Использование информационных технологий в преподавании экономики старшекласникам

Разделы: Экономика


Информационные технологии быстро входят в нашу жизнь. Их использование открывает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве.

Использование типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access в работе учителя дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.

Тестовый редактор MS Word представляет богатые возможности для создания профессионально выполненных документов, художественного оформления текстов: нестандартное расположение текста на странице, придание впечатления объемности тексту, изображение тени от написанного текста, закрашивание букв узором произвольного текста, работа с таблицами, диаграммами, рисунками.

Использование презентационной графики (Power Point) позволяет дополнить текстуальные части работы визуальным рядом: рисунком, фотографиями, картинками. Поиски последовательности в построении визуального ряда являются по своему смысловому контексту, безусловно, творческими компонентами компьютерного изложения материла. Программа Power Point позволяет подготовить выступление с использованием слайдов, которые можно напечатать на прозрачных пленках или на бумаге, продемонстрировать на экране компьютера, а также включить в конспект доклада или в комплект материалов для раздачи учащимся.

Программа Excel позволяет внедрять в текстуальную часть работы: таблицы, численную информацию, формулы, диаграммы и графики; является одним их наиболее удобных методов решения экономико-математических задач.

Использование баз данных (MS Access) предоставляет возможности размещения в работе нужной справочной информации, отобранной по определенным критериям, является способом хранения больших объемов информации.

Информационные технологии можно использовать на разных этапах урока:

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:

  • разъяснение значения информации для будущей профессиональной деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;
  • рассказ о производственных проблемах, которые были решены с помощью этой информации.

Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране.

Изображение на экране дополняет слова учителя. При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова учителя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

Обучающая и образовательная функция состоит в том, что ученик не просто отвечает на вопросы теста, но и получая обратную связь по поводу данных ответов, вносит в них необходимые коррективы.

Воспитывающая функция проверки и оценки знаний при работе с компьютерными тестами обусловлена самим контролем, а еще больше – самоконтролем. Компьютер как бы “воспитывает” пользователей, приучает трудиться, повышает их ответственность, “вынуждая” самостоятельно принимать решение о собственной готовности к ответу, реально оценивать свои учебные возможности.

Корректирующая функция дает большой материал учителю, поскольку частота повторяемости ошибки при ответах учеников, которую может фиксировать компьютер, ориентирует учителя на необходимость дополнительного анализа предлагаемого материала с целью определения его доступности.

Информационная функция компьютера позволяет учителю получить ценные сведения об эффективности работы баз данных, доступности схем и таблиц, адекватности иллюстративного материала обучающему тексту, целостности представлений о предмете “Экономика”.

Еще более значимая функция контроля – фиксация уровня освоения материала: умения творчески применять полученные знания, давать адекватную характеристику явлениям, даже когда они находятся вне привычного контекста, отслеживать их взаимосвязи, взаимообусловленность при написании творческих работ, эссе и т.п.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.

Изображение на экране выступает основным источником информации. Например, реальное изображение кривой спроса. В этом случае учитель должен назвать составные части графика, установить взаимосвязь между ними, причины смещения кривой и т.д. По мере возрастания подготовки учеников стоит вовлекать их в обсуждение и сокращать комментарии учителя.

5. Систематизация и закрепление материала. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока учитель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. В литературе, посвященной тестированию и организации контроля, по форме выделяют две основные группы заданий: со связанными ответами (альтернативные вопросы, вопросы с множественным выбором) и со свободными ответами (самостоятельный ответ без каких-либо ограничений и подсказок). Задания со связанными ответами содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Что касается заданий “со свободными ответами”, то они предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких-либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверить любые уровни знаний, но их трудно оценить однозначно. В силу этого обстоятельства их использование в компьютерном тестировании практически невозможно.

Успешное применение новых информационных технологий в учебном процессе средней школы во многом зависит от умений и навыков учителей критически оценивать педагогические программные средства, их место в учебном процессе, их педагогическую эффективность, а также результаты обучения с использованием конкретных педагогических программных средств и корректировки в зависимости от этого процесса обучения. Не менее важны и проблемы отбора учебного материала, при изучении которого компьютер будет наиболее полезен, а также определение тех тем, изучение которых эффективнее осуществлять традиционными методами без использования компьютера.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Пример использования информационных технологий на уроке:

План – конспект урока экономики

Класс: 11

Раздел программы: Банковская система и проблемы ее функционирования.

Тема урока: Причины появления и виды банков.

Образовательные цели:

  1. организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
  2. организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению следующих понятий: банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный и коммерческий банки;
  3. обеспечить развитие у школьников умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей;
  4. помочь учащимся осознать существующие функции банков;
  5. обеспечить развитие у школьников монологической речи;
  6. содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности.

Тип учебного занятия – урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Форма проведения – урок – презентация.

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся – общеклассная, индивидуальная.

Логика урока:

мотивация -- актуализация субъектного опыта учащихся -- организация восприятия, осмысления и первичного закрепления -- первичное закрепление, самоконтроль -- информация о домашнем задании -- подведение итогов урока -- рефлексия.

