Урок по природоведению на тему: "Жизнь растений"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • На основе наблюдений дать представление о том, какие условия необходимы для нормального развития растения;
  • повторить классификацию растений;
  • развивать речь;
  • расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе.

1. Организационный момент

-Встали, ребятки, здравствуйте! У всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу! Садитесь!

2. Целевая установка

В начале урока вам предстоит отгадать кроссворд.

Лист поделен на клетки. В каждой клетке есть секрет.

-Разгадав кроссворд, вы узнаете, изучение какой темы мы сегодня продолжим.

Итак, слушаем 1-й вопрос ... и т.д.

1) Это растение выглядит, как настоящее дерево, и никогда не цветет.

2) Назовите одним словом корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

3) У какого дерева хвоинки осенью желтеют и опадают?

4) У него есть все части растений, несколько стволов покрытых корой.

5) О ней в загадках говорят: “Зимой и летом одним цветом”.

6) Как называется наука о растениях?

7)

Что за дерево стоит -
Ветра нет, а лист дрожит?

8) сновной корм северных оленей.

- Прочитайте слово получившееся в выделенных клетках (растения) .

- Именно о растениях мы и продолжим сегодня разговор.

3. Повторение пройденного материала

Беседа по вопросам

- Вспомните классификацию растений и скажите, на какие группы делят
растения?

- Какие органы растений вы знаете?

- Какая разница между культурными и дикорастущими растениями?

- Каким одним словом можно назвать растения, которые выращивают на полях,
огородах, бахчах и в садах?

- Сейчас, я проверю, как вы их хорошо знаете.

Тестирование учащихся

- Выберите номер правильного ответа и обведите.

Тест

1) Какое из этих растений люди выращивают в садах?

а) пшеница

б) слива

в) помидор

2) Какое из этих культурных растений люди выращивают на огородах?

а) рожь

б) ель

в) огурцы

3) Какое из этих культурных растений люди выращивают на полях?

а) дыня

б) овес

в) яблоня

4) Какое из этих культурных растений люди выращивают на бахчах?

а) свекла

б) арбузы

в) картофель

5) Каким одним словом можно назвать плоды садовых деревьев?

а) овощи

б) фрукты

в) корнеплоды

6) Какую часть растения используют для размножения культурных растений?

а) цветок

б) лист

в) семена

4. Физминутка

Дети под музыку выполняют упражнения:

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

5. Работа по теме урока

- А сейчас, продолжая наш урок, мы с вами установим, что нужно растениям для роста и развития на основе ваших наблюдений. Дома вы проводили опыты и наблюдали за тем, как прорастали семена фасоли в разных условиях.

1 -й опыт

- Рассмотрим первый опыт: одно семя вы положили в сухую тряпочку, а другое семя в мокрую. Пронаблюдав за семенами, сделайте вывод, что необходимо для прорастания семян? (ВОДА, слово на доске)

- Растениям нужна вода. Но растение из почвы корнями берет не одну воду, а вместе с водой и растворенные в ней минеральные соли, которые находятся в почве.

{Показ фрагмента о почве)

2-й опыт

- Рассмотрим второй опыт: теперь проросшие семена фасоли, в которых появились корни, вы посадили в разные горшочки с землей и поставили в разных уголках своего дома. Куда вы поставили 1-й горшочек? 2-й? 3-й? Вы их поливали и наблюдали за их развитием и ростом. Рассмотрите растения, находившиеся в темном месте (в шкафу) и на свету (на окне) .

Сделайте вывод: какое условие необходимо для нормального развития растений? (СВЕТ на доске)

- Для роста растениям необходим свет, который они улавливают в основном листьями. На свету листья зеленого цвета, они образуют крахмал и сахар, необходимые для роста и развития растения. В темноте растение вырастает длинным, вытянутым и хилым, а листья у него желтые.

- Рассмотрите растение, поставленное в прохладное место, как оно развивалось?

- При температуре ниже нуля у растения никакого роста нет. Несколько выше нуля начинается медленный рост, и он усиливается с повышением температуры.

- Значит, какое еще необходимое условие нужно для роста и развития растений? (ТЕПЛО на доске)

- Растение, как животные и человек - дышит. Что им для этого им необходимо? (ВОЗДУХ на доске)

- Но если человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ, то растение наоборот: поглощает углекислый газ, а выдыхает кислород, необходимый для жизни человека. Поэтому растения называют “легкими города”, они очищают воздух.

6. Первичное закрепление

- Наши наблюдения убедили нас в том, что растениям для нормального развития
необходимы:

вода

свет

тепло

воздух {хором)

За время своей жизни растение претерпевает много изменений: Ваше растение только в начальной стадии развития, а теперь посмотрим фрагмент из фильма, как будет развиваться ваше растение дальше, обратив внимание на начало его развития и на его окончание.

{Показ фрагмента)

7. Вторичное закрепление

- Заканчивая урок, давайте еще раз вспомним, что необходимо растению для его роста и развития?

(Работа по карточкам, рисунок 1)

8. Итог урока

(Показ фрагмента)

- Посмотрев эти кадры, в голову приходят слова:

“Если видишь что-то красивое, если видишь что-то хорошее - остановись!”

- А могут ли люди жить без природы?

9. Домашнее задание:

Подготовить рассказ о том, что необходимо растениям для роста и развития.

(Оценки - за опыты, тесты {После проверки})

Урок окончен!