Урок математики в 1-м классе: "Сложение и вычитание в случаях вида"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с приёмами сложения и вычитания для случаев данного вида;
  • формировать умения считать;
  • развивать логическое мышление.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Закрепление пройденного материала

1. Устный счёт

– Воспроизведи ряд чисел от 0 до 10; от 10 до 0; от 2 до 7; от 7 до 3; от 5 до 1

– Продолжи ряд чисел:

10, 7, …
9, 6 …

2. Игра “Угадай число”. Закрепление изученных случаев состава чисел.

6 + … = 8
… + 2 = 3
… – 2 = 7
7 – … = 6
9 = … + 2
10 = 8 + …

3. Игра “Молчанка”

Дети показывают числа, из которых состоит число 6, 7, 5, 3

4. Индивидуальная работа у доски

Работают 4 ученика. Закрепление умений решать примеры вида: …+ 1; – 1; + 2; – 2

5 + … = 7
6 + 2 = …
… – 2 = 5
4 + 2 = …
7 – 2 =…
6 + 1 + 1 =
8 + 1 + … = 10
10 – 2 =…
8 – 2 =
7 + 2 =
4 – … = 2
3 + 2 = …
… – 2 = 4
6 + … = 7
5 +… + 1 = 7

5. Игра “Угадай пример”

Работа с кассой. Дети показывают на наборном полотне любой вариант, могут показать несколько вариантов. Затем идет проверка выполненной работы детьми на доске с помощью сигналов.

6 = …+ …
7 = …+ …
3 = …+ …

III. Физкультминутка.

Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг,
Взмах косой туда-сюда
Делай “раз” и делай “два”.

IV. Решение нестандартных задач

Задача 1.

Сева купил пирожное и Иван мороженое. Вместе они потратили 10 рублей. При этом Иван заплатил за мороженое на 2 рубля больше, чем Сева за пирожное. Сколько стоило мороженое и сколько стоило пирожное?

Задача 2.

Игорь и Сева едут в школу на автобусе вместе. Игорь едет 15 минут. Сколько времени они едут вместе?

V. Работа над новым материалом

1. Детям даётся задание.

– Решите задачу. На тарелке лежало 5 яблок. Положили еще 3. сколько яблок стало? Как вы будете прибавлять?

Дети говорят свои варианты прибавления трёх.

2. Работа с кассой

5 + 1 + 1 + 1
5 + 2 + 1
5 + 1 + 2

Вывод: число 3 можно прибавлять по частям.

– Мы знаем, что 3 это 1, 1, и 1; 3 это 2 и 1; 3 это 1 да 2

3. Работа на индивидуальных полотнах

– Положите 6 красных кружков. Справа положите 2 зелёных и один синий. Сколько кружков прибавили? Сколько стало? 6 + 2 + 1 = 9
– Как можно прибавить по другому? Можно к 6 красным кружкам прибавить 1 синий и 2 зелёных.
– Сколько кружков прибавили?
– Сколько их стало? 6 + 1 + 2 = ?
– А можно прибавить по одному? 6 + 1 + 1 + 1 = 9

4. Работа на доске

Учитель выставляет на полочку 7 яблок (предметные картинки) 3 из них отличаются цветом ( 4 яблока зелёных, 2 красных, 1 жёлтое).

– От 7 нужно отнять 3. Как мы можем отнять?
– Мы знаем. Что 3 это 2 и 1. Сначала можно взять 2 яблока. А потом еще 1. Взяли два красных яблока. Сколько осталось яблок? (7 – 2 = 5)
– Затем взяли еще 1 яблоко. Сколько яблок осталось? (5 – 1 = 4)
– Сколько яблок было сначала?(7)
– Сколько всего яблок взяли? (3)
– Как из 7 вычли 3?
– Можно было по другому брать яблоки? (Да. Сначала взять1, а потом ещё 2)
– Если взять 1 яблоко, сколько яблок останется? (6)
– Как получили 6? (7 – 1 = 6)
– Сколько яблок ещё нужно взять? (2)
– Сколько яблок останется? (4)
– Как получили 4? (6 – 2 = 4)
– Сколько яблок было сначала? (7)
– Сколько всего вычли из 7? (3)
– Как вычитали 3?
– Кто сможет повторить, как по частям можно вычесть 3.

5. Работа по учебнику

– Рассмотрите рисунки.
– Как к 6 прибавить 3 по частям? (Можно прибавить сначала 1, а потом еще 2, или прибавить 2, а потом ещё 1)
– Прочитайте пример 5 + 3
– Как к 5 прибавить 3 по частям? (Сначала к 5 прибавим 2. получится 7, а затем к 7 прибавить 1, получится 8)

Аналогично разбираются следующие два столбика.

VI. Физкультминутка

Мы шли, шли, шли
Землянику нашли.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы идём искать опять.

VII. Закрепление изученного

– Сравни (<, =, >).

Дети устно по “цепочке” выполняют задание.

– 7 плюс 2 это 9, 9 = 9.
– Если 7 и 2 это 9, а 7 и 3? (7 + 3 = 10)
– Как к 7 прибавить 3? (К 7 прибавить 2 будет 9. да ещё 1 получится 10)
– Какой знак нужно поставить? (10 больше 9)

Аналогично разбираются следующие примеры.

VIII. Решение задач.

Первый вариант читает задачу № 5 и составляет решение из разрезных карточек с цифрами.
Второй вариант читает задачу № 6 и составляет решение задачи из разрезных карточек..

– Было 4 жёлудя. Стало на 3 больше. Сколько желудей стало? 4 + 3 = 7
– Как прибавляли 3?

IX. Работа в тетради

– Сколько маленьких синих квадратов на рисунке? (4)
– Сколько больших квадратов? (3)
– Как к 4 прибавить 3?
– Прочитайте начало записи. Сколько ещё нужно прибавить? Какое число пропущено? (2)
– Если к 4 прибавить 1, сколько получим? (5)
– Сколько ещё нужно прибавить к 5? Сколько получим? Сколько всего прибавили? Как прибавляли?

Далее самостоятельное решение примеров и раскрашивание карточек с примерами.

3 + 2 8 – 2 9 – 2 6 – 0
4 + 2 7 – 2 8 – 2 4 + 3

– Прочитайте примеры, в результате которых получили 5, 6, 7.
– Рисование узора. Раскрасьте его.

X. Итог урока

– Чему научились на уроке?