Латинский текст как средство развития познавательного интереса у учащихся средней ступени обучения

Разделы: Иностранные языки


В результате обучения латинскому языку в средней школе учащиеся должны научиться читать и понимать латинский текст.

Как известно, книга - источник знаний. В книге содержится информация, которая может быть интересна ученику, и иметь для него значение.

Хотя, общение не является целью обучения латинскому языку, необходимо сказать, что общение происходит, но опосредованное с культурой Римской империи и известными её представителями.

На первых уроках учащиеся читают не сложные по форме и содержанию, познавательная ценность такого чтения невелика.

К середине обучения учащимся уже предлагаются тексты, содержащие информацию о жизни римлян. Предлагаются также несложные неадаптированные тексты, в т.ч. стихотворения, которые глубже знакомят учащихся с историей, культурой и обыденной жизнью римлян.

К концу 1 этапа обучения чтению учащиеся должны уметь:

1) правильно читать тексты (техника чтения);

2) найти требуемую лексическую единицу и определить её грамматические категории;

3) выделить и проанализировать часть целого;

4) найти и определить русские (латинские) дериваты;

5) сделать грамотный перевод части текста;

Для овладения техникой чтения, учащиеся должны осознать связи между знаковой стороной слова и способом его изображения, иначе говоря, они должны научиться правильно, соотносить звуки и буквы. Эта работа ведётся на начальном этапе.

Главная задача начального этапа - овладение графической системой латинского языка (знание букв алфавита) и усвоение соответствий между буквой и звуком.

Усвоение букв латинского алфавита связанно с некоторыми трудностями:

1) наличие букв, несколько сходных между собой по написанию: J-I, Q-O…

2) наличие букв, имеющих одинаковое начертание, но разное название и разное соответствие со звуком в русском, первом иностранном и латинском алфавите, например:

латинский язык русский язык английский язык
начертание произношение начертание произношение начертание произношение
P [п] P [р] P [пи]

Методика обучения технике чтения предусматривает усвоение учащимися правил чтения и системы упражнений.

На начальном этапе:

1. Чтение вместе с учителем, с выделением букв, способных вызвать затруднения при чтении.

2. Чтение латинских букв не вызывают особого затруднения у учащихся. Вызывают затруднения сочетания гласных и согласных, аналогов которых нет в русском языке. Система упражнений связана с применением разрезной азбуки.

Приводим некоторые из возможных приёмов:

1) учитель произносит слов с трудно читаемым сочетанием, учащиеся поднимают соответствующую карточку.

2) учащиеся выкладывают на магнитной доске слова с трудно читаемыми сочетаниями.

3) на доске загадано слово, с трудно читаемыми сочетаниями, учащимся предлагается разгадать слово (по типу кроссворда).

4) учитель называет буквы, учащиеся выкладывают на парте.

5) на доске латинский алфавит в перепутанном виде. Два учащихся собирают в правильном порядке.

6) расставить ударение.

7) поделить слова на слоги.

8) из слогов составить слово и прочитать.

9) диктант и т.д.

Время на обучение технике чтения требуется не много, т.к. учащиеся легко овладевают чтением латинского алфавита, сопоставляя его с русским и первым иностранным языком.

Следующий этап работы - осмысление его лексико-грамматического состава.

Предлагаются следующие упражнения и приёмы:

1) найдите в тексте слова (1, 2 склонение или глагола), определите их грамматические категории.

2) найдите в тексте слова в определенном падеже и числе и поставьте в противоположном.

3) найдите в тексте глаголы, определите их спряжение.

4) найдите в тексте глаголы (1-4 спряжения), поставьте их в повелительное наклонение.

5) проанализируете выделенные предложения с точки зрения их грамматического состава.

6) найдите в тексте слова, имеющиеся в русском языке.

7) определите, какие слова: английские, французские, немецкие образованы от следующих латинских и т.д.

Следующий этап работы над текстом - это понимание читаемого.

Понимание при чтении текста на латинском языке представляет собой сложный процесс. Психологами выделено 7 уровней понимания. (Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. М., 1973, с. 11.)

Три начальных стадии - примитивный уровень.

Понимание:

1) отдельных слов;

2) отдельных слов и сочетаний;

3) отдельных предложений, которые не дают возможность понять смысл текста.

Следующий уровень более продвинутый.

4) восприятие в тексте отдельных предложений, составляющих смысловое ядро;

5) понимание всех предложений и понимание содержания и смысла;

6) понимание эмоциональной окраски содержания;

7) обобщение содержания текста и его связь с общим направлением произведения.

Латинский текст требует включения тех же мыслительных операций, что и при чтении любого текста на иностранном языке.

Возможные упражнения на развитие навыков чтения продвинутых уровней:

1) чтение трудного абзаца с частичным переводом.

2) выделение предложений, которые служат ответом на вопросы.

3) придумывание заголовка.

4) нахождение в тексте предложений, характеризующих основную мысль текста.

5) дискуссия о прочитанном на русском языке и т.д.

Далее мы предлагаем тексты на латинском языке с заданиями, которые могут использованы учителями, преподающими латинский язык, на уроке или на во время промежуточной или итоговой аттестации.

План программа – урока.

Учитель: Ходырев Александр Петрович, учитель высшей категории.

Класс: 5

Предмет: латинский язык.

Тема: работа с латинским текстом.

Тип урока: формирование навыков работы с латинским текстом.

ТДЦ: создать условия для практического применения языкового материала.

Образовательная задача: совершенствовать языковые способности учащихся.

Развивающая задача: развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферу личности, память, внимание.

Воспитательная задача: осуществлять воспитание уважительного отношения к укладу, традициям Древнего Рима.

Практические задачи:

Совершенствовать грамматические навыки;

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая.

Технология: развивающее обучение.

Метод: системно – деятельностный.

Дидактические принципы: воспитывающее обучение, целенаправленность, доступность, наглядность, системность.

Методические принципы: межпредметность.

Средства обучения: доска, тематическая наглядность, раздаточный материал, Ходырева М.А. Ходырев А.П. Учебное пособие по латинскому языку. 5 класс. Основы латинского языка и Римской цивилизации. - Кирово-Чепецкая гимназия, 1992.

Структура урока:

1 блок – целевой: Оргмомент. Постановка задачи.

2 блок – процессуальный: фон зарядка. Совершенствование навыков грамматики. Формирование навыков работы с латинским текстом.

3 блок – аналитический. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока: Приложение 1