Информационные технологии на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


ХОД УРОКА

I. Организационная часть

II. Проверка домашнего задания

Проверка выполненного задания: стишки-потешки, загадки, сказки (на выбор) о чередующихся гласных о/а (ложлаг, рост–ращ–рос).

– Начнем проверку с веселого домашнего задания (читают 2–3 ученика). Почему веселое? На какую орфограмму? (Чередующиеся корни ложлаг, рост–ращ–рос).

Ребятам предлагаются послушать потешки на данную орфограмму и выписать слова с чередующимися корнями ложлаг, рост–ращ–рос:

У осы выросли не усы, а усики
А у кота вырастают усища.

На опушке в избушке
Расположились старушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке расположилась кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Обратите внимание, что сегодня у нас будут помощниками глаголы. Они предлагают вам загадку (записана на доске):

Блестит и блистает,
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает. (Снег)

– А как вы узнали, что это снег? Помогли слова-глаголы (ученики хором читают слова). Понаблюдайте, что происходит в корнях с чередующимися гласными е/и. Исходя из этого, определим тему урока:

Чередование гласных е/и в корнях слов

Цели:

  • Научиться правильно писать чередующуюся гласную.
  • Формировать умения:
    • в тексте находить слова с чередующейся е/и;
    • определять условия, чтобы правильно написать орфограмму;
    • различать безударные и чередующиеся гласные.
  • Дать оценку полученным знаниям.

– Приступаем к главному вопросу нашей темы: “Когда в чередующихся корнях пишу и, когда е”.

III. Новая тема.

– Вам предлагается загадка. Как зовут девочку? Посмотрите внимательно и послушайте о ней рассказ:

Девочка очень аккуратная:
Хорошо все убирает,
Всю грязь отдирает,
Пыль везде стирает,
Шкафы запирает,
Так устает, что умирает от усталости.
Но когда сердится, то говорит:
"Когда все уберу,
Грязь отдеру
Надо пыль стереть,
Шкафы запереть,
Не хочу! Я так устала, что могу умереть!"

Вывод о правописании е/и в корнях:

Орфограмма с девчачьим именем

– Какова роль суффикса? Приготовьте ответ.

IV. Актуализация знаний

– Давайте потренируемся, чтобы привыкнуть к этой орфограмме с девчачьим именем.

Задание 1. Образуй слова с сочетанием “ира” от следующих слов, выдели графически орфограмму в корне.

Что сделал?

Вымер –
Протер –
Запер –

Что делать?

Проверка выполненного задания

– Следующее задание посложнее:

Задание 2. Угадай!

Кто-то терем пр…бирал
И хозяев поджидал.

А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приб…рет и приготовит.

Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрехонек, лапой ут…раясь.

– Прочтите вполголоса, приготовьтесь читать выразительно.
– Угадайте, из каких сказок Пушкина взяты строки? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и его работнике Балде”)
– Выписшие слова с изучаемой на уроке орфограммой.

Проверка с объяснением (сначала условие, а потом – чередующиеся гласные)

– И опять глаголы помогают в выполнении задания. Записываем только слова-глаголы.

V. Работа с текстом

1. Чтение текста.

ТАВИ

Тави убирала комнату, стирала пыль, вытирала посуду. От возни у нее разгорелись нежные щеки. Чувствуя, что они горят, Тави подошла к зеркалу, фыркая и отплевываясь.
– Тьфу! Тьфу! Как ведьма, как трубочист.
Действительно, ее нос был в пыли, полоса сажи была на щеке, шея посерела от пыли.
Тави схватила полотенце, чтобы вытереться, но со вздохом опустила руку, качая головой:
– Не для кого мне прибираться и умываться: хороша и так.
Действительно, она была хороша и так.

Александр Грин. “Блистающий мир”

2. Работа по содержанию текста.

3. Комментированное письмо предложений из текста:

VI. Закрепление изученного

Задание 3. Распределить следующие слова в таблице в зависимости от правописания гласной в корне:

  1. соберу
  2. удирать
  3. стереть
  4. заперла
  5. умирает
  6. отдеру
  7. убирает
  8. примерять (платье)
 

1

2

3

4

5

6

7

8

е

 

 

           

и

               

Проверка:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

е

+

 

+

+

 

+

 

+

и

 

+

   

+

 

+

 

Вопрос: Кто нашел лишнее слово?

Ответ: Примерять (платье).

Помни!

Безударные гласные

Чередующиеся гласные

Примерять платье

Умереть

Примирять друзей

Умирать

Разные слова по лексическому значению!

VII. Домашнее задание: №543, 544 (составить связный текст с глаголами-помощниками, имеющими в корне чередующиеся е–и)

VIII. Итог урока

Вывод: Какой же суффикс командует корнями с чередующимися е–и?

IХ. Рефлексия

– Оцени свою работу на уроке, как хорошо ты понял материал: Да (понял), Частично, Нет (не понял).

  • Я усвоил(а) орфограмму “Чередование е–и в корнях слов”.
  • Я умею находить слово с данной орфограммой.
  • Я отличаю безударные корни от корней с чередующейся гласной.

Баллы:

  • Да – 5 баллов
  • Частично – 3 балла
  • Нет – 0 баллов

Сумма баллов

Оценка

15 баллов

5

12–14 баллов

4

9–11 баллов

3

3 балла

2

Х. На следующем уроке

– Суффикс а продолжает командовать:

Е

И

-блест-

-блиста-

-стел-

-стила-

-жег/ч-

-жига-

-чет-

-чита-

– В одном из выполненных сегодня заданий уже встречалась данная орфограмм, найдите её:

Блестит и блистает
На солнце сверкает,
А придет весна – умирает.

Приложение