Урок–экскурсия по родному краю на тему: "Действия со смешанными числами" с использованием информационных технологий. Математика. 5-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5


Вид урока: урок-экскурсия “По родному краю”(Приложение 1).

Девиз урока: “Где кто родился, там и пригодился”.

Цели:

  • обобщение знаний учеников об обыкновенных дробях;
  • закрепление навыков сложения и вычитания смешанных чисел;
  • развитие логического мышления;
  • воспитание устойчивого творческого интереса к изучению математики;
  • расширение кругозора через межпредметные связи;
  • привитие интереса к изучению родного края;
  • создание комфортности на уроке для каждого ученика.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и коррекции знаний и умений.

Структура урока: фронтальная, парная, индивидуальная самостоятельная работа.

Оборудование: опорный конспект “Обыкновенные дроби” – на доске и на каждой парте; кодоскоп; магнитофон; раздаточный материал (на каждой парте), карта Хакасии, герб Хакасии.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Разминка

1. Разгадай ребус:

2. Расшифруй: сличитель, менательзан. Что означают эти термины?

III. Сообщение темы урока

Звучит мелодия “Наш край” Д.Кабалевского.

– Сегодня на уроке мы вместе с вами

  • восхитимся глубокими знаниями по теме “Обыкновенные дроби”,
  • вытащим из тайников нашей памяти все ценное по теме “Сложение и вычитание смешанных чисел”,
  • потренируем свои головы и расшевелим мозговые извилинки,

а чтобы нам не скучно было решать и считать, мы сегодня на уроке совершим с вами небольшую экскурсию по родному краю.

Край родной, навек любимый,
Где найдешь еще такой!

IV. Опорные конспекты. Работа в парах

– По плану перед любой экскурсией дается инструкция по соблюдению правил. У вас на каждой парте есть какое-то правило (правило разрезано на логические части), вы его должны правильно собрать (учтите, что есть кое-что лишнее) и данное правило применить при решении устных упражнений. Если затрудняетесь, то можно воспользоваться опорным конспектом. (Приложение 2)

Чтобы сложить смешанные числа, надо…

  • сложить отдельно их целые и дробные части;
  • если при сложении в дробной части получается неправильная дробь, то…;
  • из нее выделяют целую часть и добавляют к уже имеющейся целой части.

Чтобы вычесть смешанные числа, надо…

  • вычесть отдельно их целые части и дробные части;
  • если при вычитании дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то…;
  • надо раздробить единицу уменьшаемого (занять в целой части), при этом в дробной части уменьшаемого получается неправильная дробь.

Правильная дробь – это дробь…

  • в которой числитель / меньше знаменателя;
  • правильная дробь…/…меньше 1

Неправильная дробь – это дробь…

  • в которой числитель /больше или равен знаменателю
  • неправильная дробь / больше или равна 1

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 1), 2), 3)

  • разделить с остатком числитель на знаменатель;
  • неполное частное будет целой частью смешанного числа;
  • остаток (если он есть) будет числителем, а делитель – знаменателем дробной части.

Чтобы представить смешанное число в виде неправильной дроби, надо: 1). 2). 3).

  • умножить знаменатель на целую часть;
  • к полученному произведению прибавить числитель;
  • записать полученную сумму в числитель, а знаменатель оставить без изменения.

V. Уточнение маршрута: задания на кодоскоп

Устные упражнения: Соотнесите левую часть правой, у вас получится место нашей экскурсии:

    А

    Х

    Р

    А

    Ф

    И

    К

    Я

    С

    (Р)

    6 (Ф)

    (Х)

    (А)

    (К)

    (А)

    2 (С)

    (И)

    (Я)

Звучит хакасская песня. Учитель показывает контуры республики Хакассиия. (Приложение 3)

И, где бы я не был, я в думах с тобою,
Родная Хакасия, солнечный край…

VI. Аквариум

Задания у каждого на парте, ученики расшифровывают по одному названию вида рыбы, кто справился первым, тот свой ответ записывает на пленке кодоскопа для последующего взаимоконтроля.

