Развитие способностей каждого ученика — задача современного учителя

Разделы: Начальная школа


В современной школе большое внимание уделяется работе с одаренными детьми. При этом под одаренностью понимается высокий уровень способностей, обусловленный интенсивным интеллектуальным развитием, творческим подходом и глубокой мотивацией при решении задач. Среди показателей одаренности выделяют:

  • схватывание и быстрое понимание новых идей;
  • стремление к познанию;
  • наличие хорошей памяти;
  • прогресс в школе; наличие ярко выраженных интересов;
  • владение большим объемом информации;
  • способность к размышлению;
  • наблюдательность;
  • оригинальность.

А как быть тем детям, которые не обладают данными показателями? Неужели они все годы обучения в школе будут находиться “в задних рядах”, не имея возможности в чем-то проявить себя?

В педагогике разработано немало технологий, способных развивать интеллектуальные, академические, лидерские, художественные, творческие, психомоторные способности у каждого ученика в той степени, которая соответствует их индивидуальному развитию. Важнейшая роль в каждой из технологий отводится учителю, которому предъявляется ряд требований, таких, как:

  • отбор учителем тех методов, форм и приемов обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • обеспечивание консультирования для учащихся по разным видам деятельности;
  • создание условий для конкретного воплощения идей учащихся с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащихся;
  • способствование у учащихся пробуждению желания испытать себя в разных видах деятельности, поощряя результативность в какой-либо области.

Следуя этим правилам, учитель может дать возможность проявить себя любому ученику в той или иной ситуации, почувствовать уверенность в себе, достичь более высокого результата.

Любое обучение, в том числе и традиционное можно сделать развивающим, используя элементы тех или иных технологий. Для этого нужно составить программу развития способностей каждого ученика, где сочетаются различные технологии, например, такие:

1-я ступень обучения

2-я ступень обучения

3-я ступень обучения

1. Обеспечение базового уровня знаний.

2. Гуманно-личностная техно-логия Ш. А. Амонашвили.

3. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте Н. А. Зайцева.

4. Технология развивающего обучения Л. В. Занкова.

5. Раннее изучение иностран-ного языка и др.

1. Обновление планов и программ:
  • ОЖС
  • ОПД
  • факультативы, консульта-ции, индивидуально-групповые занятия.

2. Обеспечение базового уровня знаний.

3. Определение оптимального объема знаний.

4. Технология личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской.

5. Технология индивидуали-зации обучения И. Унт, А. С. Границкой, В. Д. Шадрикова.

6. Коллективный способ обучения А. И. Ривина, В. К. Дьяченко.

7. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В. В. Фирсова.

8. Информационные технологии.

9. Введение метода проектов. Работа с портфолио и др.

1. Создание комплекса усло-вий, влияющих на формирование и развитие личности.

2. Технология личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской.

3. Технология индивидуали-зации обучения И. Унт, А. С. Границкой, В. Д. Шадрикова.

4. Технология индивидуали-зации обучения И. Унт, А. С. Границкой, В. Д. Шадрикова.

5. Коллективный способ обучения А. И. Ривина, В. К. Дьяченко.

6. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов В. В. Фирсова.

7. Информационные технологии.

8. Введение метода проектов. Работа с портфолио.

9. Технология саморазвивающего обучения Г. К. Селевко.

10. Введение спецкурсов:

  • предпрофильное обучение;
  • профильная подготовка и др.

Элементы разных технологий могут переходить с одной ступени обучения на другую. Даже в начальной школе можно использовать уровневую дифференциацию, метод проектов, коллективный способ обучения.

Помощь учителю в работе могут оказать следующие рекомендации:

  1. Помогайте ученику действовать независимо.
  2. На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны каждого ученика, чтобы оказать ему ту помощь, в которой он нуждается.
  3. Не сдерживайте инициативы детей, давайте им возможность самим делать то, что они в состоянии сделать.
  4. Используйте проблемные ситуации как область применения полученных навыков.
  5. Подходите ко всему творчески.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5