Кейсовая технология на уроках информатики

Разделы: Информатика


Самая молодая и самая проблемная из всех школьных дисциплин – информатика. Одной из основных проблем является недостаток методик преподавания. Существует сходство между информатикой, математикой и физикой в способах организации учебного процесса, в методиках обучения. Разумеется, в школе, при преподавании информатики часто используются уже отработанные методики, которые при учёте специфических проблем :нуждаются в корректировке.

Важной проблемой является различия материального и культурного уровня семей, разные уровни доступа к компьютеру, но и то, что знания учащиеся приобретают не только на уроках, дома, но и в учреждениях дополнительного образования.

Обычно на уроки информатики школьники всех классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Этот стимул в последнее время ослабевает, в связи с проникновением компьютера во многие сферы человеческой деятельности. Вот почему так остро стоит проблема разработки и совершенствования методик преподавания школьной информатики.

Часто встречается ситуация, когда учащиеся на урок приносят сертификаты по тому или иному направлению и учебный материал в том объеме, который предлагает учитель, им не интересен, так как они его уже изучили. В этой ситуации учителю приходится искать новые приемы и формы проведения урока.

Современный урок должен готовить выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применять их на практике для решения разнообразных задач, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в действительности проблемы и искать пути рационального решения;
  • четко осознавать, где и когда приобретенные знания могут использованы;
  • творчески мыслить, грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

Таково веление времени не только для нашей российской школы, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, выдвигает определенные требования к школе, к технологиям, применяемым на уроках.

Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий. В настоящее время такие условия создаются в разных школах с разной степенью успешности.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, это возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовывать возможности учащихся. Среди разнообразных педагогических технологий можно выделить кейсовую.

Кейсовая технология выступает как один из вариантов информационных технологий. Представляет собой дистанционную образовательную технологию (ДОТ). Данная технология способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации.

Кейсовая технология – это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов учащимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Существенная роль отводится организации аудиторных занятий (консультаций), проводимых преподавателем.

Применение кейсовой технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса в очной форме обучения возможно только в сочетании с другими ДОТ.

Качество образования обеспечивается применением специальных образовательных комплектов, учебно-методических материалов (кейсов), проведения консультаций, планирования учебного процесса и определяется в первую очередь качеством кейса, качеством и регулярностью консультаций с преподавателями.

Кейс-технология не предполагает требований к компьютерному обеспечению и специальному оборудованию, хотя и не исключает его использование.

В этом учебном году я решила применить на уроках информатики в 10 классах кейсовую технологию. Причиной послужило то, что наполняемость 10 классов большая (30-31 человек), и даже при делении класса на две группы, компьютеров не хватает (их всего десять);

Проблемой является и то, что в каждой группе по 2-4 человека, знакомы с основами программирования.

В предыдущие годы такие учащиеся исполняли роль консультантов, занимались решением задач повышенного уровня, углубленным изучением теоретического материала. Но большинство учащихся отказываются быть консультантами, мотивируя тем, что в будущем им это не пригодится.

И поэтому в 2005-2006 учебном году для этой группы учащихся мною был разработан пробный кейс по программированию, в который входит весь теоретический материал, согласно минимуму образования, приведены примерные решения задач по каждой теме, есть набор вопросов по теории, а также и задачи для тренировки и самоконтроля учащихся. Отдельно разработаны контрольные работы и тесты по каждой теме.

Согласившимся на эксперимент учащимся был предложен вариант работы с кейсовой технологией по следующей схеме: Получив первые три блока, они их изучают дома самостоятельно. Решают предложенные в конце темы задачи, отвечают на теоретические вопросы. Затем один раз в две недели они приходят на консультацию, задают вопросы, если таковые имеются по одному или нескольким модулям, показывают домашнюю работу (самостоятельно решенные задачи), защищают её. На следующем занятии они выполняют контрольную работу, тесты.

Ниже представлен лист контроля для каждого учащегося:

Тема Теория, тест

(оценка)

Домашняя задача (оценка) Контрольная работа (оценка)
1 Этапы решения задач. Алгоритм и его свойства. Способы записи.      
2 Оболочка Паскаля. Типы данных и стандартные операции и функции.      
3 Линейный алгоритм.      
4 Алгоритм ветвления и выбора      
5 Циклы      
6 Массивы      
7 Строки      
8* Множества, графика      

Оценка “отлично” выставляется, если учащийся набрал более 80% (105-120 баллов) из 120 возможных, “хорошо” более 66% (70-104 баллов), оценка “удовлетворительно” выставляется, если учащийся набрал не менее 50% (60-69 баллов).

Учащийся может отказаться от участия в эксперименте на любом этапе.

Достоинства использования кейсовой технологии:

  1. Естественным образом достигается оптимизация темпа работы учащегося.
  2. Легко достигается уровневая дифференциация обучения.
  3. Урок можно обеспечить материалами из удаленных источников, пользуясь средствами телекоммуникаций.
  4. Работа с кейсом приобретает характер учебной игры, и у большинства учащихся повышается мотивация учебной деятельности.
  5. Увеличивается количество тренировочных заданий.

Недостатки использования кейсовой технологии:

  1. Трудность данной технологии в создании кейса. Много времени тратится на подбор как теоретической, так и практической части. Среди имеющегося на рынке программного обеспечения много некачественного, не учитывающего специфику работы с обучающимися, имеющего много фактических или методических ошибок. На классическом уроке, имеется возможность скорректировать тот или иной материал, сделать его доступнее, решить другим способом.
  2. При создании кейса нельзя учесть особенностей конкретной группы обучающихся, поэтому крайне важна роль преподавателя.
  3. Не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся.
  4. Диалог с кейсом лишен эмоциональности и, как правило, однообразен.

Приложение