Внеклассное мероприятие для 8-х классов. Устный журнал "Край мой суровый и нежный"

Разделы: Внеклассная работа


I. Направление.

Внеклассное событие в рамках проведения недели естественных наук.

II. Содержание материала.

1. Цели и задачи.

  • Воспитывать любовь к родному краю.
  • Развивать умение работать с дополнительной литературой.
  • Развивать умения работать в коллективе.
  • Учить пользоваться знаниями, полученными на уроках географии.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать устную речь учащихся.

2. Этапы мероприятия.

Мероприятие разбито на этапы – “страницы” устного журнала.

3. Участники мероприятия.

Ведущий учитель географии (“Редактор журнала”).

Учащиеся 8-х классов.

Эколог города Удачный.

4. Принцип участия в мероприятии.

Участие школьников в мероприятии осуществляется на добровольной основе.

5. Описание хода мероприятия.

а) Оборудование.

  • Выставка книг о республике Саха (Якутии).
  • Карты Якутии: физическая, административная, карта Мирнинского района.
  • Образцы горных пород республики Саха.
  • Гербарии растений Республики Саха.
  • Выписка из Красной книги Республики.
  • Фотомонтаж “Вот такая разная республика”.
  • Якутские национальные сувениры.
  • Блюда национальной кухни.

б) Ход мероприятия с некоторыми материалами устного журнала.

Из числа учащихся формируются группы: лекторская и аналитическая.

Задачи лекторской группы: четко и ясно довести до слушателей подготовленную самостоятельно информацию о родном крае.

Задачи аналитической группы: дать оценку научности, доступности, практической направленности, занимательности каждого сообщения, выделить наиболее интересные и заслуживающие поощрения.

Ведущий журнала – учитель – предметник, он же “редактор журнала”.

Страница 1. Просторы Якутии.

Страница начинается чтением отрывка из стихотворения Сергея Васильева-Борогонского “Песня моя”.

Я рожден на северной земле,
Что со всех сторон защищена
Чередой высоких гор,
Тяжких гор,
Спинами подперших небеса.

Колыбелью были мне снега,
Северным сияньем я играл,
Как игрушкой детской,
А во льдах
Я учился по земле ходить.

Лена наша главная река,
Одаряла песнями меня, -
Словно стоны,
В памяти моей
Эти песни до сих пор звучат.

…Споря с вихрем и с самой пургой,
Я по следу зверя исходил
Тундру и тайгу,
Где спал в снегу,
Где от стужи просыпался вдруг.

… Это я вам говорю, якут,
Человек, воспитанный в снегах, -
Там, где реки сильные текут,
Где народ прославится в веках.

Далее следует сообщение учащихся о географическом положении и размерах республики.

Страница 2. Вот какая разная Якутия.

Вначале звучит информация об особенностях рельефа Республики Саха. Рассказ сопровождается показом иллюстраций различных форм рельефа: Ленских столбов, Верхоянского и Черского хребтов и др.

Ленские столбы. Начинаются от селения Малыкая (250 км ниже Олекминска) и тянутся непрерывной стеной в три ряда на 180 км.

Ленские столбы являются результатом выветривания известняков и доломитов, напоминают причудливые фигуры, развалины замков.

Страница 3. Край сказочных богатств.

Доклад о полезных ископаемых, добываемых на территории республики, сопровождается иллюстрациями и демонстрацией горных пород. Далее следует рассказ об Алмазном крае республики Саха. Звучит стихотворение Леонида Попова “Возьми алмаз”.

Возьми алмаз
На белую ладонь
И к солнцу поверни зеркальной гранью –
Увидишь чудо самовозгоранья,
Глубокий свет и голубой огонь.
Знай, это – жар бесчисленных сердец
Людей,
Что в топях жизнью рисковали
И голубые земли отыскали,
В кристалле воплотился, наконец.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

Алмазы. Крупнейшие кимберлитовые трубки: “Удачный”, “Мир”, “Айхал”, “Эбелях” и др.

Золото. 5 основных золотоносных районов республики: Южно-Якутский, Аллах-Юньский, Верхнее-Индигирский, Куларский, Адычанский.

Олово. 3 крупнейших месторождения на территории Яно-Индигирского бассейна: “Северное” – в бассейне нижнего течения р. Яны, “Центральное” – расположено выше по течению р. Яны, “Южное” – в бассейне рек Нельгесе и Дербеке.

