Методические рекомендации по организации контроля знаний студентов по дисциплине "География"

Разделы: География


Контроль выполняет три функции:

  1. Это важнейший инструмент мотивации, а, следовательно, успешности учения.
  2. Это способ адаптации преподавателя и студента друг к другу, а также способ коррекции на основе получения сигналов обратной связи.
  3. Это оценка качества знаний и, в конечном счете, оценка уровня обученности.

В рабочих учебных планах по специальностям в Новоуренгойском техникуме газовой промышленности определены формы итогового контроля по дисциплине география – экзамен по экономической специальности, зачет по общетехническим специальностям.

Итоговому контролю предшествуют разнообразные виды и формы контроля в процессе обучения географии (Приложение 1).

Входной контроль проводится перед началом изучения дисциплины для выявления предшествующих знаний, являющихся одновременно базисными для усвоения экономической и социальной географии мира. Этот контроль проводится в форме ответов на вопросы, проверяющих знания терминологии, теоретического материала.

Варианты заданий

1 вариант:

1. Дайте объяснение терминам: район, специализация, экспорт, экстенсивный, унитарное государство, технология, гидроэлектростанция.
2. Перечислите факторы размещения производства.
3. Перечислите отрасли производственной сферы.

2 вариант:

1. Дайте объяснение терминам: городская агломерация, кооперирование, импорт, интенсивный, федеративное государство, интеграция, геотермальная электростанция, географическое или территориальное разделение труда.
2. Что включает в себя экономико-географическое положение?
3. Перечислите отрасли непроизводственной сферы.

Текущий контроль знаний по каждой теме осуществляется сочетанием различных форм контроля, может осуществляться многовариантно: фронтальный контроль может предшествовать индивидуальному, или наоборот, может осуществляться в форме устных или письменных ответов, ответов на вопросы теста и т.д. (Приложение 2)

Каждая форма контроля, имея свои преимущества, не является вместе с тем универсальной. Выбор той или иной формы контроля определяют цели и задачи обучения на данном этапе, тип урока, специфика проверяемого учебного материала, уровень подготовленности студентов и т.д.

Практически в начале каждого занятия используют метод настройки – блиц-опрос: в очень высоком темпе задаются короткие вопросы, которые подразумевают точные конкретные ответы, например:

  • Страна, занимающая первое место в мире по площади.
  • Самая многонациональная страна.
  • Страна, где самая большая численность населения.
  • Численность населения мира.
  • Страна, занимающая первое место по добыче нефти.
  • Какие электростанции преобладают во Франции.
  • Кто стоит во главе государства Ватикан.
  • Отрасли международной специализации Японии.

Данный прием позволяет быстро войти в рабочий ритм, настроиться на изучение географии, тонизирует не только студентов, но и преподавателя. Но этот метод преследует и другую цель: если какие-то вопросы повторяются из урока в урок, то определенный фактический материал наконец запомнит самый нерадивый троечник. Для социально-экономической географии, на мой взгляд, это особенно важно. Ведь её изучение предполагает владение большим объемом цифр и фактов. Повторяющийся блиц-опрос облегчает запоминание.

Одной из эффективных форм контроля знаний по географии является тестовый контроль. Его можно использовать на любом этапе урока, от проверки домашнего задания, до закрепления нового материала.

Тестовая форма проверки знаний имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она позволяет в сжатые сроки провести опрос значительного числа студентов. Во-вторых, исключает возможность субъективного подхода к оценке качества знаний.

Однако, тестирование не вполне позволяет:

  • определить способность студентов проводить географический анализ;
  • формулировать тезисы особенностей и факторов расселения населения и размещения производства и доказывать их;
  • проводить географические сравнения;
  • давать комплексную географическую характеристику стран и регионов.

Эти недостатки тестовой проверки, преодолеваются благодаря устной проверке знаний, которая проводится индивидуально или фронтально.

