Урок физики в 11-м классе по теме: "Способы индуцирования тока"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Обучающая: добиться знания учащимися способов индуцирования тока, результатов опытов Фарадея.
  • Развивающая: продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственную связь между фактами, явлениями и причинами их вызвавшими, умений выдвигать гипотезы, обосновывать и проверять их достоверность.
  • Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, мировозрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-беседа с элементами поиска.

Метод обучения: диалогический с эвристическими заданиями.

Метод преподавания-учения: объяснительно-побуждающий.

Метод учения: частично-поисковый.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедиа проектор,
  • миллиамперметры,
  • катушки,
  • полосовые постоянные магниты,
  • карточки с заданиями,
  • Презентация.

Программное обеспечение:

  • Power Point;
  • Открытая физика 1.1;
  • Hyper Test;
  • учебник: В.А. Касьянов "Физика" 11 класс.
  • ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами окажемся в научно-исследовательском институте. Все вы станете научными сотрудниками нашего института.

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: Каждый научный сотрудник должен обладать определенными знаниями, чтобы быть способным проводить исследовательские работы. Я вам предлагаю четыре способа проверки знаний:

  • Компьютерный тест – тестирование на компьютере; (наиболее сложный уровень; Приложение 1)
  • Определить истинность высказываний;(задание средней сложности; Приложение 2)
  • Построение рисунков; (задание наиболее простое; Приложение 3)
  • Решение задач у доски.

Учащиеся самостоятельно по своему желанию выбирают посильное задание и выполняют их.

Оценивание заданий:

  • по заданию № 1 оценки выставляются компьютером, исходя из следующей схемы: 65 % правильных ответов – оценка “удовлетворительно”, 75% правильных ответов и более – оценка “хорошо”, 90% и более – оценка “отлично”;
  • по заданию № 2 учащиеся выполняют графический диктант, затем меняются работами и проверяют работы своих товарищей по шаблону (Приложение 4) на доске или презентации, выставляют оценки, исходя из следующего шаблона 0–1 ошибка – отлично (5); 2 – хорошо (4); 3–4 – удовлетворительно (3); более 4 – неудовлетворительно (2), реализуется взаимопроверка и взаимооценка;
  • по заданию № 3 учащиеся выполняют построение рисунков по схемам, проверяют сами по шаблонам проверки (Приложение 5), выставляют оценки, исходя из следующей схемы: 5–6 правильных – оценка 5, 4 правильных – оценка 4, 3 правильных – оценка 3, реализуется самопроверка и самооценка;
  • решение задач – 2 учащихся решают задачи у доски, проверка и оценка осуществляется учителем.

III. Мотивация

Учитель: Мы живем в век техники и электричества. Я думаю никто из нас не представляет свою жизнь без окружающей нас техники: телевизоров, магнитофонов, холодильников, компьютеров, сотовой связи. Ни один из этих электронных приборов не может работать без электрической энергии.

Беседа сопровождается презентацией на экране.

Учитель: Откуда получается электрическая энергия?

Учащиеся: Электрическая энергия получается на электростанциях – это ГЭС, АЭС, ТЭЦ, экологически чистые способы выработки энергии.

Учитель: С помощью какого устройства вырабатывается электрическая энергия?

Учащиеся: Электрическую энергию вырабатывают генераторы.

Учитель: А за счет чего вырабатывается электрическая энергия в генераторах?

Учащиеся: (ответа скорее всего нет).

Создается проблемная ситуация.

IV. Формирование новых умений и навыков

Учитель: В наш научно-исследовательский институт поступило задание (Приложение 6). Необходимо провести исследование.
Итак, тема нашего исследования – “Способы индуцирования тока”. Мы с вами на сегодняшней исследовательской работе постараемся рассмотреть способы индуцирования тока, рассмотрим законы Фарадея, постараемся выяснить причины, которые вызывают появление тока в катушках, выяснить зависимости тока от числа витков в катушке.
Для того, чтобы наше исследование отражало реально существующее явление необходимо выяснить, что же знает человечество о данном явлении.
В 30-х годах XIX века известным английским физиком Фарадеем были проведены следующие опыты по индуцированию тока. Вводя в катушку, подключенную к вольтметру, постоянный магнит, Фарадей заметил появление тока, о чем свидетельствовало отклонение стрелки вольтметра. Затем данный опыт был повторен с помощью 2 катушек. Одна из которых была подключена к источнику тока, а другая к вольтметру. В обеих случаях происходило индуцирование тока.

