Урок истории по теме: "Язычество древних славян: духи и мифические существа"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Закрепление представлений детей о славянской религии; знакомство с мифическими существами;
  • Развитие творческого воображения, умения работать с текстом, способность анализировать, выявлять главное;
  • Воспитание бережного отношения к культуре своего народа, формирование интереса к русской литературе, народному творчеству.

Оборудование: карта Киевской Руси XI-XII вв., карточки по теме “Древние славяне”, символы, олицетворяющие славянских (языческих) богов, тетради.

Ход урока

I. Вступление

- В этом году богиня Клио привела нас к удивительному народу, сильному, крепкому, мужественному, имя которому славяне. И прежде, чем продолжить знакомство с этим народом, проведем историческую разминку.

II. Повторение пройденного материала

1. Историческая разминка.

На доске карточки с напечатанными словами. Ученик читает выбранное им слово и объясняет его. Карточку снимает.

Полуземлянка, топить печь по-черному, бортничество, святилище, идол.

2. Игра “Листопад”

- За окном осень. Заглянула она и к нам и оставила на доске свои листочки, на которых написаны задания для вас.

На доске прикреплены листочки (кленовые, дубовые и т.д.) с вопросами. Командиры групп снимают листочки с заданиями и садятся на место. В группах идет обсуждение заданий.

Рис.1

  1. Кто такие древние славяне? Как выглядели? Во что одевались?
  2. Где селились древние славяне? Какие места для своих поселений выбирали? Покажите на карте расселение древневосточных славян – наших предков. (Словене, кривичи, полочане, дреговичи, древляне, поляне, радимичи, вятичи, северяне)
  3. Кто соседствовал со славянскими племенами? (Прикрепить на карту карточки с названием соседних со славянами племен: печенеги, половцы, хазары, варяги, балты, греки)
  4. Какая религия была у древних славян? Что такое язычество? В каких богов верили славяне-язычники?

3. Боги славян-язычников

Задание каждой микрогруппе: выбрать символ бога и рассказать о нем по плану. (на доске картинки с символами богов)

План рассказа

  1. Имя бога.
  2. Как его представляли древние славяне.
  3. Какое явление природы (жизни) он олицетворял?

Символы богов

  • Перун – туча с молнией
  • Ярило – солнце
  • Мокошь – земля с колосом
  • Велес – домашнее животное

Рис.2

Рис.3

Рис.4

Рис.5

- О каких еще богах вы читали и можете рассказать?

(Даждьбог – бог солнца; Стрибог – бог ветра; Лада – богиня любви; Коляда – бог веселья)

III. Изучение нового материала

1. Актуализация темы.

Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явлений, поэтому они считали, что всеми этими явлениями (движением солнца и луны, дождем, громом, бурей и т.д.) управляют сверхъестественные силы – боги – и низшие существа – духи. В отличие от богов духи находятся в постоянном взаимодействии с человеком, ежечасно определяя особенности его душевного и психического состояния. В некоторых мифах духи делятся на злых, вредящих человеку (демонов) и добрых, полезных для него (хранителей или помощников). Но считалось, что даже добрые духи могут причинять зло, если их рассердить, поэтому люди старались умилостивить всех духов. Духов было очень много. В лесу жил дух леса – Леший, в доме – Домовой, в воде – Водяной и Русалочка, на болоте – Кикимора.

2. Работа с текстом дневника-тетради.

  • В жизни людей постоянно происходили мелкие и крупные неожиданные вещи: то вдруг горшок упал и разбился, то курицу поленом придавило, то наперсток куда-то запропастился, то печь погасла. Кто же должен быть виновником?

Конечно, кто-то невидимый. Домовой.

Текст о Домовом дети читают в тетради на стр.20 (про себя) с заданием: составить 2-3 вопроса по содержанию текста.

После самостоятельной работы группы задают по одному составленному вопросу соседним группам.

  • Было еще одно древнее божество, охраняющее очаг, домочадцев. Имя его – Чур.

