Логопедическое занятие по теме: "Дифференциация звуков и букв б–п в слогах и словах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • учить детей дифференцировать звуки и буквы б-п;
  • учить словообразованию с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
  • расширять словарный запас;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать оптико-пространственные представления;
  • развивать мелкую моторику и тактильные ощущения;
  • воспитывать навыки взаимопроверки, культуру поведения и общения на занятии.

Оборудование: ПК (дикие и домашние животные), Буратино, домики, фишки для звукового анализа, мяч, тетради, цветные карандаши, цифровой ряд.

Ход занятия

I. Оргмомент

Сядет тот, кто назовет четвертый лишний предмет. Почему он лишний?

II. Постановка темы

К нам на занятие пришел гость, а кто — это вы узнаете, когда переставите слоги так, чтобы получилось имя.

ти, ра, Бу, но

Когда дети справляются с заданием, выставляется картинка Буратино.

Почему третий слог написан с большой буквы? Какой первый звук в слове Буратино? Дайте характеристику этому звуку. Выложите схему этого звука. А какой буквой обозначим этот звук на письме?

Посмотрите, Буратино пришел к нам не с пустыми руками. Что в руках у Буратино? Портфель.

Какой первый звук в слове "портфель"? Дайте характеристику этому звуку. Выложите схему этого звука. Какой буквой обозначим этот звук на письме?

Посмотрите на ленту букв. Эти буквы дружат и называются парными, а почему?

Потому, что органы артикуляции при произнесении звуков б-п принимают одинаковое положение. Как мы произносим эти звуки? Губами, т. е. губы смыкаются только б — звонкий, а п — глухой.

Сравнение артикуляции звуков перед индивидуальными зеркалами.

Вывод: С какими звуками мы сегодня будем работать? С какими буквами? Мы будем учиться их различать.

III. Работа по теме

Выложите эти буквы на бархатной бумаге.

Узнавание букв в усложненных условиях.

Буратино принес вам в своем портфеле задание. Он просит рассмотреть и сосчитать, сколько букв Б написано на рисунке. Сколько букв П написано на рисунке? (Сосчитать буквы, наложенные друг на друга).

Замените звук П на Б в слогах: па, по, пу, пы, апо, упы, опу, пых. Замените звук Б на П в словах:

бочка — почка

бой — пой

борт — порт

Булька — пулька

балка — палка

бас — пас

бар — пар

бравый — правый

Что происходит со словами? (Меняется смысл, значение слова.)

Буратино зашифровал в словах названия животных. Расшифруйте их.

  • Назовите первый слог в словах: СОВА, БАНАН, КАПУСТА.
  • Назовите первый звук в словах: ПОПУГАЙ, ОСЛИК, НОСОРОГ, ИНДЮК.
  • Назовите второй звук в словах: ЯБЛОКО, ТЫКВА, ОКУНЬ.
  • Покорите вершину и составьте слово. Что получилось?

(СОБАКА, ПОНИ, БЫК, ПОРОСЁНОК.)

Буратино был невнимателен и прослушал названия животных, повторите их ему.

Выставляются картинки с животными.

Назовите, какие из этих животных домашние, а какие дикие?

Послушайте, что говорит Буратино:

Эх, кабы да кабы
Сюда сбежались звери бы!
Зоопарк бы я устроил
И дома им всем построил.

Помогите Буратино расселить этих животных по домам, которые он построил. В одноэтажный дом — слово с одним слогом. В двухэтажный дом — слово с двумя слогами и т. д. Каждый слог записать на отдельный этаж дома: бык, пони, собака, поросёнок.

IV. Динамическая пауза

Игра с мячом: назови детенышей лисы, волка, курицы, белки, собаки, коровы, свиньи, лошади, верблюда.

Игра “Цифровой ряд”. Определите место звуков б-п в словах: зебра, черепаха, баран, верблюд, леопард, панда.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Помогите опуститься парашютикам с буквами б-п на свои места: *аук , зу*ы, *уквы, шля*а, са*оги, ру*ашка.

Запишите слова со звуком П в один столбик, со звуком Б в другой столбик. Подчеркните буквы Б и П цветными карандашами. Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга, правильно ли вы написали.

V. Итог занятия

Какие звуки мы учились различать? Какие буквы? Чем они различаются?