Урок-игра для учащихся 6-х классов по теме: "Покрытосеменные растения"

Разделы: Биология


Задачи:

  • проверка усвоения знаний по теме “Покрытосеменные растения”;
  • систематизация и коррекция знаний по теме;
  • развитие творческого мышления;
  • расширение области познания учащихся;
  • воспитание коллективизма.

Оборудование:

Секундомер, чистые листы бумаги, ручки, задания в конвертах для 3 тура, карты с написанными на изнаночной стороне загадками (по 3 карты для каждой команды), на доске: большие карточки с цифрами от 1 до 6 для проведения 2 тура, для проведения тура 3 - карты с цифрами от 1 до 7, на обороте которых написаны названия 7 семейств - Крестоцветные, Розоцветные, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные, Лилейные, Злаки, конверты зеленого цвета с вложенными в них названиями растений и их характеристиками.

Оформление зала:

В зале по периметру расположены столы по количеству групп учащихся, стол для жюри, стулья для всех присутствующих, стол для ведущего учителя, доска. На доске закрыта пословица: “Это были только маленькие органы семенного размножения, теперь – сочные многосемянные маленькие плоды семейства Пасленовые”, карточки для жеребьевки.

Ход урока

Ведущий учитель приветствует команды, представляет жюри учащимся. Жюри знакомится с командами.

Ведущий. Сегодняшняя игра – “удовольствие для души”. Но требует быстрой реакции, хороших знаний, умений выслушивать друг друга, выручит использование дополнительной литературы при подготовке сообщений для уроков. Т.е. проверочная работа по теме, которую вы написали – “это были только маленькие органы семенного размножения, теперь – сочные многосемянные маленькие плоды семейства Пасленовые”. Проверим ваше внимание и реакцию. Переведите на литературный язык пословицу, записанную на доске (открывает запись). Правильный ответ – 2 балла.

В случае отсутствия правильного ответа - вернуться к вопросу в конце игры.

Ведущий. Игра проходит в несколько туров. По результатам каждого тура жюри выставляет оценки. Побеждает команда, набравшая самое большое количество баллов.

1 тур. Разминка.

Задание. Каждая команда должна отгадать загадку. И не просто дать правильный ответ, но и указать:

  1. правильное биологическое название рода или вида растения;
  2. указать семейство, к которому растение относится.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. На обсуждение – 10 секунд.

Пример. Загадка: “Беленькие горошки на зеленой ножке”. Ответ: ландыш, семейство Лилейные.

Неправильный и неполный ответы оцениваются в 0 баллов.

Капитан каждой команды вытягивает по 3 карты с вопросами.

Загадки к 1 туру.

1. Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон подает.

2. Две сестры летом зелены, у осени одна краснеет, другая – чернеет.

3. Во лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички.

4. Ягода – красна, ягода – вкусна. Режь да соли! Ешь да хвали!

5. Стоит поп на грядках, весь в заплатках. Кто ни взглянет – всяк заплачет.

6. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

7. Помидору – брат, а кумачу не рад; он в лиловой рос одежке, не краснеет даже в лежке.

8. Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.

9. Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем.

10. Что за подвох? Вдруг на дереве – горох!

11. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домов, столько беленьких жильцов.

12. Весной зеленела, летом загорела, осенью надела красные кораллы.

13. У закутанных девиц волос ветер шевелит.

14. Раскололся тесный домик на две половинки, и посыпались в ладони бусинки-дробинки.

15. Синий мундир, теплая подкладка, а в середине – сладко.

16. Маленький, горький, луку брат.

17. Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове?

18. Горел в траве росистой Фонарик золотистый.
      Потом померк, потух, и превратился в пух.

Отгадки к вопросам 1 тура.

1. Земляника, сем. Розоцветные.

2. Смородина, сем. Розоцветные.

3. Ромашка, сем. Сложноцветные.

4. Томат, сем. Пасленовые.

5. Лук, сем. Лилейные.

6. Картофель, сем. Пасленовые.

7. Баклажан, сем. Пасленовые.

8. Репа, сем. Крестоцветные.

9. Капуста, сем. Крестоцветные.

10. Акация, сем. Бобовые.

11. Подсолнечник, сем. Сложноцветные.

12. Рябина, сем. Розоцветные.

13. Кукуруза, сем. Злаки.

14. Горох, сем. Бобовые.