Теперь только в детских играх можно услышать: “Чур, меня!” Это значит, участник игры защищен и трогать его нельзя. “Чур, меня!” - это старинное заклятье.

Рис.6

Физкультминутка. “Дом, вода, лес”.

Дети повторяют движения за учителем: “дом” - сложенные над головой руки, изображающие крышу, “вода” - имитация движений пловца, “лес” - качающиеся на ветру деревья.

Леший

Загадка.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. /лес/

На экране появляется картинка с изображением Лешего.

 

Рис.7

Рассказ учителя о Лешем.

- В лесу Леший является полноправными неограниченным хозяином: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно. Особенно подчинены ему зайцы. Они у него на полном крепостном праве, т.е. он даже может проигрывать их в карты соседнему Лешему.

Настоящий Леший нем, но голосист: он умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет иногда во все горло почти с вечера до полуночи. Он не любит пения петухов и с первым его выкриком немедленно замолкает.

Лешие не умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски. А бессловесными делаются только при встрече с людьми.

Лешие не столько вредят, сколько проказничают и шумят. Они обводят человека: т.е. всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо “заведут” в такое место, из которого не как не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек будет долго кружить по лесу на одном и том же месте. Однако, во всех таких приключениях Леший все-таки не ведет людей на погибель.

От проказ Лешего можно отчураться, конечно, прежде всего, молитвой и крестным знамением. Заблудившемуся рекомендуется присесть на первую колоду, снять с себя и вывернуть на изнанку одежду и в таком виде надеть ее на себя. Обязательно также правый лапоть надеть на левую ногу, а левый на правую.

Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с Лешим оказываются бессильными. Это день – 4 октября. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.

Однако это добрый дух, если его задобрить жертвой: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб.

- Знаете ли вы какие-нибудь фразеологизмы, связанные с его именем? (“Леший его знает?” - кто его знает; “иди к Лешему” - убирайся; “какого Лешего?” - выражение досады).

Водяной

На экране появляется картинка с изображением Водяного.

Рис.8

Дети самостоятельно читают текст (стр.22). Задание: рассказать, что узнали о Водяном. Ответы детей.

Выборочное чтение по вопросам:

  • Как выглядит Водяной?
  • Где живет?
  • Как живет?
  • Внимание на экран телевизора. Нас там кто-то поджидает.

На экране демонстрируется фрагмент мультфильма “Летучий голландец” о Водяном.

Духов очень много. Это Русалки, Кикиморы, Ведьмы, а так же известные вам по сказкам Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный. (На экране появляются картинки с изображением названных духов и мифических существ). Они были, по представлению наших предков, частью их жизни, которую понять и представить себе язычники иначе не могли.

Рис.9

IV. Повторение изученного материала

Игра “Я о нем вам расскажу, но его не покажу”.

Каждая микрогруппа получает карточку с изображением духа, не называя его дает характеристику. Задача других микрогрупп – отгадать о ком идет речь.

Учитель: - Домовой, Леший, Водяной – это люди? /Нет, это духи./

Учитель: - Почему люди представляли явления природы в образе богов и духов?

/Они не могли объяснить эти явления и верили, что всем этим руководят сверхъестественные силы./

V. Итог урока

- Что нового вы для себя узнали, открыли на уроке? О чем захотелось прочитать? Что вас удивило?

VI. Домашнее задание

Прочитайте сказки, в которых встречаются духи и мифические существа, о которых мы говорили сегодня на уроке. Задание в тетради на стр. 23: стихотворение о Русалке. Приготовьтесь выразительно читать, разгадайте кроссворд.

VII. Рефлексия

- Урок закончен. С каким настроением вы уйдете с этого урока? Удовлетворены ли вы? Давайте покажем это своими листочками на доске. (желтые – хорошее настроение, коричневые – отчего-то стало грустно).

- Язычников всегда занимали свет и тьма. Темный лес их пугал, они считали, что он наполнен злыми духами. И не случайно темный цвет – цвет скорби, печали, тоски. Светлые цвета – отражение радости, бодрости, приносят успокоение.

- Выберите листочек и прикрепите к доске.