Интеллектуальная игра по информатике: "Что, где, когда"

Разделы: Информатика


Цели:

  • обобщение и углубление изученного материала;
  • развитие познавательного интереса у учащихся, повышение творческой активности;
  • воспитание информационной культуры, уважения к сопернику;
  • развитие творческих способностей.

ХОД УРОКА

Учитель:

Наша интеллектуальная игра посвящена информатике, наверное, самой интересной и самой популярной науке. На первый взгляд информатика – это кабинет с мерцающими экранами и щелкающими клавиатурами, на самом деле информатика – это дверь в мир технологий, без которых немыслима современная цивилизация.

В игре участвует 2 команды.

Программа игры:

  1. Эстафета “За минуту ”
  2. Вопросы для обсуждения
  3. Конкурс капитанов; Кроссворды (остальные члены команды)
  4. Творческий конкурс “Компьютер прошлого и будущего”

Эстафета “За минуту”

Учитель: По очереди каждой команде будут даваться слова и три определения к каждому слову. Одно определение будет лишним. Необходимо указать это определение. Время на обдумывание одна минута, после чего вы должны дать ответ.

Вопрос 1.

Версия –это:

А. одно из значений переменной величины;

Б. поколение программного продукта;

С. вариант события в изложении какого-то человека.

Вопрос 2.

Винчестер – это:

А. устройство внешней памяти;

Б. город в Великобритании;

В. название программы.

Вопрос 3.

Вирус – это:

А. ошибка в программе;

Б. возбудитель инфекционного заболевания;

В. программа, обладающая способностью к самовоспроизведению.

Вопрос 4

Диск – это:

А. носитель информации;

Б. геометрическая фигура;

В. спортивный снаряд.

Вопрос 5.

Драйвер – это:

А. перевод понятия водитель автомобиля с английского языка;

Б. переводчик программы на язык, “понятный” компьютеру;

В. программа для обслуживания периферийного устройства.ы

Вопрос 6.

Сервис – это:

А. работа вспомогательной процедуры в программе;

Б. обслуживание;

В. пункт главногоы меню программ Microsoft Word и Microsoft Excel.

Вопрос 7.

А. рыболовная снасть;

Б. совокупность строк и столбцов;

В. несколько соединенных между соыбой компьютеров.

Вопрос 8.

Ярлык – это:

А. отметка в некотором месте программы, с помощью которой можно перейти в это место;

Б. значок на экране, щелкнув мышью на котором, можно открыть некоторую программу, документ или папку;

В. Листок с наименованием товара и другими сведениями.ы

Учитель:

Следующий конкурс очень интересный, он для извилин в голове весьма полезный. Каждая команда получает по одному конверту с двумя вопросами.. Время на раздумье и обсуждение всей команды 5 минут, после чего представитель команды должен дать ответ.

Вопрос 1.

О какой компьютерной программе идет речь в песне:

Он мне дорог с первых лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет.

Ответ 1. Об операционной системе Windows, хотя некоторые слова песни изменены (от англ. Windows – окна).

Вопрос 2.

Когда появился манипулятор “мышь”, то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа.

Ответ 2. Источник – математический энциклопедический словарь.

Вопрос 3.

Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: “по порядку номеров – рассчитайся?”

Ответ 3. А в какой системе счисления считать?

Вопрос 4.

Название какой известной компьютерной фирмы может быть переведено с английского языка на русский как “Мелкомягкая”?

Ответ. Microsoft.

Учитель:

Далее будет дано слово, связанное с информатикой. Необходимо из букв этого слова сформировать слова. Дополнительные буквы, не употребляющиеся в слове использовать нельзя. Время, отводимое на составление слова 5 минут.

Слово Перфокарта.

Учитель: А пока капитаны составляют слова, командам следует разгадать кроссворд. Каждая команда обсуждает ответы на месте. Затем пишет их на плакате.

Кроссворд 1

По горизонтали.

2. Оболочка одного из основных элементов настольного персонального компьютера. 4. Элемент матричного принтера. 7. Тригонометрическая функция. 8. Основное электронное устройство компьютера, его “мозг”. 10. Элемент матричного принтера. 11. Число в двоичной системе счисления. 14. Континент, на котором расположена страна, где находится фирма Microsoft. 15. Марка персонального компьютера, выпускающегося в СССР (не путать с газетой большевиков, а также с … от костра!)

По вертикали.

1. Часть электронной таблицы. 3. Два смежных байта оперативной памяти, а также часть текста. 5. Немецкий математик, который в возрасте 9 лет за несколько секунд вычислил сумму 1 + 2 + 3 + 4…+ 99. 6. В текстовом редакторе Microsoft Word - текст, набранный до нажатия клавиши <Enter>. 9. Часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows. 10. Луковичное растение с прямым стеблем и крупными цветками в виде колокола. 12. Наука о законах и формах мышления. 13. Язык программирования.

Ответы.

По вертикали: 1. ячейка, 3. бит, 5. Гаусс, 6. абзац, 9. окно, 10. лилия, 12. логика, 13. Паскаль.

По горизонтали: 2. корпус, 4. лента, 7. синус, 8. процессор, 10. игла, 11. ноль, 14. Америка, 15. Искра.

Кроссворд 2

По горизонтали.

2. Принадлежность для печати. 5. Один из необходимых элементов блок-схемы алгоритма. 7. Устройство ввода. 8. Вычислительное устройство у древних греков похожее на счеты. 11. Один из первых языков программирования. 13. Изобретатель системы кодирования информации, использующей два символа – точку и тире.14. Разновидность носителя информации. 16. Универсальное электронное устройство для обработки информации. 17. Устройство для подключения внешних устройств к системному блоку персонального компьютера.

По вертикали.

1. Школьный документ. 3. Противоположность лжи. 4. Древнегреческий ученый, в честь которого названа формула расчета площади треугольника. 6. Единица измерения количества информации. 9. Обобщенное название множительных аппаратов. 10. Приказ на выполнение какого-либо действия. 12. Название клавиши в персональных компьютерах. 15. Несколько соединенных между собой компьютеров.

Учитель: В последнем конкурсе командам по очереди следует представить компьютер будущего или компьютер прошлого в любой интерпретации, т.е. в виде стихотворения, сценки, пантомимы, песни и др.

Ответы.

По вертикали: 1. журнал, 3. истина, 4. Герон, 6. байт, 9. ксерокс, 10. команда, 12. пробел, 15. сеть.

По горизонтали: 2. бумага, 5. начало, 7, клавиатура, 8. абак, 11. Фортран, 13. Морзе, 14. диск, 16. компьютер, 17. разъем.

В заключение командам предлагается изобразить в виде пантомимы, сценки, песни компьютер будущего или прошлого.

Награждение победителей.