15. Слива, сем. Розоцветные.

16. Чеснок, сем. Лилейные.

17. Редис, сем. Крестоцветные.

18. Одуванчик, сем. Сложноцветные.

2 тур. Исторический.

Задание. Второй тур посвящен истории: истории науки ботаники, истории распространения растений по планете. Ваша задача ответить на поставленный вопрос после 30 секунд обсуждения. За правильный ответ команда получает 5 баллов. В случае, если ответ команды не прозвучал или был неправильным, право ответить получает команда, которая первой заявила о себе поднятием руки. За правильный ответ команда получает 5 баллов. В случае неправильного ответа отвечает следующая по очередности команда. Номер вопроса определяется капитаном.

Вопросы 2 тура.

1. Назовите основное овощное растение, которое выращивалось на Руси до освоения картофеля. (Репа)

2. Откуда в Россию пришел картофель? (Из Ирландии, туда – из Италии, Испании).

3. Какими проблемами ботаники занимался Михаил Михайлович Пришвин? (Написал 2 работы, посвященные выращиванию картофеля).

4. Плодами какого растения хотели отравить Дж. Вашингтона и почему именно этими плодами? (Плодами томата, считали, что они ядовиты, как у всех растений сем. Пасленовые).

5. Родина подсолнечника – юг Северной Америки. Почему Россию считают второй родиной подсолнечника? (В 1829 году крепостной графа Шереметьева Бокарев получил первое масло. В России подсолнечник стал масличной культурой.)

6. Во второй половине XIX века в Крым впервые привезли “золотые яблоки”. Как мы называем эти “золотые яблоки” сегодня? (“Золотые яблоки” (итал.) – помидоры.)

3 тур. Блиц.

Задание. В следующем туре за 2 минуты вам предстоит выбрать как можно больше представителей определенного семейства. Капитанам предстоит выбрать название семейства, пользуясь картами на доске. Каждое правильное название принесет команде 1 балл, неправильное – лишит 1 балла.

Задания 3 тура

Подсолнечник

Картофель

Яблоня

Рожь

Горох полевой

Лилия тигровая

Редька дикая

Астра

Томат

Малина

Ячмень

Соя

Тюльпан

Икотник серо-зеленый

Одуванчик

Табак

Ежевика

Кукуруза

Ландыш майский

Бобы

Сурепка обыкновенная

Цикорий

Баклажан

Груша

Пшеница

Мать-и-мачеха

Белена черная

Пырей ползучий

Вороний глаз

Василек луговой

Фасоль

Черемуха

Спаржа

Капуста краснокочанная

Редька

Лук репчатый

Пастушья сумка

Топинамбур

Перец

Лук-порей

Акация желтая

Ярутка полевая

Рис

Георгин

Петуния

Слива

Бамбук

Лук-батун

Хризантема

Табак душистый

Овес

Чеснок

Черешня

Просо

Горошек мышиный

Гиацинт

Поповник

Паслен черный

Абрикос

Горох посевной

Сахарный тростник

Нут

Калина

Горчица

Земляника

Репа

Клевер

Редис

Люцерна

Дурман обыкновенный

3тур. Ответы.

Сем. Крестоцветные. Сем. Розоцветные.
Редька дикая

Икотник серо-зеленый

Сурепка обыкновенная

Пастушья сумка

Ярутка полевая

Капуста краснокочанная

Горчица

Репа

Редька

Редис

 

Яблоня

Малина

Калина

Ежевика

Груша

Слива

Черешня

Абрикос

Черемуха

Земляника

 

Сем. Бобовые. Сем. Сложноцветные.
Горох полевой

Соя

Бобы

Акация желтая

Горошек мышиный

Горох посевной

Фасоль

Нут

Клевер

Люцерна

 

Подсолнечник

Астра

Одуванчик

Цикорий

Топинамбур

Георгин

Хризантема

Поповник

Мать-и-мачеха

Василек луговой

 

Сем. Пасленовые. Сем. Лилейные.
Картофель

Томат

Табак

Баклажан

Перец

Петуния

Табак душистый

Паслен черный

Белена

Дурман Обыкновенный

Лилия тигровая

Тюльпан

Ландыш майский

Лук репчатый

Лук-порей

Лук-батун

Чеснок

Гиацинт

Вороний глаз

Спаржа

Сем . Злаки.