Рассказ сопровождается демонстрацией через мультимедиа проектор опытов Фарадея "Открытая физика 1.1" – "Электричество и магнетизм". Учащиеся: слушают, делают записи в тетрадях.

V. Исследовательская работа

Задания для исследовательской работы предлагаются на отдельных листах. Работа выполняется самостоятельно, делаются записи в тетрадях.

Задания:

  1. Вызовет ли появление электрического тока изменение положения внешней катушки относительно внутренней? Объяснить причину.
  2. К чему приведет увеличение количества витков, уменьшение количества витков в катушках? Объяснить.
  3. К чему приведет изменение полюсов постоянного магнита на противоположные в опыте Фарадея? Объяснить причину.
  4. С одинаковым ли ускорением падает маленький полосовой магнит через вертикально стоящую катушку при замкнутой и разомкнутой обмотке катушки?

Получение ответов на поставленные задания:

  1. Ответ учащимися получается после проведения эксперимента в электронном учебнике "Открытая физика 1.1".
  2. Ответ учащимися получается из учебника параграф 33 и электронного учебного пособия "Открытая физика 1.1".
  3. Ответ учащимися получают из эксперимента проделанного за рабочим столом (катушка, миллиамперметр, полосовой магнит). Дополнительное задание решается с помощью учебника.
  4. Задание для сильных учащихся. Решается с помощью учебника.

Учащиеся делятся на 3 условные группы, необходимо, чтобы каждое задание было решено. Учащиеся в группах работают каждый отдельно, самостоятельно. Учащиеся 1 группы начинают исследовательскую работу с 1 задания, учащиеся 2 группы со второго задания, учащиеся 3 группы с 3 задания. По мере завершения группы выполняют остальные 2 задания. Наиболее сильные учащиеся выполняют задания в скобках, если завершены все 3 задания и дополнительные задания в скобках, то выполняются 4 задания.

VI. Домашнее задание

Параграф 33 вопросы 1–2 отвечают письменно. Если возникают вопросы по домашнему заданию, то учитель объясняет задание.

VII. Закрепление

После окончания исследований проводится обсуждение ответов.

Учитель: Итак, исследование завершено. В любом научном институте после окончания исследований проводится обсуждение результатов исследования – научные симпозиумы. Начнем наш симпозиум.

Учитель вызывает по каждой из поставленных задач выступить одного учащегося, остальные слушают, если возникают противоречия по результатам, то исправляют свои ответы. Происходит коррекция полученных знаний.

VIII. Контроль знаний

Учитель: Мы завершаем нашу сегодняшнюю работу, и давайте проверим наши новые знания. Проверка осуществляется с помощью заданий на отдельных карточках (Приложение 7). Задание: закончить предложение.

Учащиеся выполняют задания по окончанию работы. По каждому выступают по одному учащемуся. Целесообразно предложить выступить тем учащимся, которые не очень активно участвовали при проведении исследования, чтобы выяснить уровень их знаний по данной теме. Во время выступления остальные учащиеся проверяют свои ответы. По окончании оценивают свои работы. Данное задание позволяет получить картину того, как поняли учащиеся данную тему.

IX. Вывод

Учитель: Итак давайте вернемся к началу урока. Так за счет чего же вырабатывается электрическая энергия в генераторах.

Учащиеся: За счет изменения магнитного потока через катушку генератора.

Учитель: Правильно, устройство и принципы работы генератора более подробнее вы изучите на последующих уроках.

X. Подведение итогов

Учащимся предлагается выставить оценки, полученные в начале урока, в дневниках. Учитель отмечает наиболее хороших исследователей, указывает на причины неудач, если таковые есть.