– Путешествуя по Хакасии, мы заглянем в Аквариум, где посмотрим обитателей речной фауны Хакасии.

Задание “Обитатели рек”. (Приложение 4)

а) Реши примеры и расшифруй названия обитателей рек Хакасии. Каких еще речных или озерных обитателей Хакасии ты знаешь? (Учащиеся вписывают в бланк ответов).

б) Дома: составь примеры на разные случат сложения и вычитания смешанных чисел и зашифруй название какого-нибудь животного или растения Хакасии.

Бланк ответов после заполнения:

VII. Физминутка

Зарядка для глаз (сенсорный круг, квадрат, треугольник)

VIII. Индивидуальная работа

Геральдика

Каждому дается задание на карточках.

Герб Хакасии

Герб Хакасии

Герб республики Хакасии. На белом фоне стилизованный барс в обрамлении березовых ветвей, переходящих в основании в элемент хакасского национального узора – трилистник. Барс символизирует вечность жизни на земле, а ветви березы - общую историческую судьбу всех народов России, так как береза священное дерево для россиян.

IX. Продолжение физминутки

Каждый на цыпочках подбегает к доске для выбора своего ответа. Фронтальный взаимоконтроль.

Х. Коллективная работа

Мозаика

Выполнив задание, нужно подойти к доске, найти свой ответ, написанный на карточке и перевернуть его (снять с доски).
Если работа будет выполнена правильно, то в результате появится рисунок тотемного животного, живущего высоко в горах среди снежных вершин. Это животное занесено в Красную книгу России и Хакасии. Его изображение есть на гербе Хакасии.

Задания мозаики (Приложение 5) дифференцированные (по цвету) – дети сами выбирают уровень сложности.

1. Реши уравнение:

2. Вычисли:

3. Выдели целую часть из дроби:

(по одной дроби на карточке).

4. Запиши смешанные числа в виде непра-вильной дроби:

(по одному числу на карточке).

5. Запиши частные в виде дробей, выдели це-лую часть:

23 : 4;
23 : 5;
11 : 9;
29 : 7

(по одному выражению на карточке).

XI. Работа в парах

Где родился, там и пригодился

– Заполни пустые клетки таблицы и расположи числа в порядке 1), 2) – убывания, 3) – возрастания. (Приложение 6)
Например: вписываем в клетку на пересечении, соответствует буква Н и т.д.
Кто справится с заданием, готовит небольшое сообщение (1 мин.) о том, что ему известно о данном населенном пункте, показать на географической карте.

1)

 

 

               

Г

О Р. А Б А К А Н

После выполнения задания расшифровывается – гор.Абакан

Дополнительные сведения: Абакан – столица республики Хакасия, расположен на берегу реки Абакан.

2)

 

                 
Р Ц. С. Т А Ш Т Ы П

Дополнительные сведения: с. Таштып – районный центр Таштыпского района, в 2004 г. отмечалось 80-летие образования района, расположено на берегу р.Таштып.

3)

 

                 
С. А Р Б А Т Ы

Дополнительные сведения: с. Арбаты – Арбыйт-тура, казачий форпост, поставленный для охраны границы в 1758 году, располагается на берегу реки Абакан.

XII. Итоги экскурсии

На фоне хакасской музыки – рефлексия.

– Совершая сегодняшнюю экскурсию по родным местам, мы повторили основные дей-ствия с обыкновенными дробями, смешанными числами.
Как вы думаете, кто сегодня на уроке показал отличные результаты, а хорошие?
Может быть, у некоторых не все еще получается хорошо, но впереди у вас есть время, чтобы добиться успехов.
Очень хорошо знают свой родной край ребята (перечислить). Ведь не даром говорит-ся: "Человек, если дома не любит, не полюбит и страну".
Урок завершен, успехов вам, дорогие ребята, до новых встреч!
Спасибо за урок!