Методы активизирующего обучения самоконтроля и контроля в системе освоения знаний по ОБЖ

Разделы: ОБЖ, Работа с дошкольниками


Сегодня, важность освоения знаний по оказанию первой доврачебной помощи ни у кого не вызывает сомнений. Современные условия жизни, угроза техногенных и природных катаклизмов требуют от каждого человека умения действовать в экстремальных ситуациях, тем самым сохранить себе и окружающим здоровье, а иногда и жизнь. Этому вопросу много внимания уделяют все ступени системы образования, начиная с дошкольной.

В настоящее время выпускается достаточно литературы в этой области знаний, идут специальные передачи по телевидению. Но как определить качество усвоения этих знаний?

Интересным и информативным на наш взгляд является такой метод, как программированный опрос по заданной теме. Эффективность этого метода состоит в том, что он может служить опорой при освоении какого-либо содержания, а также стать инструментом самоконтроля и контроля.

Наша практика показала: преимущество программированного опроса состоит в том, что в процессе работы максимально снижается субъективный фактор в оценке знаний, выявляются индивидуальные и общие проблемы качества усвоенных знаний, все это позволяет лектору в дальнейшем, при необходимости акцентировать наиболее важные аспекты этих знаний. Такие карты можно разработать по любым вопросам теории и в разных областях знаний.

Методика работы с картой программированного опроса.

Выбор тем и разработка содержания карт поручалась медицинскому персоналу ДОУ. Они изучили все современные подходы в этой области, разработали содержание карт и шкалу оценок по наиболее актуальным темам оказания первой доврачебной помощи. Тем самым повысив и свой уровень знаний в этой области, т.к. методика оказания первой доврачебной помощи с развитием науки и практики в области медицины постоянно изменяется и уточняется.

Перед проведением программированного опроса проводится учеба по заданной теме: обычно в форме лекции с использованием наглядного материала. После этого, участники учебы начинают работать с картой, предварительно получив инструкцию (“ключ” к карте находится у проверяющего). Ответы заполняются на отдельных листах с указанием фамилии, должности, раздела опроса.

Пример

Карта № 1 воспитатель Терехова Т.Г.

Тема: Оказание первой помощи пре тепловом и солнечном ударе.

Признаки: 2,3,4,6,10,11

Мероприятия: 2,4,5,6,9,10,11,13

Всего баллов: 14 баллов (+) (заполняет проверяющий).

Баллы подсчитываются с помощью “ключа” к этой карте, лицом, проводящим учебу. При оценке ответов учитывается не только набор правильных признаков, но и правильная последовательность действий при оказании первой помощи. Если последовательность мероприятий указана неправильно, это считается ошибкой (-1 балл), за каждый правильный ответ (+ 1 балл).

После опроса всей группы учащихся, выявляется процент отрицательных оценок по всей теме, если они превышают 30 % от общего числа участников, то проводится повторная учеба с этой группой. Если такие случаи единичные, то обучающемуся, дается литература для самостоятельного изучения и проводится повторный зачет индивидуально. К зачету принимаются хорошие и удовлетворительные оценки.

Карта также может использоваться и как обучающее пособие при подготовке по заданной теме, но тогда она используется вместе с “ключом”.

После освоения теории эти знания переводятся в практический план.

У нас это обычно происходит в форме деловой игры.

Организация и проведение деловой игры.

Для проведения деловой игры выбирается несколько уже изученных тем. Они сообщаются участникам заранее. Участники игры работают в группах по 3-5 человек. Руководит игрой штаб. Задания участникам даются в закрытых конвертах, с указанием допустимого времени для оказания помощи. Дается время всем группам для выработки стратегии и выбора подручных средств. Очередность выступления групп определяется по жребию. Максимально быстро и правильно участники группы должны справиться с заданием и дать комментарий своим действиям. Оценку выполненного задания производят все наблюдающие группы, мнение каждой из них записывается на листках и доставляется лидером группы в штаб, за правильную оценку наблюдающая группа получает +3 балла. Выступающая группа – +5 баллов. Таким образом, все участники игры вовлечены в процесс и активно участвуют в нем. Штаб ведет протокол выполнения заданий, отмечает все полученные баллы. По окончании выступлений групп объявляются оценки, проводится награждение, выпускается поздравительный листок с фамилиями победителей. Поощрительными призами награждаются все участники игры.

Такие методы позволяют преодолеть формализм в организации обучения, повысить мотивацию к освоению знаний, каждого участника процесса.

Для программированного опроса, нами разработана серия тем: “Оказание первой доврачебной помощи при несчастном случае” для всех сотрудников ДОУ, т.к. эти знания непосредственно влияют на охрану жизни и здоровья детей, а также “Санитарный минимум для сотрудников ДОУ”, разработанный на основе Сан ПиН 2.4.1. 1249-03.

Карты программированного опроса и “ключи” к ним приведены далее в Приложении 1..

Перечень используемой литературы.

  1. Голубев В.В. и др. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В.Голубев, М.В.Лещенко, С.В.Голубев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. стр. 83-102.
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 1249-03/ Министерство Здравоохранения Российской Федерации / “Детство – Пресс” Санкт – Петербург, 2003г. стр. 17-20.
  3. Тульчинская В.Д., Соколова Н.Г., Шеховцова Н.М. Сестринское дело в педиатрии. Серия “Медицина для вас” Ростов на Дону: Феникс, 2001. стр.256-258.