Решение задач с использованием операторов input, let, print

Разделы: Информатика


Цели урока

Обучающие:

  • Отработка навыков составления программ с использованием операторов input, let, print;
  • диагностирование знаний по предыдущей теме;

Развивающие:

  • развитие логического мышления, памяти, воображения;
  • развитие умения сопоставлять полученную информацию.

Воспитательные:

  • воспитание навыков работы в коллективе;
  • воспитание умения внимательно слушать учителя и анализировать ответы одноклассников.

Оборудование: два стакана с напитками, один пустой (для опытов), карточки с заданиями и кроссвордом, компьютеры.

План урока (время в мин.)

1. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих (1)
2. Цели и план работы на уроке (2)
3. Проверка изученного ранее материала (кроссворд) (5)
4. Устная работа (5)
5. Решение задачи с использованием операторов input, let, print (12)
6. Физкультминутка (3)
7. Проверка работы программы за компьютером (10)
8. Подведение итогов по пройденному материалу (5)
9. Выставление оценок и домашнее задание (2)

Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь. Давайте проверим, кто сегодня отсутствует.

Цели и план работы на уроке

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с языком программирования Qbasic и будем решать задачи с использованием операторов input, let, print. Но прежде мы проверим, как вы усвоили тему “Алгоритм. Способы записи алгоритма”.

Проверка изученного материала

- Проверку изученного материала проведем в занимательной форме: нужно будет заполнить кроссворд.

Кроссворд

По вертикали:
2. Let — это оператор…..
По горизонтали:
1.Четкое описание последовательности действий, которые необходимо выполнить, для решения поставленной задачи.
3. Print — это оператор… (Доп. вопрос: что можно вывести на экран при помощи оператора Print?)
4. Тип переменных? (Доп. вопрос: какие типы переменных вы еще знаете?)
5. Графический способ записи алгоритма? (Доп. вопрос: какие еще способы записи алгоритмов вы знаете?)
6. Input — это оператор… (Доп. вопрос: как работает оператор INPUT после запуска программы ? )
7. Как называются команды в языке программирования Qbasic?

Ответы: 1 — алгоритм; 2 — присваивания; 3 — вывода; 4 — символьный; 5 — блок-схема; 6 — ввода; 7 — операторы.

Устная работа

1. Чему будет равно значение переменной Х после выполнения следующей последовательности операторов?
а) let X=8
let Y=11
let X=X*Y+X
b) let X=2
let Y=X*X+2*X
let X=X-Y
let X=X+Y

2. Найдите ошибки в записях операторов:
а) ПРИНТ а, в
b) PRINT "сумма двух чисел равна" x
c) LET C=12-K
d) LET B+4=K
e) LET 7KLASS=28
f) INPUT ф, л, ч
Доп. вопрос: из каких символов может состоять имя переменной и с чего оно должно начинаться?

3. Что появится на экране после выполнения программы?
LET F=8
LET K=3
PRINT "Сумма чисел "; F;"и"; K;"равна";F+K

Изучение материала

Открываем тетради и записываем тему урока.
Задача: напишите программу, в результате выполнения которой переменные А и В обменялись бы своими значениями. (см. карточку — стр .4)
Учащимся предлагается подумать над решением. Как правило, они ограничиваются двумя командами А=В и В=А. Но такое решение неверно, так как после первой команды присваивания предыдущее значение величины А будет уничтожено. Вторая команда присвоит переменной В текущее значение величины А, равное ужу значению В. Обе переменные получат одно и тоже значение. Значение переменной А потеряно. Как же быть? Для решения этой задачи воспользуемся жизненной ситуацией: пусть в чашке находится кофе, а в стакане - сок. Необходимо перелить кофе в стакан, а сок в чашку. Очевидно, что без дополнительной ёмкости эту задачу не решить.

Опыт:
1. Возьмем пустую кружку.
2. Кофе из чашки перельем в пустую кружку.
3. Сок из стакана перельем в чашку.
4. Кофе из кружки перельем в стакан.

Теперь по аналогии с рассмотренным примером введем промежуточную переменную С и запишем решение этой задачи на алгоритмическом языке.

алг Обмен переменных А и В их значениями
(А, В - вещ)
арг А, В
рез новые значения А, В
нач
С:=А
А:=В
В:=С
кон

Физкультминутка

1. Сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза. Открыть веки. (2–З раза).
2. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. (5–6 раз).
3. Сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). (4–5 раз).
4. Сидя, поднять глаза вверх. Сделать ими круговые движения по часовой стрелке. (5–6 раз).
5. Сидя, закрыть веки, в течение 10 сек. массировать их кончиками пальцев.

Будьте красивыми! И будьте здоровыми!

Учащиеся самостоятельно составляют программу и проверяют работу программы за компьютерами.

CLS
INPUT "Введите два числа"; А, В
LET C=A
LET A=B
LET B=C
PRINT "А="; A; "В="; B

Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы решили задачу с использованием операторов input, let, print. Давайте еще раз вспомним.
- Какой оператор используется для записи команды присваивания?
- Для чего используют оператор Print?
- Что можно вывести на экран при помощи оператора Print?
- Какой оператор используется для ввода данных?
- Как работает оператор INPUT после запуска программы?

Выставление оценок за урок и домашнее задание

Домашнее задание: используя данную блок-схему, составьте программу.

Блок-схема