Сложный учебный материал, большой по объему, требующий анализа и обобщения знаний, предполагает проведение индивидуального устного опроса с целью привлечения внимания всех студентов группы к узловым вопросам темы.

При уверенности в том, что учебный материал усвоен всеми студентами, проводится фронтальный устный опрос, в который включаются вопросы, требующие несложных ответов, проверяющие знание терминологии, конкретных показателей и статистических данных.

При подготовке вариантов заданий для контроля по темам ориентируюсь на тот объем необходимых знаний, которыми должны студенты овладеть в процессе изучения темы.

Предлагаю вариант организации контроля знаний по теме: “Политическое устройство мира”.

Рабочая программа по географии по теме “Политическое устройство мира” указывает, на то, что студенты должны знать:

– изменения на политической карте мира в новейший период;
– многообразие стран, дифференциация стран по уровню социально-экономического развития;
– государственный строй стран мира, формы правления.

В процессе организации текущего контроля по данной теме использовала уплотненный опрос, сочетающий в себе тестовый контроль по вариантам для восьми студентов, карточки-задания для шести студентов, фронтальный опрос, индивидуальный опрос четырех студентов. Таким образом, за 25 минут, использованных на проверку знаний, оценила 18 человек.

Тесты для контроля знаний

1 вариант.

  • Политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах называется … .
  • Большее число стран мира относится:
    • к экономически развитым;
    • к развивающимся;
    • к странам с переходной экономикой.
  • К экономически развитым странам относят:
    • Германию и США;
    • Германию, США, Австралию;
    • Германию, США, Австралию, Южную Корею.
  • Установите соответствие:
Типы развивающихся стран: Страны:
1. Ключевые;
2. Отсталые.
а) Тайвань, Гонконг, Сингапур;
б) Непал, Чад, Гаити;
в) Индия, Бразилия, Аргентина.
  • Форма правления, при которой власть в государстве принадлежит одному лицу и передается по наследству, называется:
    • республика;
    • монархия;
    • диктатура.
  • Установите соответствие:
Формы правления: Страны:
1. Монархия;
2. Республика.
а) Франция, Италия, Португалия;
б) Япония, Греция, Испания;
в) Великобритания, Нидерланды, Бельгия.
  • Большинство монархий на современной политической карте мира сосредоточено:
    • в Европе;
    • в Африке;
    • в Латинской Америке.
  • 8. Большинство стран мира на политической карте по форме правления относятся:
    • к республикам;
    • к монархиям.
  • К федеративным государствам относятся:
    • Германия;
    • Германия и Франция;
    • Германия, Франция, Украина.

2 вариант.

  • Политическая карта мира:
    • окончательно сформирована;
    • продолжает формироваться.
  • К экономически развитым странам относят:
    • США и Японию;
    • США, Японию, Канаду;
    • США, Японию, Канаду, Нидерланды.
  • Количество развитых стран превышает количество развивающихся стран:
    • в Европе;
    • в Европе и Северной Америке;
    • в Европе, Северной Америке, Азии.
  • Установите соответствие:
Тип развивающихся стран: Страны:
1. Экспортеры нефти;
2. Новые индустриальные.
а) Египет, Бразилия, Нигерия;
б) Кувейт, Катар, Бруней;
в) Республика Корея, Сингапур.
  • Большинство новых индустриальных стран располагается:
    • в Южной Америке;
    • в Юго-Восточной Азии;
    • в Западной Азии.
  • Если высшая законодательная власть в государстве принадлежит выборному органу страны, то такая форма правления называется:
    • монархия;
    • республика;
    • доминион.
  • Установите соответствие:
Формы правления: Страны:
1. Монархия;
2. Республика.
а) Италия, Япония, Бельгия;
б) Марокко, Франция, Непал;
в) Гвинея, Либерия, Турция.
  • К абсолютным монархиям относится:
    • Саудовская Аравия;
    • Саудовская Аравия и Таиланд;
    • Саудовская Аравия, Таиланд, Марокко.
  • К унитарным республикам относится:
    • Италия;
    • Италия и Франция;
    • Италия, Франция, Япония.