Уголь. Ленский бассейн, Тунгусский бассейн, Южно-Якутский бассейн, Колымо-Индигирский бассейн.

Страница 4. Якутия - край природных контрастов.

Один из учащихся рассказывает об особенностях климата республики, Мирнинского района, в том числе приполярья. Содокладчик сопровождает рассказ коллеги демонстрацией иллюстраций, графиков годового хода температуры воздуха в городах Якутск, Мирный, Удачный, п. Оймякон.

Сравнительная таблица средних температур (в градусах Цельсия) в пределах республики Саха.

  Якутск
(62 2 с.ш.) (147 25 в.д.)
Верхоянск
(67 33 с.ш.) (151 30 в.д.)
Нижнеколымск
(68 32 с.ш.) (178 36 в.д.)
Усть – Янск
(70 55 с.ш.) (156 4 в.д.)
Январь -32,61 -39,01 -29,08 -31,45
Февраль -27,90 -38,08 -25,71 -30,16
Март -18,11 -26,66 -22,23 -22,03
Апрель -7,05 -10,81 -8,46 -14,45
Май 2,68 0,13 0,65 -6,99
Июнь 10,85 11,33 6,87 2,65
Июль 13,89 12,97 Нет данных 9,18
Август 11,15 10,51 Нет данных 7,77
Сентябрь 3,57 2,64 -4,80 -2
Октябрь -7,09 -10,47 -12,50 -15,21
Ноябрь -22,71 -27,19 -17,89 -24,06
Декабрь -31,06 -35,16 -23,90 -28,93
         
Зима -30,52 -37,42 -26,23 -30,18
Весна -7,49 -12,53 -10,45 -14,49
Лето 11,96 11,60 8,30 6,53
Осень -8,74 -11,67 -11,73 -13,79
Год -8,70 -12,50 -10 -13,97

Страница 5. Голубые дороги Якутии.

а) Звучит сообщение о реке Лене, других реках Якутии, об озерах и болотах. Учащийся читает стихотворение Сергея Васильева-Борогонского “Милая Лена”.

Широкая, милая Лена,
Не вырвать мне сердце из плена!
Ты льешься волной голубою,
Ты вьешься змеей золотою.
Ты – музыка данной мне жизни,
Ты – плачь на моей дальней тризне.
Ты в сердце моем неизменна,
Родная, прекрасная Лена.
Могу улететь на Луну я,
Могу на планету иную,
Но знай, невозможна измена,
Поскольку ты – Лена,
Ты – Лена!

б) Второй учащийся акцентирует внимание слушателей на значении рек республики как о сезонных транспортных магистралях, рассказывает о грузообороте водного транспорта.

Речные судоходные пути Якутии составляют 16 тысяч километров. По грузообороту на речной транспорт приходится 33% от общего, из них 28% – грузооборот реки Лены.

Страница 6. Разнообразие флоры и фауны республики Саха.

Вначале звучит сообщение о наиболее распространенных видах растений и животных, сопровождающееся демонстрацией иллюстраций и гербария. Далее второй ученик уделяет внимание представителям флоры и фауны, находящимся на грани исчезновения, и занесенных в Красную книгу Республики Саха и России.

Страница 7. Дом, в котором мы живем.

Страница начинается с выступления приглашенного эколога города, далее следует сообщение ученика об экологической обстановке в республике в целом.

Страница 8. Культурная история якутского народа.

а) Рассказ об истории народа Якутии.

б) Сообщение о национальных праздниках и обычаях народа.

в) Дегустация блюд национальной кухни.

г) Звучит стихотворение Ю. Белова “Вдалеке от больших городов” и рассказ об открытии трубки “Удачная”, истории родного города.

Вдалеке от больших городов,
Возле кромки Полярного круга,
Вызов бросивший розе ветров
Город в небо вознесся упруго.

И летит над якутской тайгой,
Парусами стен в небе белея,
Наш Удачный, красивый такой,
Словно шхуна влюбленного Грея.

Затуманится нежностью взор
У того, кто его покидает.
На таежной опушке Ассоль
Терпеливо любовь ожидает…

Возвращаемся снова сюда,
Где и воды, и воздух прозрачны,
Где волной голубая руда
Поднимает алмазный Удачный.

Выступление аналитической группы.

Подводятся итоги выступлений, отмечаются наиболее удачные и интересные моменты журнала.

Выступление ведущего – “Редактора журнала”, завершающего мероприятие и вручение памятных сувениров.