Урок риторики в 1-м классе: "Мимика и жесты"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Познакомить детей с несловесными средствами общения - мимикой и жестами; уместно использовать мимику и жесты в зависимости от ситуаций;

2. Развивать связную устную речь, творчество, логическое мышление.

3. Воспитывать добрые отношения друг к другу, учить слушать, общаться.

Оборудование: плакат с рисунком девочки, шарики, рисунки-схемы

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

- Можем ли мы “говорить” без слов?

- Да, иногда можно сказать и без слов.

- Сегодня вы узнаете новое об устной речи, о так называемых помощниках слова.

Ваша задача: быть внимательными, активными, давать полные ответы на вопросы, немного быть артистами.

II. Дыхательная гимнастика.

1. Начнём работу с разминки язычка.

а) упражнение “Колечко”;

б) упражнение “Хоботок”;

в) упражнение” Проколю щёку”.

2. Упражнения, развивающие дыхание

а) Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов.

- Сделайте глубокий вдох - выдох.

б) Представьте, что перед вами 3 свечи.

- Сделайте глубокий вдох, слегка надуйте щёчки, задуйте свечи тремя порциями воздуха.

в) – Вдох. На выдохе произнесите: “Плыли по небу тучки. Тучек четыре штучки:

От первой до третьей люди, четвёртая была верблюдик”.

3. Упражнения орфоэпического характера.

а) Произнесите с разной интонацией данные слова: каталог, диалог,

- перечисления,

- удивления,

- восторга.

III. Повторение.

- Чему учит риторика?

- От чего это зависит?

- Для чего людям нужна речь?

- Сегодня в гости к нам на урок пришла девочка. (Плакат) А зовут эту девочку Речь.

- А какая бывает речь?

- Когда употребляем устную речь?

- Когда письменную?

- Какую речь люди стали использовать раньше: устную или письменную?

- Почему?

- Отгадывание загадок. (Один ученик читает: все отгадывают)

- Какую форму речи использовали ребята, которые читали загадки?

- А остальные?

У девочки в руке шарики. Перевернём один шарик.

- Что вы видите? (Написано “слово)

- А что может сделать слово? (Огорчить, рассмешить, обидеть)

-Когда слово веселит?

- Когда огорчает?

- Как понимаете пословицу “Слово не воробей, вылетит - не поймаешь”

- Какой можно сделать вывод? (Думай, а потом говори).

2 шарик со словом “громкость”

- Что такое? (Особенность устной речи)

- Какой может быть речь? (Громкой, тихой, нормальной)

- От чего это зависит? (От ситуации)

- Когда следует говорить тихо?

- Громко?

- А как надо говорить на уроке и на переменах?

Вывод: Когда же речь звучит тише, громче?

3 шарик со словом “темп”

- Что такое темп?

На доске скороговорка и чистоговорка.

Ба-бо-бы- на дворе стоят столбы Проворонила ворона воронёнка.
Ша-ша-ша- мама моет малыша.

- Чтение.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Зачем заучивают чистоговорки и скороговорки?

Вывод: Рассказать скороговорку

Тяжелей, чем влезть на горку.

Но без этих маленьких удивительных стихов

Речь наша будет бедна.

4 шарик со словом “тембр”

- Что такое тембр? (Особенность устной речи)

- Что под этим подразумеваем? (У каждого человека своя окраска голоса)

Вывод: Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою окраску и позволяет отличать её от речи других людей.

5 шарик с “вежливыми словами

- Прочитайте эти слова.

- Какие это слова? Как они называются? (Слова вежливости)

- Когда вы их употребляете? В каких ситуациях?

Вывод: Будете чаще употреблять вежливые слова и к вам будут относиться приветливо.

IV. Новый материал.

1. - А можем ли мы с вами говорить без слов? (Предположения детей)

- Рассмотрите рисунки – схемы. Лицо тоже умеет говорить.

- Определите, какие чувства, какое настроение выражает каждый рисунок?

Радость удивление грусть злость слёзы

(Рисунки-схемы в учебнике)

- Выражение лица- доброе, злое, удивлённое, грустное, радостное называется мимикой.

(Открываем ещё один шарик “мимика”)

2. Работа по учебнику.

- Я хочу познакомить вас с одним маленьким цыплёнком. (рассказать сказку без жестов и мимики)

- Смогли ли вы представить себе цыплёнка, маму, кота, петуха, лягушку?

- Какие они были?

- Сейчас мы ещё раз прочитаем эту сказку и покажем, какой был цыплёнок, кот, курица.

(Показать жестами)

- Что помогло нам увидеть какими были наши герои? (Руки)

Вывод: Движение рук, пальцев, головы - это жесты.

Жесты и мимика помогают нам выразить мысли, иногда способны заменить целые слова.

(Открываем ещё один шарик “жесты”)

V. Закрепление.

1. По моим жестам определите, что я от вас хочу:

Руки вверх - (встать)

Руки вниз - (садитесь)

2. Перед вами на партах рисунки- схемы; поднимите те, которые будут соответствовать моей мимике.

- Вы хорошо написали контрольную работу. Какое у меня будет выражение лица?

- Расстроилась, что многие не приготовили домашнюю работу.

Какое у меня будет выражение лица?

3. Изобразите вы мимикой и жестами данные ситуации.

- Только в лес вы вошли, появились комары.

- Изобразите человека, у которого жмут ботинки

- Изобразите человека, который неудачно пнул кирпич

- Изобразите ребёнка, который ест невкусную кашу.

4. Работа в группах.

(Группа изображает мимикой и жестами данную ситуацию, а остальные должны отгадать)

изобразить телефон - на рыбалке
-заблудились в лесу - выгнать с дачи козу, кур

5. Работа по учебнику.

“История с Чебурашкой” - нарисуйте нужный символ.

6. С помощью всех особенностей устной речи прочитать стихи:

“Идёт коза рогатая”

“Кислые стихи”

“Воробушки и лось”

VI. Обобщение.

- О каких помощниках “слова” вы узнали?

- Что такое мимика?

- Жесты?

VII. Оценивание. Домашнее задание.