Карточки-задания для письменного опроса студентов

Карточка 1:

1. Основные этапы формирования политической карты мира в ХХ веке.
2. На какие группы подразделяются страны по величине территории? Приведите примеры стран, относящихся к каждой группе.

Карточка 2:

1. Какие события оказали влияние на формирование политической карты мира в конце 80-х – начале 90-х годов, к каким изменениям на политической карте они привели?
2. На какие группы подразделяются страны по численности населения? Приведите примеры странЮ относящихся к каждой группе.

Карточка 3:

1. Дополните схему:

Примеры стран

2. В чем выряжается многоликость современного мира?

Карточка 4:

1. Приведите примеры территорий, на которых продолжаются региональные конфликты?
2. На какие группы делятся страны по национальному составу? Приведите примеры стран, относящихся к каждой группе.

Карточка 5:

1. Какие государства появились на политической карте после 1990 года? В каком регионе таких государств больше всего?
2. На какие группы подразделяются страны по географическому положению? Приведите примеры стран, относящихся к каждой группе.

Карточка 6:

1. Дополните схему:

Примеры стран, относящихся к каждой монархии.

2. Что выражает понятие валовый внутренний продукт?

Вопросы фронтального опроса:

  • Какое количество стран имеется на политической карте?
  • Какие государства называются суверенными?
  • Какое количество суверенных государств в мире?
  • Объясните значение терминов: республика, монархия, унитарное государство, федеративное государство?
  • На какие группы делятся государства по уровню социально-экономического развития?

Вопросы индивидуального опроса:

  • Экономически развитые страны, их особенности и группы.
  • Развивающиеся страны, их особенности и классификация.
  • Формы административно-территориального устройства стран мира, их особенности и группы.
  • Формы правления стран мира, их особенности и группы.

Проведение текущего контроля позволяет выявить проблемы или неточности в усвоении знаний, внести соответствующую коррекцию в полноту и уровень их усвоения, предупредить непонимание определенных вопросов, базирующихся на предшествующем учебном материале, при изучении последующих тем.

Тематический контроль проводится два раза в семестр после изучения следующих разделов: “Общая экономико-географическая характеристика мира”, “Региональные характеристики”.

При этом контроле выявляется уровень сформировавшихся знаний, умений и навыков студентов по разделам дисциплины.

Формы проведения тематического контроля используются разные: коллоквиум-собеседование преподавателя со студентами, групповая форма работы, контрольная работа и другие.

Кроме проверки теоретических вопросов и практических заданий, прошу студентов подготовить рабочие тетради и контурные карты, которые они ведут с начала учебного года, проверяю в них наличие и правильность выполнения всех видов работ.

Итоговый контроль по географии – курсовой экзамен по экономической специальности, зачет по общетехническим специальностям.

Зачет проводится по карточкам заданиям, содержащим контрольные вопросы на воспроизведение теоретических знаний, задания практической части зачета направлены на составление характеристик отраслей промышленности, сельского хозяйства, населения стран мира на основе анализа содержания карт, статических данных.

Используется также тестовый контроль. Разработаны тесты, включающие вопросы, проверяющие знания по всему курсу географии.

Для проведения экзамена подготовлены экзаменационные вопросы, в билет включено по два вопроса.

Для раскрытия содержания вопросов билета необходимо знание студентами теоретического материала, умение пользоваться картами атласа для извлечения нужной информации, для полноты ответа.

В методике проведения итогового контроля важен подготовленный этап. В начале изучения дисциплины студенты нацеливаются на зачет, экзамен (согласно учебному плану), за месяц до итогового контроля предлагаются вопросы для подготовки.

В процессе итогового контроля знаний учитываются результаты предыдущих видов контроля, а также уровень ответа студента на зачете или экзамене. Итоговая отметка дает возможность оценить окончательные результаты, сделать вывод о путях совершенствования методов обучения.