house. Tock, tock, tock. Who lives in the house? Отвечают по-очереди.

M.- I live in the house. I am a mouse.

D. - I live in the house. I am a dog.

F. - I live in the house. I am a frog.

M.- And who are you?

Foxes: (вместе) We are foxes. My name is Jessica (показывает рукой) My name is Alice. I can run. I can jump. I can go. I can danсe (по-очереди). We can count (вместе).

M. – Count, please! (считают)

M. - Come in, let’s live together in the house.

Под рок-н-рол с корзиной в руках появляется белочка. Она танцует. Увидела домик.

S. - Oh, what a nice house. Tock, tock, tock. Who lives the in the house?

M. – I live in the house. I am a mouse.

D. - I live in the house. I am a dog.

F. - I live in the house. I am a frog.

F. - We live in the house. We are foxes. And who are you?

S. - I am a squirrel. My name is Jessica . I can…. And dance!

M. - Dance, please! (Белочка танцует вместе с героями сказки)

M. - Oh, thank you. Come in, let’s live together in the house.

На сцене появляется петух. Он важно идет и расхваливает себя.

C. - I am brave. I am strong. I am clever. I can…..

Увидел домик.

С. - Oh, what a nice house. Tock, tock, tock. Who lives in the house? (ответ зверей)

Together: And who are you?

C. - I am a cockerel. I can….and read.

M. - Read, please.

C.

I am big like a house.
I am small like a mouse
I am tall like a tree
Look at me.

M. - Oh, thank you. Come in let’s live together in the house

2 сцена

M. - It’s time to have tea (небольшая сценка за столом ) (Мышка обращается к гостям) Would you like a (some)…. Take it; Help yourself.

S. – May I have a sweet, please?

M. – Yes, please. Do you remember our song. Let’s sing together.

Звери выходят из-за стола и, взявшись за руки, поют песню “The more we are together…”. Уходят.

Winnie: Догадались какая сказка? Who are the characters?

Кто же вам больше всего понравился? Начните свой рассказ словами: I like…. Because….(слова на доске).

P4. I like the squirrel, because it is kind, friendly and merry. She can run, dance, sing songs. She lives in the forest. She likes sweets very much.

(Winnie слушает сообщение ребят)

Winnie: Thank you for your stories. They were great.

(Подведение итогов, выставление отметок, раздача призов.)

Winnie: Good – bye.