Урок математики в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика


Цели урока.

  • Обобщение знаний об обыкновенных дробях и действия над ними.
  • Закрепление умения сравнивать обыкновенные дроби и выполнять арифметические операции над ними.
  • Формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
  • Воспитание познавательного интереса к предмету и окружающему миру.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Диктант (взаимопроверка; самопроверка по ответам, записанным на доске; выставление оценок).

Выполните действия, ответы запишите в виде дробей.

(При обобщении теоретических знаний используются дроби, полученные в диктанте. Каждый правильный ответ ученика фиксируется на полях знаком +).

Вопросы.

1) Как называются числа, записанные на доске? (Обыкновенные дроби.)

2) Из чего состоит дробь? (Числитель и знаменатель.)

3) Что показывает числитель и знаменатель дроби? (Знаменатель дроби показывает на сколько равных долей делят, а числитель – сколько таких долей взято.)

4) На какие две группы вы можете разбить данные дроби? (Правильные и неправильные.)

5) Какие дроби называются правильными, а какие неправильными? (Дроби, в которых числитель меньше знаменателя, называют правильными. Дроби, в которых числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильными.)

6) Какие операции вы можете выполнять с дробями? (Сравнивать, складывать, вычитать.)

7) Как сложить и вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями? (При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же. При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.)

8) Какие из данных дробей вы можете сравнить?

(Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой больше числитель, и меньше та дробь, у которой меньше числитель.)

а

(Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой меньше знаменатель, и меньше та дробь, у которой больше знаменатель.)

б

(Неправильная дробь всегда больше правильной.)

Можно ли сравнить каждую дробь с 1?

в

(Правильная дробь меньше 1, неправильная больше или равна 1.)

3. Обратите внимание на плакат, висящий в нашем кабинете. (Читает ученик.)

“Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе”

 

На доске:

Вывод: если человек думает о себе больше, чем представляет собой, тем меньше дробь, т.е. и значимость человека меньше.

3. Работа со смешанными числами.

1) Возьмите из ответов диктанта те неправильные дроби, которые больше 1 и выделите целую часть. Как это сделать? (Нужно разделить числитель на знаменатель. Частное от деления будет целой частью числа, остаток – числителем, делитель – знаменателем.) .

2) Как называются полученные числа? (Смешанными)

3) Какие операции вы можете выполнять со смешанными числами?

а) Сравнивать: .

б) Складывать: .

в) Вычитать: .

(Все действия выполняются на доске и комментируются.)

4) Придумайте на сложение и вычитание этих чисел задачи. (Ученики приводят примеры нескольких задач.)

4. Решим еще одну задачу.

В одном из пятых классов провели контрольную работу. 1/9 всех учащихся получила оценку “5”, 12 человек получили оценку “4”, что составляет 4/9 всех учащихся. Сколько человек получили оценку “3” , если известно, что с контрольной работой справился весь класс?

Решение:

1) 12 : 4 * 9 = 27 учащихся в классе;

2) 27 : 9 * 1 = 3 учащихся написали на “5”;

3) 27 - 12 - 3 = 12 учащихся написали на оценку “3”.

Ответ: 12 учащихся.

5. Самостоятельная работа

Самопроверка по таблице

Поставьте себе оценки

1) Если получилось слово “пятерка” - это его оценка.

2) Если одна ошибка – оценка “4”.

3) Если две ошибки – оценка “3”.

6. Воспитание познавательного интереса к предмету.

Вопросы:

1) Как вы думаете в результате чего появились дроби? ( В результате деления. Дробь, дробить, делить)

2) Существует ли связь между математикой и музыкой, а в частности между обыкновенными дробями и музыкой? Ребята, которые учатся в музыкальной школе знают, как связаны ноты и дроби (рисунок 2). Чтобы найти длину такта, нужно сложить дроби (рисунок 1).

Рисунок 1

Рисунок 2

III. Подведение итогов

(Учитываются оценки за диктант, самостоятельную работу и участие в теоретической разминке.)

IV. Информация о домашнем задании.