Дидактические материалы и оборудование – компьютер, проектор, экран, презентация (Приложение 1), учебник И.В. Липсица “Экономика”, ч.2 (11 класс), тестирующая программа (Приложение 2).

Линейная макроструктура учебного занятия.

1 – организационный этап, 2 – этап проверки домашнего задания, 3 – этап актуализации субъективного опыта учащихся, 4 – этап изучения новых знаний и способов деятельности, 5 – этап первичной проверки понимания изученного, 6 – этап закрепления изученного, 7 – этап применения изученного, 8 – этап обобщения и систематизации, 9 – этап контроля и самоконтроля, 10 – этап коррекции, 11 – этап информации о домашнем задании, 12 – этап подведения итогов учебного занятия, 13 – этап рефлексии.

Стадии урока Цели стадии Ход урока
Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Организационный этап. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке, психологическая готовность учащихся к общению.

Взаимное приветствие

Проверка подготовленности учащихся и классного помещения к занятию; определение отсутствующих; организация внимания школьников. Доброжелательный настрой, включение в деловой ритм.
Актуализация субъектного опыта учащихся. Обеспечить мотивация учения школьников, включение в совместную деятельность по определению целей урока. Сообщение темы учебного занятия. Формулирование целей урока совместно с учащимися. Готовность учащихся к активной учебной деятельности. Запись темы урока в тетради. Формулирование целей учебного занятия совместно с учителем. 
Восприятие, осмысление и первичное закрепление нового материала. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению следующих понятий: банк, функции банков, кредитование, маржа, эмиссионный и коммерческий банки.

Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать интересы владельцев сбережений и предпринимателей.

Помочь учащимся осознать существующие функции банков.

Обеспечить развитие у школьников монологической речи.

1. Приглашение 1 учащегося к экрану с рассказом по слайду об истории и причинах появления банков (индивидуальное задание к уроку).

2. Рассказ по слайду о видовом изменении банков.

3. Проведение сравнительной характеристики интересов владельцев сбережений и предпринимателей (фронтальный опрос) (слайд).

4. Знакомство с функциями банков. При характеристике 2 функции пояснение понятий кредитование, маржа.

5. Организация работы с учебником по вопросу о пользе банков.

6. Использование функций банков для формулировки определения “банк” (слайд).

7. По слайду обеспечение монологического ответа учащегося о банковской системе.

8. Знакомство учащихся с разновидностью коммерческих банков.

1. Ответ 1 учащегося по слайду об истории и причинах появления банков.

2. Просмотр слайда.

3. Сравнение интересов владельцев сбережений и предпринимателей.

4. Запись в тетрадь определений. Осмысление основных бан.услуг, процесса кредитования и структуры цены кредита.

5. Установление причин экономической рациональности деятельности банков.

6. Формулирование понятия “банк”. Запись определения в тетрадь.

7. Построение ответа по слайду о существующей банковской системе.

8. Принятие к сведению разновидностей коммерческих банков.

Первичное закрепление, самоконтроль. Установить правильность и осознанность изученного материала. Объясняет правила использования программы для работы с тестом. Предлагает выполнить тест на компьютере, состоящий из 5 вопросов. Слушают объяснение учителя.

Выполняют тест, проверяя свои знания на предмет изучения нового материала.

Информация о домашнем задании. Сообщить учащимся домашнее задание, дать краткий инструктаж по его выполнению. 1.Дает установку на домашнее задание.

2.Предлагает домашнее задание: - § 24-25 - найти в литературе интересные примеры из истории развития банковского дела в разных странах и подготовить сообщения.

1. Слушают учителя.

2. Записывают домашнее задание в дневник.

Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Подведение итогов учебного занятия. Слушают сообщение учителя.
Рефлексия. Помочь учащимся оценить свою деятельность на уроке. Проведение рефлексии, сбор информации.

Тест по экономике на тему “Причины появления и виды банков”.

1. Для получения банком прибыли, необходимо, чтобы:

а) процент по вкладам был больше процента по кредитам;

б) процент по кредитам был больше процента по вкладам;

в) у него было очень много клиентов;

г) он не занимался валютными операциями.

2. Эмиссионный банк отличается от коммерческих банков тем, что обладает правом:

а) покупать и продавать ценные бумаги;

б) предоставлять ссуды;

в) выпускать в обращение национальные денежные единицы;

г) принимать вклады от физических и юридических лиц.

3. Прибыль банка – это:

а) процент по депозитам;

б) процент по кредитам;

в) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

г) разница всех доходов банка и его расходов.

4. Интересы предпринимателя определяются тем, что он нуждается в:

а) своих сбережениях;

б) банке;

в) денежном капитале;

г) валюте.

5. Вы берете в банке кредит в размере 100 тыс. руб. под 100% годовых сроком на 2 года. Сколько всего вы заплатите банку по истечении указанного срока?

а) 100 тыс. руб.

б) 200 тыс. руб.

в) 300 тыс. руб.

г) 400 тыс. руб.

Приложение 1

Приложение 2