Рожь, ячмень, кукуруза, пшеница, рис, бамбук, овес, просо, пырей ползучий, сахарный тростник.

4 тур. “Черный ящик”, точнее, “Зеленый конверт”.

Задание. Капитаны команд по очереди приглашаются для определения задания следующего тура. Жеребьевка начинается с капитана самой успешной команды. Конверты вручаются ведущему. Задача команд определить название растения, название и информация о котором спрятана в конверте. Ведущий зачитывает характеристику растения тезами. Всего тез 5. Команда имеет право только на один ответ.

За правильный ответ по первой тезе – 10 баллов.

За правильный ответ по двум тезам - 9 баллов.

За правильный ответ по трем тезам – 8 баллов.

За правильный ответ по четырем тезам – 7 баллов.

За правильный ответ по пяти тезам – 6 баллов.

На обсуждения каждой тезы – не более 20 секунд.

Команда имеет право задать любой дополнительный вопрос, относящийся либо к морфолого-биологической характеристике, либо к систематике, в таком случае правильный ответ оценивается в 5 баллов.

В случае отсутствия правильного ответа, право ответить получает команда, заявившая первой об этом. Правильный ответ также оценивается в 5 баллов.

Задания 4 тура.

Комплект 1. (Томат).

1) Самая распространенная овощная культура в мире. (10б.)

2) Плоды у этого растения сочные, многосемянные. (9б.)

3) Соцветие у него – завиток. (8б.)

4) Освоение этого растения в Европе и на других континентах было затруднено из-за его ядовитых родственников. (7б.)

5) Англичане называют его “яблоком любви”, в России было известно под названием “золотое яблоко”, хотя к семейству розоцветных не имеет никакого отношения. (6б.)

Комплект 2. (Капуста белокочанная).

1) Содержит немного белка, немного углеводов, но много витаминов, а один из видов этого растения содержит витаминов С и В1 больше, чем лимоны. (10б.)

2) Цветки желтые, собраны в соцветие кисть. (9б.)

3) Укороченный стебель имеет собственное название. (8б.)

4) Листья у этого растения двух типов. (7б.)

5) Люди никогда не используют в пищу плоды этого растения. (6б.)

Комплект 3. (Лук репчатый).

1) Это многолетнее растение имеет видоизмененный подземный побег. (10б.)

2) Холодостойкое растение, рост корней наблюдается при температуре почвы 2-4 градуса. (9б.)

3) Плод – коробочка. (8б.)

4) Бывают сладкие, острые, горькие сорта (из-за количества сахаров и эфирных масел).(7б.)

5) Листья у него 3-х видов, два вида из них находятся в почве. (6б.)

Комплект 4. (Цикорий).

1) Это и сорное и культурное растение. (10б.)

2) Цветки мелкие, собраны в соцветие, открыты до обеда, закрыты после обеда. (9б.)

3) Листья употребляются как салат. (8б.)

4) Соцветие корзинка. (7б.)

5) Самым ценным является корень, его сушат, измельчают, измельченный употребляют в пищу, как заменитель кофе.(6б.)

Комплект 5. (Соя).

1) Родина этой культуры – Юго-Восточная Азия, но больше всего сейчас ее возделывают в США. (10б.)

2) В семенах этого растения много белков, жиров, углеводов. (9б.)

3) Из семян этого растения получают: масло, маргарин, сыр, молоко, муку, кондитерские изделия, консервы. Масло идет на изготовление каучука, мыла, лаков, красок и др. Это растение выращивают как ценный зеленый корм. (8б.)

4) Самая ценная и самая распространенная в мире зернобобовая культура. (7б.)

5) Это растение сожительствует с другими живыми организмами, т.е. ему характерно явление симбиоза. (6б.)

Комплект 6. (Рис).

1) В переводе с санскрита название этого растения звучит как “основа питания человека”. (10б.)

2) Выращивают это растение во всем мире, но больше всего в Юго-Восточной Азии. (9б.)

3) Плод – зерновка. (8б.)

4) Используют в пищу как неочищенное зерно, так и крупу – очищенное зерно. Более ценным является зерно неочищенное. (7б.).

5) В основном выращивают на чеках – полях, залитых водой. (6б.)

 По окончании игры ведущий подводит итоги, отмечает не только учебный успех учащихся, но и их взаимодействие, умение прислушиваться к мнению друг друга, слаженность действия команд.